В скором времени ожидается принятие Общегосударственной программы развития конкуренции на Украине на 2014—2024 годы (Программа). Соответствующий законопроект № 3406 от 10 октября 2013 года уже согласован и внесен в Верховный Совет Украины, а профильным комитетом по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики принято решение внести данный законопроект на рассмотрение Верховного Совета Украины, а также рекомендовано принять его в качестве основы.
Следует отметить, что работа над подготовкой данной программы велась Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ, Комитет) уже достаточно давно — программа неоднократно обсуждалась как в Комитете и других органах государственной власти, так и на различных мероприятиях с участием общественности, юридического сообщества, представителей разных отраслей экономики.
Необходимость осуществления действий, направленных на активизацию развития эффективной конкурентной среды, обуславливается реальным состоянием отечественной экономики. В Программе прямо говорится о том, что в настоящее время уровень развития конкуренции на товарных рынках Украины остается недостаточным, и это отрицательно влияет на эффективность их функционирования.
Позитивным моментом можно считать закрепление дефиниций ряда понятий экономического содержания, которые нередко используются в практике АМКУ, однако не имели своего юридического отображения в нормативно-правовых актах, в частности: барьеры вступления на рынок и выхода с рынка, закрепление на товарном рынке, показатели вступления субъектов хозяйствования на товарные рынки, структура товарных рынков, товарные рынки с конкурентной структурой, товарные рынки, на которых структурные предпосылки конкуренции отсутствуют и т.д.
В Программе определяется, что на товарных рынках, где нет признаков продуктивной конкуренции, нужно создать эффективную конкурентную среду. Так, в отношении таких товарных рынков необходимо обеспечить мотивацию субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на них, к получению преимуществ над другими субъектами хозяйствования благодаря собственным достижениям, прежде всего инновационному развитию, на основе равенства условий соревнования между ними.
На товарных рынках, не являющихся рынками с конкурентной структурой, но на которых достижение такой структуры возможно, должно быть обеспечено вступление и закрепление на них достаточного количества новых участников. При этом предпочтение следует отдавать снижению барьеров и стимулированию вступления на товарные рынки новых производителей.
В свою очередь органам государственной власти, осуществляющим регулирование отношений в сфере хозяйственной деятельности на отраслевом и региональном уровне, необходимо усовершенствовать систему регулирования в направлении уменьшения административных расходов для субъектов хозяйствования, соблюдения прозрачности и недискриминационности регуляторных актов, деятельности учреждений, которые контролируют их выполнение, и регуляторные процедуры.
На товарных рынках с признаками значительной конкуренции должно быть обеспечено совершенствование государственной политики в сфере защиты экономической конкуренции, в том числе противодействия недобросовестной конкуренции, в частности, дальнейшая гармонизация законодательства о защите экономической конкуренции с законодательством Европейского Союза в соответствующей сфере.
Что касается товарных рынков, которые не относятся к рынкам с конкурентной структурой и структура которых до 2024 года не может быть существенно изменена, основным средством достижения цели Программы является повышение эффективности их государственного регулирования.
Если сама Программа насыщена программными и декларативными положениями, формирующими общее направление дальнейшего развития конкуренции на Украине на 2014—2024 годы, то в приложениях к ней содержится гораздо больше конкретики. Согласно ожидаемым результатам выполнения программы, в течение десяти лет необходимо принять 72 нормативно-правовых акта, большую часть из них — на протяжении первых трех лет.
В приложении «Задачи и мероприятия по выполнению Общегосударственной программы развития конкуренции на Украине на 2014—2024 годы» предусмотрены конкретные действия по различным направлениям, которые следует осуществить, определены сроки и ответственные лица. Так, в течение 2014 года, среди прочего, планируются внедрение механизма осуществления закупок на государственные средства с использованием электронных средств связи (ответственные — Минэкономразвития, Минфин), разработка поправок к Налоговому кодексу Украины относительно пересмотра льгот по оплате НДС и налога на прибыль предприятий (ответственные — Миндоходов, Минфин), разработка поправок к Закону Украины «Об объединении сособственников многоквартирного дома» относительно включения ОСМД в категорию потребителей жилищно-коммунальных услуг «население» (ответственный — Минрегион). Среди планов на 2015 год можно выделить планы по демонополизации товарного рынка услуг охраны банковских учреждений, сохранения средств и ценностей, принадлежащих банку и его клиентам, во время их хранения, перевозки и инкассации, по разработке и принятию нормативно-правовых актов об определении обоснованных общих критериев выдачи разрешений на установление систем автономного теплоснабжения. В 2016 году нужно решить задачу по отмене лицензирования за предоставление услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного вещания и телесетей и т.д.
Не забыл АМКУ и о задачах для себя. К примеру, в Программе запланированы: сопровождение в парламенте законопроекта «О государственной помощи субъектам хозяйствования», законопроекта о повышении стоимостных показателей участников концентрации, при превышении которых необходимо получать разрешение АМКУ; разработка предложений о представлении Комитету полномочий уменьшать размер штрафа участникам антиконкурентных согласованных действий, которые добровольно сообщили о таких действиях, но оказались не первыми; разработка и принятие правового акта об определении порядка проведения расчетов штрафных санкций за нарушение требований законодательства о защите экономической конкуренции.
Безусловно, Программа не идеальна, и по многим ее положениям можно вести дискуссии. Нередко звучит критика относительно того, что Программа слишком декларативна, что в ней не охвачены все проблемные вопросы развития конкуренции на Украине, а предложенные мероприятия носят точечный характер и не способны решить глобальные задачи, которые в ней же и сформулированы. Тем не менее данную Программу поддержать нужно по следующим причинам:
Комплексное выполнение Программы действительно может дать позитивный эффект в виде повышения уровня развития конкуренции на Украине, поэтому она будет позитивно воспринята бизнесом и потенциальными инвесторами. Вероятность успешного принятия Программы, если не помешают определенные политические проблемы, по нашему мнению, весьма высока.
ДЗЕРА Юрий — партнер ЮФ «Салком», Международная ассоциация «Сквайр Сандерс — Салком», г. Киев,
ТРЕГУБОВ Эдуард — юрист ЮФ «Салком», Международная ассоциация «Сквайр Сандерс — Салком», председатель рабочей группы по вопросам антимонопольного законодательства Американской торговой палаты на Украине, г. Киев
Анастасия УСОВА,
юрист ЮФ «Астерс»
В ответ на множество отзывов о декларативности Программы стоит заметить, что подобного уровня программный документ должен устанавливать цели и задачи, ориентиры развития государственной политики, но не должен и не может предусматривать перечень всех необходимых и достаточных для этого мероприятий. Да и встречающиеся в проекте оценочные категории, такие как эффективная конкуренция, справедливое распределение благ, не следует негативно воспринимать — это емкие, может, достаточно философские по своему содержанию понятия, но они не пустые и имеют вполне осязаемый смысл. Попытки ограничить их содержание только измеряемыми признаками станут губительными для них. Важно, чтобы они были понятны как ценностные ориентиры государственной политики. А что именно необходимо сделать в этом направлении и как, какое ведомство и за что будет отвечать, должна в деталях определить исполнительная власть — правительство — после принятия этой Программы. Ее выполнение потребует дальнейшей конкретизации не только намеченных мероприятий, но и множества других. Хотя некоторые предложения кажутся не бесспорными (например, введение уголовной ответственности за некоторые нарушения), нет сомнений, что в целом такая Программа необходима, и надеемся, что после доработки она будет принята.
Наталья ИВАНИЦКАЯ,
руководитель практики конкурентного и антимонопольного права АО Arzinger
Реформирование антимонопольного законодательства — сегодня острая необходимость, а не просто повод для дискуссии. Принятие документа, который комплексно урегулирует принципы структурных изменений национальной экономики, безусловно, является элементом такой реформы. Вместе с тем важно, чтобы заложенные в Программе принципы согласовывались с базовыми ценностями рыночной, то есть свободной, экономики. В связи с этим не можем не высказать опасения в отношении прокламации в качестве цели определения граничной концентрации капитала в одних руках, что должно препятствовать монополизации рынка. Как постулат этот тезис вызывает много вопросов, ведь монополизация отдельных товарных рынков неизбежна, а монополия как таковая не является нарушением. В этой части необходимо быть крайне осторожным в законодательном регулировании, чтобы не превратить защиту экономической конкуренции в легализацию государственного вмешательства в структуру частного капитала.
Если подытожить, необходимы продуманный и взвешенный подход и комплексная реализация Программы — без этого даже самая здравая идея может привести к пагубным последствиям.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…