Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №34 (504) » О бедном помощнике замолвите слово

О бедном помощнике замолвите слово

О правовом статусе помощника-консультанта народного депутата Украины

Большое количество обращений граждан и внушительный объем должностных обязанностей заставляет депутатов пользоваться услугами помощников-консультантов. Несмотря на низкий уровень заработной платы и наличие специального фонда оплаты труда помощников, которым депутат распоряжается по своему усмотрению (не всегда справедливо), должность помощника депутата желают занять очень многие. Возможность состоять на государственной службе, завести необходимые знакомства с «сильными мира сего», получить удостоверение помощника народного депутата — все это является довольно заманчивыми перспективами.

Но на самом деле, что может дать данная должность и каков истинный правовой статус помощника-консультанта народного депутата Украины, сколько их может быть всего у одного депутата? Для этого обратимся к законодательству.

В соответствии со статьей 34 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», народный депутат может иметь до тридцати одного помощника-консультанта, которые работают по срочному трудовому договору на постоянной основе, по совместительству или на общественных началах, а также являются гражданами Украины и имеют среднее специальное или высшее образование. При этом на четырех помощников-консультантов распространяется действие Закона Украины «О государственной службе», им присваивается не выше седьмого ранга госслужащего четвертой категории, и они прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к аппарату Верховного Совета Украины или к исполнительным аппаратам органов местного самоуправления. После увольнения помощника депутата в связи с окончанием срока полномочий последнего, предоставляется преды­дущая или равноценная должность, при условии, что до принятия на работу он работал в органах государственной влас­ти или местного самоуправления. Если же увольнение помощника, работающего на постоянной основе, происходит на основании досрочного прекращения полномочий народного депутата, то ему выплачивается разовая денежная помощь в размере его трехмесячной заработной платы. Все время пребывания на должности помощника-консультанта по срочному трудовому договору на постоянной основе засчитывается в трудовой стаж.

«Глаза» и «уши» депутата

Кроме этого Закона, существует также Постановление Верховного Совета Украины № 379/95-ВС «Об утверждении Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины» от 13 октября 1995 года, которое определяет правовой статус помощника депутата. Согласно данному документу, помощник депутата имеет право входить и находиться в помещениях Верховного Совета, центральных и местных органов исполнительной власти, присутствовать на пленарных заседаниях Верховного Совета, а также иметь бесплатный доступ к информационным базам данных, телекоммуникационным сетям, оглашать подготовленные народным депутатом предложения, обращения, заявления или же подавать их в письменной форме. Все эти прерогативы дает удостоверение помощника-консультанта народного депутата, которое подтверждает личность владельца и его полномочия. Но кроме прав существуют и обязаннос­ти, в которые входит исполнение требований Конституции Украины и законодательства, предоставление помощи депутату в рассмотрении обращений избирателей, обеспечение сохранности документов, предоставление организационно-технической помощи для осуществления депутатом своих полномочий. Кроме того, помощники готовят для народного депутата информационный материал, организовывают встречи с избирателями. Также помощникам при исполнении своих должностных обязанностей нельзя забывать о высокой культуре общения с должностными лицами и гражданами, а также не допускать действий, которые могут негативно воздействовать на исполнение полномочий народного депутата. Особенно необходимо воздерживаться от всяческих заявлений и поступков, которые каким-либо образом могут скомпрометировать депутата. В случае задержания, ареста или привлечения к криминальной ответственности помощника, правоохранительные органы обязаны немедленно сообщать об этом народному депутату.

Принятие на работу в качестве помощника депутата проводится на основании письменного представления народного депутата руководителю аппарата Верховного Совета или руководителю исполнительного комитета соответствующего органа местного самоуправления. К этому представлению также прилагаются личное заявление кандидата на должность и прочие документы. Если помощник впервые зачисляется на государственную службу, он должен принять Присягу госслужащего.

Немного о привилегиях

Что касается вознаграждения за работу помощника депутата, то размер общего фонда оплаты их труда устанавливается Верховным Советом Украины. В свою очередь, размер заработной платы, которая должна быть не ниже прожиточного минимума, определяется народным депутатом. Также депутат предоставляет материальную помощь своим помощникам для решения социально-бытовых проблем. В случае направления помощника в командировку, ему предоставляется удостоверение о командировке и денежные средства для выполнения поставленных задач. Суммарные расходы на командировки помощника устанавливаются ежегодно в смете расходов на осуществление деятельности Верховным Советом. Кроме всего перечисленного выше, все канцелярские, почтовые и телефонные расходы помощника народного депутата, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, оплачиваются народным депутатом.

Нельзя назвать обделенными социальными гарантиями помощников-консультантов, которые работают по срочному договору — им предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск длительностью в 30 дней, выплачивается помощь на оздоровление, а также предусмотрены дополнительные отпуска. Как правило, время отпуска помощника совпадает с отпуском его начальника.

Даешь помощнику высокий статус!

Вопросу статуса помощника уделяют немалое внимание и в настоящее время. Так, недавно был зарегистрирован проект Закона Украины № 4013 «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» (касательно статуса помощников-консультантов народного депутата Украины) от 17 июля с.г., внесенный депутатом Игорем Шкирой. Данный законопроект вносит в статью 34 изменения, которые предусмат­ривают, что помощником-консультантом народного депутата может быть лишь гражданин Украины, который получил высшее образование и свободно владеет государственным языком, исключая тем самым возможность пребывания на этой должности граждан со средним образованием. Кроме того, предлагается присваивать звание трем помощникам-консультантам не выше седьмого ранга государственного служащего четвертой категории, а четвертому помощнику — не выше пятого ранга государственного служащего второй (!) категории. Данное нововведение, в принципе приравняет по правовому статусу должность помощника, которому присваивается звание не выше пятого ранга государственного служащего второй категории, к должностям госслужащих этой категории. Согласно пункту 2 части 2 статьи 25 Закона Украины «О государственной службе», ко второй категории относятся должности заместителей руководителя Администрации Президента Украины, заместителей руководителя Секретариата Верховного Совета Украины, аппарата Кабинета Министров и другие. Под большое сомнение можно поставить соответствие помощников-консультантов народного депутата всем нормативно установленным квалификационным требованиям для занятия должности госслужащих второй категории. А согласно данному законопроекту, единственным условием, предъявляемым к помощнику депутата, является наличие высшего образования и свободное владение украинским языком.

Также помощникам народного депутата Украины, которые были или являются госслужащими и достигли пенсионного возраста, но не получают пенсии согласно с Законом Украины «О государственной службе», возможно продление срока пребывания на госслужбе по представлению народного депутата, но не более чем на 5 лет.

Подводя итог, можно сделать вывод, что должность помощника-консультанта народного депутата довольно ответственная, наделяет определенными полномочиями, при помощи которых возможно предоставлять помощь не только депутату, но и избирателям. К сожалению, именно о последних народные избранники очень часто забывают и вспоминают лишь накануне очередных выборов.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

О бедном помощнике замолвите слово

Деловая практика

Методическое возмещение вреда

Законодательная практика

Жилищный кодекс — опять вето?

Профессиональная защита медиа

Комментарии и аналитика

Кто уполномочен «давать добро» таможне?

Превентивная защита. Смена регистратора

О договоре на служебное изобретение

Между национальной подсудностью и международной подведомственностью

Неделя права

Президент vs. КМУ

Нет места без изучения реестра

ВАСУ добавят рабочих рук

От имени Центризбиркома

Кабмин усовершенствует МЧП

Реестр событий

Сказ про стольный град Киев

Паспорт без справки — реальность

Дискуссии в Сан-Франциско

На Ивано-Франковщине открыт окружной административный суд

Судебная практика

Нотариальное удостоверение

Судебные решения

О последствиях распространения недостоверной информации

О нюансах рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации

Об уважительных причинах пропуска сроков на апелляционное обжалование

Об основаниях для возобновления срока апелляционного обжалования решения суда

Тема номера

Заключение мирового соглашения в гражданском судопроизводстве

Право на обжалование: третий лишний?

Частная практика

HR-менеджеры: знатоки человеческих возможностей

Юридический форум

Инвесторам необходим прозрачный реестр недвижимого имущества

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: