Большое количество обращений граждан и внушительный объем должностных обязанностей заставляет депутатов пользоваться услугами помощников-консультантов. Несмотря на низкий уровень заработной платы и наличие специального фонда оплаты труда помощников, которым депутат распоряжается по своему усмотрению (не всегда справедливо), должность помощника депутата желают занять очень многие. Возможность состоять на государственной службе, завести необходимые знакомства с «сильными мира сего», получить удостоверение помощника народного депутата — все это является довольно заманчивыми перспективами.
Но на самом деле, что может дать данная должность и каков истинный правовой статус помощника-консультанта народного депутата Украины, сколько их может быть всего у одного депутата? Для этого обратимся к законодательству.
В соответствии со статьей 34 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», народный депутат может иметь до тридцати одного помощника-консультанта, которые работают по срочному трудовому договору на постоянной основе, по совместительству или на общественных началах, а также являются гражданами Украины и имеют среднее специальное или высшее образование. При этом на четырех помощников-консультантов распространяется действие Закона Украины «О государственной службе», им присваивается не выше седьмого ранга госслужащего четвертой категории, и они прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к аппарату Верховного Совета Украины или к исполнительным аппаратам органов местного самоуправления. После увольнения помощника депутата в связи с окончанием срока полномочий последнего, предоставляется предыдущая или равноценная должность, при условии, что до принятия на работу он работал в органах государственной власти или местного самоуправления. Если же увольнение помощника, работающего на постоянной основе, происходит на основании досрочного прекращения полномочий народного депутата, то ему выплачивается разовая денежная помощь в размере его трехмесячной заработной платы. Все время пребывания на должности помощника-консультанта по срочному трудовому договору на постоянной основе засчитывается в трудовой стаж.
«Глаза» и «уши» депутата
Кроме этого Закона, существует также Постановление Верховного Совета Украины № 379/95-ВС «Об утверждении Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины» от 13 октября 1995 года, которое определяет правовой статус помощника депутата. Согласно данному документу, помощник депутата имеет право входить и находиться в помещениях Верховного Совета, центральных и местных органов исполнительной власти, присутствовать на пленарных заседаниях Верховного Совета, а также иметь бесплатный доступ к информационным базам данных, телекоммуникационным сетям, оглашать подготовленные народным депутатом предложения, обращения, заявления или же подавать их в письменной форме. Все эти прерогативы дает удостоверение помощника-консультанта народного депутата, которое подтверждает личность владельца и его полномочия. Но кроме прав существуют и обязанности, в которые входит исполнение требований Конституции Украины и законодательства, предоставление помощи депутату в рассмотрении обращений избирателей, обеспечение сохранности документов, предоставление организационно-технической помощи для осуществления депутатом своих полномочий. Кроме того, помощники готовят для народного депутата информационный материал, организовывают встречи с избирателями. Также помощникам при исполнении своих должностных обязанностей нельзя забывать о высокой культуре общения с должностными лицами и гражданами, а также не допускать действий, которые могут негативно воздействовать на исполнение полномочий народного депутата. Особенно необходимо воздерживаться от всяческих заявлений и поступков, которые каким-либо образом могут скомпрометировать депутата. В случае задержания, ареста или привлечения к криминальной ответственности помощника, правоохранительные органы обязаны немедленно сообщать об этом народному депутату.
Принятие на работу в качестве помощника депутата проводится на основании письменного представления народного депутата руководителю аппарата Верховного Совета или руководителю исполнительного комитета соответствующего органа местного самоуправления. К этому представлению также прилагаются личное заявление кандидата на должность и прочие документы. Если помощник впервые зачисляется на государственную службу, он должен принять Присягу госслужащего.
Немного о привилегиях
Что касается вознаграждения за работу помощника депутата, то размер общего фонда оплаты их труда устанавливается Верховным Советом Украины. В свою очередь, размер заработной платы, которая должна быть не ниже прожиточного минимума, определяется народным депутатом. Также депутат предоставляет материальную помощь своим помощникам для решения социально-бытовых проблем. В случае направления помощника в командировку, ему предоставляется удостоверение о командировке и денежные средства для выполнения поставленных задач. Суммарные расходы на командировки помощника устанавливаются ежегодно в смете расходов на осуществление деятельности Верховным Советом. Кроме всего перечисленного выше, все канцелярские, почтовые и телефонные расходы помощника народного депутата, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, оплачиваются народным депутатом.
Нельзя назвать обделенными социальными гарантиями помощников-консультантов, которые работают по срочному договору — им предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск длительностью в 30 дней, выплачивается помощь на оздоровление, а также предусмотрены дополнительные отпуска. Как правило, время отпуска помощника совпадает с отпуском его начальника.
Даешь помощнику высокий статус!
Вопросу статуса помощника уделяют немалое внимание и в настоящее время. Так, недавно был зарегистрирован проект Закона Украины № 4013 «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» (касательно статуса помощников-консультантов народного депутата Украины) от 17 июля с.г., внесенный депутатом Игорем Шкирой. Данный законопроект вносит в статью 34 изменения, которые предусматривают, что помощником-консультантом народного депутата может быть лишь гражданин Украины, который получил высшее образование и свободно владеет государственным языком, исключая тем самым возможность пребывания на этой должности граждан со средним образованием. Кроме того, предлагается присваивать звание трем помощникам-консультантам не выше седьмого ранга государственного служащего четвертой категории, а четвертому помощнику — не выше пятого ранга государственного служащего второй (!) категории. Данное нововведение, в принципе приравняет по правовому статусу должность помощника, которому присваивается звание не выше пятого ранга государственного служащего второй категории, к должностям госслужащих этой категории. Согласно пункту 2 части 2 статьи 25 Закона Украины «О государственной службе», ко второй категории относятся должности заместителей руководителя Администрации Президента Украины, заместителей руководителя Секретариата Верховного Совета Украины, аппарата Кабинета Министров и другие. Под большое сомнение можно поставить соответствие помощников-консультантов народного депутата всем нормативно установленным квалификационным требованиям для занятия должности госслужащих второй категории. А согласно данному законопроекту, единственным условием, предъявляемым к помощнику депутата, является наличие высшего образования и свободное владение украинским языком.
Также помощникам народного депутата Украины, которые были или являются госслужащими и достигли пенсионного возраста, но не получают пенсии согласно с Законом Украины «О государственной службе», возможно продление срока пребывания на госслужбе по представлению народного депутата, но не более чем на 5 лет.
Подводя итог, можно сделать вывод, что должность помощника-консультанта народного депутата довольно ответственная, наделяет определенными полномочиями, при помощи которых возможно предоставлять помощь не только депутату, но и избирателям. К сожалению, именно о последних народные избранники очень часто забывают и вспоминают лишь накануне очередных выборов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…