Моя FATCA с краю — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (839) » Моя FATCA с краю

Моя FATCA с краю

По мнению г-на ГРАМАЦКОГО, стратегия изоляции «не согласных» с FATCA финансовых учреждений может оказаться действенной, если в числе изгоев окажутся единичные банки

Принятый в Соединенных Штатах Америки закон о налоговых требованиях к иностранным счетам (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA), нормы которого начнут поэтапно внедряться во всем мире уже с 1 июля 2014 года, успел спровоцировать настоящий переполох в мировом финансовом сообществе. Причина столь бурной реакции на законодательный акт — беспрецедентно широкая сфера его действия. FATCA предписывает финансовым учреждениям всего мира докладывать Службе ­внутренних доходов США (Internal Revenue Service, сокр. IRS) об открытых счетах клиентов, имеющих признаки американской резидентности. В некоторых же случаях иностранные банки будут обязаны принудительно удерживать американские налоги с банковских операций своих клиентов. В условиях политической нестабильности украинские власти пока не предприняли реальных шагов в отношении FATCA, ограничившись рядом умиротворяющих заявлений. В результате украинские банки и их клиенты выжидают в состоянии тревоги и неопределенности. О подводных камнях скандального американского закона и его рисках для украинских банкиров рассказал президент АФ «Грамацкий и Партнеры», адвокат, специализирующийся в том числе в банковском праве, Эрнест Грамацкий.

 

— Эрнест Мирчевич, как вообще такое возможно, чтобы американский конгресс принимал закон, обязательный для всего мира? Не выходит ли законодательный орган США за пределы своих полномочий?

— А эта практика вовсе не нова. Вспомните нашумевший Foreign Corrupt Practices Act (FCPA), принятый еще в 1977 году. Его вынуждены соблюдать дочерние структуры американских корпораций во всем мире во избежание астрономических санкций для своих материнских компаний. Впрочем, необходимо признать, что FATCA по своей амбициозности превосходит предыдущие вылазки американского законотворца за пределы национальной юрисдикции. Отвечая на ваш вопрос — да, выходит, если строго руководствоваться принципами международного права. Такой закон не мог бы появиться ни в одном другом государстве. Однако США может себе это позволить, полагаясь на статус сверхдержавы, пользуясь доминирующим положением на глобальной политической арене и прежде всего в мировой финансовой системе. Новый результат творчества вашингтонских бюрократов в какой-то степени является иллюстрацией политики «большой дубинки» и исполнением роли «мирового шерифа», однако таковы сегодняшние реалии, и сетовать на них как минимум бессмысленно.

 

— Что послужило причиной для совершения американскими властями столь решительного шага?

— Причина очевидна. Изобретательность заокеанских налогоплательщиков в сокрытии средств неизменно превосходит возможности IRS в их поиске. Вопреки всем защитным механизмам, десятки или даже сотни миллиардов долларов ежегодно просачиваются через границы девственно чистыми от американских налогов и оседают в зарубежных банках под покровом охраняемой законом тайны. На примере Швейцарии проверено, что банковская тайна не выдерживает давления со стороны американских властей. Однако для решения стратегических задач экономики США необходимо нечто большее, нежели выискивать единичные счета «налоговых уклонистов» за рубежом: нужно побудить банки всего мира самостоятельно направлять данные о движении капиталов американского происхождения в руки национального налогового органа. И даже больше: исполнять обязанности налоговых агентов в интересах Вашингтона.

 

— Не слишком ли амбициозна эта задумка? Могут ли банки массово проигнорировать требования FATCA?

— Исходя из того, что мы видим сегодня, нет оснований ожидать массового бойкота. Многое зависело от политики мирового сообщества в отношении FATCA. Но, похоже, на государственном уровне инициатива не встретила серьезного демарша, не считая позиции Китая. Согласно данным сайта американского казначейства, соглашения с США подписали 19 стран, среди них – Швейцария, Япония, Австралия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания… Российские власти, которым прочили наиболее ужесточенное сопротивление вмешательству в их внутренние дела, уже заявили о работе над адаптацией к FATCA. Правда, позже появилась информация о предложении Центрального банка РФ отложить имплементацию закона до 2016 года, вызвавшем критику со стороны Штатов, но пока не ясно, насколько серьезны эти пререкания.

 

— Давайте перейдем от геополитики к практике. Какие основные требования выдвигает закон к финансовым учреждениям?

— Попросту говоря, им отводится двойная роль: доносчиков и налоговых агентов. Главное требование — предоставление в IRS информации о счетах клиентов, имеющих тесную связь с США (гражданство, место жительства, место рождения и т.д.) и компаний с существенной (более 10 %) долей их контроля. Под прицел Большого Брата попадут все движения средств по счетам на суммы свыше 50 тыс. долл. США. Передача данных будет производиться прямо или посредством национальных властей. Второе основное требование – удержание и перечисление в американскую казну 30-процентного сбора при проведении банковских операций американских клиентов-«уклонистов», а также при проведении транзакций в пользу финансовых учреждений, находящихся в «черном списке».

 

— Вы упомянули, что FATCA предлагает два альтернативных пути передачи данных в IRS. Что это за пути, и какой из них лучше избрать украинским банкирам?

— К сожалению для банкиров, выбирать предстоит не им, а государству. Лишь украинские власти способны реализовать один из двух предлагаемых вариантов — заключить международный договор, предусматривающий обмен информацией между фискальными ведомствами двух стран. Альтернатива — передача данных непосредственно финансовыми учреждениями в IRS. Второй вариант выглядит для банков менее приемлемым, хотя слово «кошмар» описало бы его точнее. Неудивительно, что представители банковского сообщества еще в начале 2013 года начали настойчиво апеллировать к сановникам с целью принятия мер на государственном уровне. Работа банковского лобби увенчалась несколькими официальными прокламациями и созданием межведомственной рабочей группы при Министерстве финансов. Но пока на политической сцене Украины разыгрывался революционный шторм, работа этой группы была задвинута за кулисы.

 

— Таким образом, оптимальным выходом на сегодня является урегулирование вопроса на уровне государств? Или у этого варианта тоже есть свои минусы?

— Этот вариант позволит украинским банкам избежать чрезвычайно двусмысленного положения, поэтому является для них желаемым. Минусы могут возникнуть разве что для резидентов Украины, разместивших капиталы в Штатах. Соглашение между странами может быть основано на паритетных началах, таким образом, чтобы Миндоходов при желании также смогло получать данные о содержимом банковских счетов украинцев в США…

 

— В чем же состоят риски второго варианта для финансовых учреждений Украины?

 — Вы только представьте себе — сотрудник финучреждения, законодательно обязанный хранить банковскую тайну, без зазрения совести распространяет персональные данные своих клиентов и раскрывает информацию об их операциях! Да еще кому — органу иностранного государства! Такое деяние будет не просто вопиюще противоправным, но наказуемым с точки зрения Уголовного кодекса. Даже если регулятор по политическим причинам не станет наказывать банки, это не остановит шквал исков о возмещении ущерба, обращений клиентов в правоохранительные органы и так далее. Не меньшим произволом с законодательной точки зрения будет самовольное удержание банком налогов в интересах зарубежного фискального ведомства. Тем более что между ­Украиной и США действует конвенция об избежании двойного налогообложения, в которой о 30-процентном сборе не сказано ни слова. Не стоит исключать и риски банка быть подставленным конкурентами. Возможен вариант, когда банку, отчитывающемуся напрямую IRS, скрытно «подбрасывают» клиента, попадающего под критерии «уклониста» FATCA. Банк, упустив такого клиента в отчетах, рискует потерять статус «участвующего» финансового учреждения.

Иными словами, банки окажутся меж двух огней, обреченные выбирать между наказаниями за нарушение тех или иных законов.

 

— А каковы последствия невыполнения банком FATCA?

— Учреждения, не попавшие в сонм «участвующих» в FATCA, будут подвергнуты масштабной анафеме со стороны американской банковской системы и всех «участвующих» учреждений за пределами США, которые будут удерживать 30-процентный штраф со всех транзакций в пользу «банка-изгоя» или вовсе побрезгуют открывать сомнительному учреждению корреспондентские счета. В итоге провинившиеся субъекты окажутся в изоляции — на задворках мировой валютно-финансовой системы, обреченные на постепенное вымирание. С учетом сегодняшнего уровня глобализации финансовых рынков стратегия изоляции должна оказаться действенной, если в числе изгоев окажутся единичные банки.

 

— Насколько, по вашему мнению, велик риск того, что клиент с американским капиталом покинет банк, решивший соблюдать FATCA? И могут ли некоторые банки воспользоваться гарантией приватности как конкурентным преимуществом для переманивания американской клиентуры?

— Сейчас сложно прогнозировать, какие рефлексы проявит рынок в преддверии и после приближения «дедлайна». И снова-таки немало зависит от формата межгосударственного сотрудничества. При наличии международного договора и/или в случае внесения изменений в законодательство Украины отказ от выдачи информации станет не просто крамолой с точки зрения Вашингтона, но и прямым нарушением украинского законодательства. При таком исходе банки едва ли станут рассматривать столь радикальные решения, как отказ от следования FATCA (отдельные манипуляции с содержанием раскрываемой информации, безусловно, не исключены). При отсутствии же согласия между государствами нельзя исключать, что некоторые банки сочтут «меньшим злом» не сотрудничать с IRS, сохранив верность данному клиентам обету молчания.

 

— Эрнест Мирчевич, как вы в целом оцениваете готовность украинских банков к встрече с FATCA?

— Хотя последствия FATCA распространятся на всю мировую банковскую систему, украинские финучреждения пока не готовы к встрече с законом. Справедливости ради стоит отметить, что праздность банков связана не с недальновидностью их руководства, а с выжиданием решения проблемы на государственном уровне.

В любом случае потребуется существенное вливание ресурсов. По предварительным расчетам, затраты банка на внедрение и реализацию FATCA могут составлять до 10 млн гривен.

 

— Что можно посоветовать представителям банков для целей адаптации к FATCA уже сейчас?

— Раздел практических советов будет смысл писать не ранее, чем прольется свет на заключение межгосударственного соглашения. Если таковое появится, можно будет констатировать, что банкиры отделались легким испугом (по сравнению с альтернативой). В противном случае адаптация финансового рынка к новому вызову будет проходить больнее. Так или иначе, уже сейчас имеет смысл непосредственно постигать премудрости более чем 300-страничного текста FATCA, анализировать свою клиентскую базу на предмет американской составляющей и строить осторожные прогнозы насчет рисков исполнения либо неисполнения предписаний закона.

— А что касается клиентов, имеющих американские «корни»?

— Прежде всего каждой компании необходимо провести внутренний аудит, чтобы определить, существуют ли для нее какие-либо риски вследствие попадания информации о содержимом украинских банковских счетов в IRS. Для многих таких рисков не будет вообще. Остальным придется так или иначе мимикрировать. На данный момент юристы во всем мире ломают голову над стратегиями обхода FATCA, и определенные наработки появляются…

 

(Беседовала Евгения РУЖЕНЦЕВА,
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Профессиональное признание

Акцент

Исполнение и наказание

Государство и юристы

Возвращение на круги суда

Учесть умеем

Проверка сбоем

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство подало законопроект о дальнейшей реформе медицины

Секции ВСЮ могут ликвидировать

Расширение субъектов права на вторичную БПП перенесено на год

Документы и аналитика

Смотрите на ТТН

Из подряда вон выходящее

Неделя права

Главный дефицит

Заочное обделение

Камерная мера

Устранить отстранение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Apple выплатит компенсации за случайные покупки в App Store

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ стал на сторону вкладчика

ВАСУ отказал в открытии производства по «делу Кличко»

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы ООО «РН КОММЕРС» в налоговом споре

ЮФ Sayenko Kharenko — советник Делегации Евросоюза на Украине по вопросам имплементации норм УПК

МЮФ Dentons консультирует ЧБТР по вопросам предоставления торгового финансирования ПАО «Банк Восток»

МЮФ Integrites — юрсоветник производителя чайной продукции

АО AVER LEX расширяет судебный департамент

ЮФ «Астерс» консультирует МФК относительно финансирования агрохолдинга «Мрия»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» расширяет практику трудового права

Отрасли практики

Рывок недвижимости

Моя FATCA с краю

При иностранных обстоятельствах

Принять к введению

Решения недели

Судебная практика

Без цели нанесения вреда

Не автоматическое изменение

Факт потребления энергии

Самое важное

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Финансовый Совет

Ручная работа

Бюджетные подарки

Защитный ход

Судебная практика

Судебные решения

Банкрот должен исполнять решения органов АМКУ

Суды не вправе взыскивать из госбюджета излишне уплаченную сумму НДС

За оформление загранпаспорта уплачивается лишь госпошлина

Судебная практика

Деньги не в счет

Консервативная Италия

Неплохая наследственность

Тема номера

Долю — поперек

Исковая данность

Срывая маски

Частная практика

Свидетельство защиты

Практическое пособие

Інші новини

PRAVO.UA