При оформлении паспорта гражданина Украины для выезда за границу соответствующие государственные органы должны руководствоваться Законом Украины «О порядке выезда с Украины и въезда на Украину граждан Украины» и Правилами оформления и выдачи паспорта гражданина Украины для выезда за границу и проездного документа ребенка, их временного задержания и изъятия, и не вправе требовать предоставить документы и оплатить платежи за оформление и выдачу такого паспорта, не предусмотренные указанными нормативными актами
3 декабря 2013 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску гр-на П. к службе гражданства и регистрации физических лиц Орджоникидзевского районного отдела Запорожского городского управления Главного управления Министерства внутренних дел Украины (служба гражданства) о признании действий противоправными и обязательстве совершить определенные действия, установила следующее.
В июле 2012 года гр-н П. обратился в суд с иском, в котором просил признать неправомерными действия ответчика относительно отказа в оформлении паспорта гражданина Украины для временных поездок за границу и обязать ответчика оформить ему такой паспорт.
В обоснование исковых требований гр-н П. указывает, что при обращении в службу гражданства он предоставил все документы, предусмотренные Правилами оформления и выдачи паспорта гражданина Украины для выезда за границу и проездного документа ребенка, их временного задержания и изъятия, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 31 марта 1995 года № 231 (Правила) для оформления паспорта гражданина Украины для временных поездок за границу. Считает требования ответчика относительно обязанности заказа платных услуг, предоставления квитанции об оплате таких услуг, а также предоставления дополнительных квитанций об оплате стоимости бланка не основанными на нормах действующего законодательства.
Запорожский окружной административный суд постановлением от 1 августа 2012 года в удовлетворении исковых требований отказал.
Днепропетровский апелляционный административный суд постановлением от 5 февраля 2013 года отменил решение суда первой инстанции и принял новое, которым исковые требования удовлетворил: признал неправомерными действия службы гражданства относительно отказа гр-ну П. в оформлении паспорта гражданина Украины для выезда за границу; обязал ответчика оформить и выдать гр-ну П. паспорт гражданина Украины для выезда за границу на основании предоставленных им документов.
Высший административный суд Украины постановлением от 5 июня 2013 года отменил решение суда апелляционной инстанции, изложив абзац 4 его резолютивной части в следующей редакции: «Обязать Управление государственной миграционной службы Украины в Запорожской области повторно рассмотреть вопрос относительно оформления и выдачи гр-ну П. паспорта гражданина Украины для выезда за границу на основании предоставленных им документов». В остальной части постановление апелляционного суда оставил без изменений.
Не соглашаясь с постановлением Высшего административного суда Украины, правопреемник ответчика — Управление государственной миграционной службы Украины в Запорожской области (Управление миграционной службы) — обратился с заявлением о его пересмотре Верховным Судом Украины (ВСУ) на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины.
В обоснование заявления прилагается копия определения Высшего административного суда Украины от 17 сентября 2013 года (дело № К/800/12944/13, К/800/14187/13), которое, по мнению Управления миграционной службы, подтверждает неодинаковое правоприменение.
Определением от 3 октября 2013 года Высший административный суд Украины допустил это дело к производству Верховного Суда Украины на основании неодинакового применения кассационным судом Закона Украины «О порядке выезда с Украины и въезда на Украину граждан Украины» от 21 января 1994 года № 3857-XII и Правил в подобных правоотношениях.
По рассматриваемому делу Высший административный суд Украины, обязывая Управление миграционной службы повторно рассмотреть вопрос относительно оформления и выдачи гр-ну П. паспорта гражданина Украины для выезда за границу на основании предоставленных им документов, исходил из того, что порядок оформления и выдачи паспортов определен Законом Украины «О порядке выезда с Украины и въезда на Украину граждан Украины» и Правилами, а потому ответчик не имел права требовать от гр-на П. подачи не предусмотренных указанными нормативно-правовыми актами документов и платежей.
В решении, предоставленном для подтверждения неодинакового правоприменения, суд кассационной инстанции пришел к выводу об обоснованности и правомерности действий Сектора гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Шевченского районного отдела Запорожского городского управления Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Запорожской области относительно отказа истцу в оформлении и выдаче паспорта гражданина Украины для выезда за границу с учетом того, что последний не предоставил платежных документов об оплате услуг по оформлению и выдаче паспорта гражданина Украины для выезда за границу и стоимости его бланка, предусмотренных Порядком предоставления подразделениями Министерства внутренних дел и Государственной миграционной службы платных услуг, утвержденным постановлением КМУ от 26 октября 2011 года № 1098 (Порядок), и Перечнем платных услуг, предоставляемых подразделениями Министерства внутренних дел и Государственной миграционной службы, и размером платы за их предоставление, утвержденным постановлением КМУ от 4 июня 2007 года № 795 (Перечень).
Решая вопрос об устранении разногласий в применении судом кассационной инстанции указанных норм материального права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.
Законом Украины «О порядке выезда с Украины и въезда на Украину граждан Украины» урегулирован порядок осуществления права граждан на выезд с Украины и въезд на Украину, порядок оформления документов для зарубежных поездок.
Статьей 7 этого Закона предусмотрено, что правила оформления и выдачи паспортов, их временного задержания и изъятия определяются Кабинетом Министров Украины.
Для реализации вышеуказанного Закона Кабинет Министров Украины постановлением от 31 марта 1995 года № 231 принял Правила, пунктом 10 которых утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для оформления паспорта в случае временного выезда за границу: заявление-анкета установленного образца; паспорт гражданина Украины, свидетельство о рождении (для лиц в возрасте до 16 лет) (после принятия документов возвращается); копия выданной налоговым органом справки о присвоении идентификационного номера, кроме лиц, которые в силу своих религиозных или других убеждений отказываются от принятия идентификационного номера и официально уведомляют об этом соответствующие государственные органы; две фотографии размером 3,5 х 4,5 см; квитанция об уплате государственной пошлины или документ, подтверждающий право на освобождение от ее уплаты.
В соответствии со статьей 1 Декрета Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» от 21 января 1993 года № 7-93 (Декрет) плательщиками государственной пошлины на территории Украины являются физические и юридические лица за совершение в их интересах действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение, уполномоченными на то органами.
К объектам взимания государственной пошлины относится, в частности, государственная пошлина за выдачу гражданам Украины паспорта на право выезда за границу или продление срока его действия в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — 10 х 17 грн (статьи 2, 3 Декрета).
Вместе с этим в пункте 27 раздела I Перечня определен размер платы за оформление и выдачу паспорта гражданина Украины для выезда за границу, который составляет 87,15 грн.
Таким образом, уплата установленной Декретом государственной пошлины покрывает стоимость расходов, связанных с совершением ответчиком действий относительно выдачи гражданам Украины паспорта на право выезда за границу (в том числе и стоимость бланка). Поэтому он не вправе требовать повторной оплаты тех же действий (услуг) на основании другого нормативно-правового акта.
Кроме того, коллегия судей соглашается с мнением кассационного суда о неправомерности действий ответчика относительно его требований по оплате стоимости бланка паспорта в связи с тем, что в Порядке, на который он ссылался в обоснование их правомерности, не установлен размер такого возмещения, не предусматривают его и Правила. При этом предоставить доказательства, подтверждающие стоимость бланка паспорта, ответчик отказался, сославшись на конфиденциальность информации.
Проанализировав приведенные нормы материального права, коллегия судей считает, что правильным является вывод кассационного суда о необоснованности требований ответчика предоставить документы и оплатить платежи за оформление и выдачу паспорта гражданина Украины для выезда за границу, не предусмотренные Законом Украины «О порядке выезда с Украины и въезда на Украину граждан Украины» и Правилами — специальными правовыми актами, регулирующими данные правоотношения.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного решение суда кассационной инстанции по рассматриваемому делу основывается на правильном применении им норм материального права.
Руководствуясь статьями 241, 242, 244 КАС Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— в удовлетворении заявления Управления государственной миграционной службы Украины в Запорожской области отказать.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 КАС Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 3 декабря 2013 года. Дело № 21-416а13. Председательствующий Терлецкий А.А. Судьи — Гусак Н.Б., Кривенда О.В., Коротких А.А., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…