Кто уполномочен «давать добро» таможне? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (504) » Кто уполномочен «давать добро» таможне?

Кто уполномочен «давать добро» таможне?

18 июля 2007 года Кабинет Министров Украины (КМУ) утвердил Положение о Государственной таможенной службе Украины. К этому моменту уже существовало соответствующее Положение, утвержденное Указом Президента Украины от 24 августа 2000 года. Таким образом, теперь действуют два положения, содержание которых существенно отличается.

Государственная таможенная служба Украины (Гостаможслужба) является центральным органом исполнительной власти и действует на основании Положения о Гостаможслужбе Украины, утвержденного Указом Президента Украины «Вопросы Государственной таможенной службы Украины» № 1022/2000 от 24 августа 2000 года.

С момента провозглашения независимости Украины это ведомство неоднократно реформировалось. Так, Управление таможенного контроля при Совете Министров УССР в 1991 году Указом Президента Украины было реформировано в Государственный таможенный комитет Украины. В 1996 году Указом Президента Украины Государственный таможенный комитет был реформирован в Гостаможслужбу. Поскольку переходный период в становлении государственности Украины и реформирование государственного аппарата затянулись, затянулось и реформирование Гостаможслужбы.

Свежим нормативно-правовым актом, продолжающим реформирование данного органа, является постановление КМУ «Об утверждении Положения о Государственной таможенной службе Украины» № 940 от 18 июля 2007 года, которое вступает в силу с 1 августа с.г.

Сразу отметим, что реформирование Гостаможслужбы именно постановлением КМУ, а не Указом Президента, как это было ранее, является следствием реформирования, как мы считаем, формы государственного управления. Этим реформированием является ослабление влияния Президента Украины на исполнительную власть, которое четко прослеживается в Законе Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины», в Законе Украины «О Кабинете Министров Украины» и соответствующих подзаконных нормативно-правовых актах.

Так, например, в пункте 6 статьи 21 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» указано, что КМУ имеет право «реорганизовывать и ликвидировать министерства и другие центральные органы исполнительной власти… а также утвер­ждать положения об указанных органах».

В новом Положении, утвержденном постановлением КМУ, несколько конкретизированы цели и задачи деятельнос­ти Гостаможслужбы. Кроме того, теперь целью деятельности будет не только способствование реализации государственной политики в сфере таможенного дела и борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, но и:

— защита прав потребителей и прав интеллектуальной собственности;

— обеспечение своевременной и полной уплаты в государственный бюджет налогов и сборов, контроль за уплатой которых возложен на таможенные органы;

— осуществление контроля за предприятиями, предоставляющими услуги по декларированию, перевозке, хранению товаров и транспортных средств через таможенный контроль Украины или пребывают под таможенным контролем и исполняют иные операции с такими товарами.

Перечень функций Гостаможслужбы увеличен с 18 до 28. Среди новых функций, которые в первую очередь обращают на себя внимание, выдача документов, необходимых для осуществления деятельности таможенного брокера, таможенного перевозчика, открытия и эксплуатации таможенных лицензионных складов, магазинов внетаможенной торговли, согласование вопросов по поводу открытия грузовых таможенных комплексов, автопортов, автотерминалов, ведение учета выданных таможенными органами документов, необходимых для открытия и эксплуатации складов временного хранения, осуществление контроля за деятельностью указанных субъектов.

Перечень прав дополнен таким правом, как право заключать меморандумы с субъектами внешнеэкономической деятельности с целью усовершенствования таможенного контроля.

Реформирование коснулось также изменения порядка назначения руководства Гостаможслужбы. Если в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента, председателя Гостаможслужбы назначал Президент Украины, а его заместителей Президент по представлению премьер-министра Украины, то в соответствии с Положением, утвержденным постановлением КМУ, председателя и его заместителей будет назначать КМУ по представлению премьер-министра, а предложение последнему будет вносить министр финансов.

Структурные изменения коснулись также коллегии Гостаможслужбы. Если в соответствии с Положением 2000 года в состав коллегии входили представители как от КМУ, так и от Президента, то по Положению 2007 года — только представитель от Министерства финансов.

Усиливается контроль со стороны КМУ за деятельностью Гостаможслужбы и в том, что все проекты нормативно-правовых актов Гостаможслужба обязана согласовывать с Министерством финансов. Если раньше полномочия председателя Гостаможслужбы были описаны в общих чертах, то в Положении от 18 июля 2007 года они конкретизированы и их перечень достигает 19. Особый интерес представляет создание нового структурного подразделения — Высшей аттестационной комиссии.

Если в Положении 2000 года с указанием на порядок назначения руководства сразу указывалось, перед кем несет ответственность Гостаможслужба, то в Положении от 2007 года такое указание отсутствует. Но в перечне полномочий председателя Гостаможслужбы четко прослеживается ответственность Гос­таможслужбы перед Минфином, то есть перед КМУ. К таким полномочиям относятся:

— предоставление отчета о деятельнос­ти Минфину;

— предоставление в установленном порядке Минфину для внесения на рассмотрение КМУ разработанных Гостаможслужбой проектов законов и других нормативно-правовых актов;

— принятие решений по согласованию с Минфином, решений о создании, реорганизации и ликвидации региональных и других таможенных органов;

— внесение в Минфин представления о назначении и освобождении с должнос­ти своих заместителей;

— согласование назначения на должности и освобождения с должностей руководителей региональных таможенных органов, специализированных подразделений с Минфином;

— представление на рассмотрение Минфина предложений по вопросам, касающимся структуры Гостаможслужбы.

И что самое интересное, в самом постановлении КМУ указывается на необходимость дополнительно обратить внимание на Указ Президента от 24 августа 2000 года. Этим подтверждается, что и Указ Президента, и постановление КМУ, несмотря на ряд существенных противоречий, будут действовать одновременно.

В статье «ВоКРУг полномочий» Мак­сима Пустового, опубликованной в «Юри­дической практике» № 30 (500) от 24 июля 2007 года, анализируется постановление КМУ от 27 июня 2007 года, которым было дополнено Положение о КРУ, утвержденное Указом Президента Украины от 27 августа 2000 года. Автор приходит к выводу, что постановлением КМУ существенно расширены полномочия и подведомственность КРУ. Сложившаяся ситуация с правовым положением КРУ чем-то напоминает будущее правовое положение Гостаможслужбы. В связи с этим возникает вопрос: «А кто следующий?»

СЕЛЮТИН Андрей — адвокат, ЮФ «АНК», г. Одесса,

ДМИТРУК Михаил — стажер, ЮФ «АНК», г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

О бедном помощнике замолвите слово

Деловая практика

Методическое возмещение вреда

Законодательная практика

Жилищный кодекс — опять вето?

Профессиональная защита медиа

Комментарии и аналитика

Кто уполномочен «давать добро» таможне?

Превентивная защита. Смена регистратора

О договоре на служебное изобретение

Между национальной подсудностью и международной подведомственностью

Неделя права

Президент vs. КМУ

Нет места без изучения реестра

ВАСУ добавят рабочих рук

От имени Центризбиркома

Кабмин усовершенствует МЧП

Реестр событий

Сказ про стольный град Киев

Паспорт без справки — реальность

Дискуссии в Сан-Франциско

На Ивано-Франковщине открыт окружной административный суд

Судебная практика

Нотариальное удостоверение

Судебные решения

О последствиях распространения недостоверной информации

О нюансах рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации

Об уважительных причинах пропуска сроков на апелляционное обжалование

Об основаниях для возобновления срока апелляционного обжалования решения суда

Тема номера

Заключение мирового соглашения в гражданском судопроизводстве

Право на обжалование: третий лишний?

Частная практика

HR-менеджеры: знатоки человеческих возможностей

Юридический форум

Инвесторам необходим прозрачный реестр недвижимого имущества

Інші новини

PRAVO.UA