Все льготы — в один кодекс! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (394) » Все льготы — в один кодекс!

Все льготы — в один кодекс!

Первая статья Конституции Украины гласит, что Украина является социальным государством. В связи с этим социальная политика государства должна быть приоритетной, что в последнее время власть и демонстрирует. Очередным шагом в этом направлении может стать принятие Социального кодекса Украины (СК), проект которого был зарегистрирован в Верховном Совете весной сего года.

Как считают авторы проекта — народные депутаты Валерий Евдокимов и Владимир Заец, кодекс должен определять правовые основания и гарантии реализации гражданами Украины права на социальную защиту, предусмотренного Конституцией. Целью же Социального кодекса является обеспечить повышение уровня социальной защиты населения Украины путем усовершенствования и систематизации социального законодательства, гармонизации оте­чественных систем социальной защиты с нормами международного права.

Необходимость принятия акта, кодифицирующего социальные законы, связана с тем, что, несмотря на существенный прогресс социального законодательства в сфере социального страхования и защиты отдельных слоев населения, все еще существует ряд проблем. Они состоят в том, что законодательство, касающееся данной сферы, содержит значительное количество несогласованных норм относительно социальной защиты отдельных категорий граждан: ветеранов войны и труда, жертв политических репрессий, чернобыльцев, инвалидов и др., а также норм отдельных законов относительно семей с детьми, малообеспеченных семей. Также с принятием такого кодекса будут установлены единые стандарты социального обеспечения и предоставления социальных услуг.

О кодексе…

Рассматриваемый проект СК состоит из 27 разделов и более чем 700 статей, которые разделены, в соответствии с пандектной сис­темой, на общую и специальную части. В общую часть включены нормы, определяющие основы правового регулирования реализации социальной защиты и организационно-правовых форм ее осуществления. Специальная часть состоит из норм, регулирующих конкретные виды социальной защиты по факторам социальных рисков.

Осуществленная в кодексе унификация системы управления фондами социального страхования и создание четкой вертикали исполнительных органов позволит ­сэкономить административные издержки, необходимые для исполнения фондами своих функций, упростит взаимоотношения участников страхования с фондами и обес­печит целевое использование средств социального страхования.

Немало внимания кодекс уделяет вопросам согласования пенсионного законодательства и разработке единых принципов осуществления пенсионного обеспечения для разных категорий граждан, пенсии которым выплачиваются из государственного бюджета.

Проектом предлагаются новые подходы к предоставлению социальной помощи при выявлении признаков нуждаемости и совершенствованию комплексной системы социальной защиты инвалидов. Кроме того, проект предусматривает упорядочение системы льгот и компенсаций отдельным категориям граждан, ныне регулируемых отдельными законами, чем обеспечивает единство принципов предоставления льгот и компенсаций.

Определяющий принцип формирования структуры проекта кодекса — систематизация норм на основании Европейского кодекса социального обеспечения, которым декларируется необходимость гарантирования в национальном законодательстве основных прав граждан в соответствии с факторами социальных рисков — постоянной или временной потерей трудоспособ­ности и другими основаниями, вызывающими необходимость социальной поддержки лица или семьи. В связи с этим сферой правового регулирования проекта СК можно признать социальные отношения относительно социальных гарантий возможности получения образования и здравоохранения.

О социальной защите…

Согласно проекту СК, социальной защитой является комплекс общественно-государственных мероприятий по материальной и организационной поддержке населения в случае наступления обстоятельств, связанных с социальным риском, с целью устранения негативных последствий соответствующих событий. Эти мероприятия реализуются путем формирования и функционирования организационно-правовых сис­тем, основными среди которых являются: система социального страхования, система социального обеспечения, система социальной благотворительной деятельности.

Важно, что проект определяет основные виды социальной защиты в соответствии с особенностями социальных рисков, с наступ­лением которых связано возникновение отношений по предоставлению социальной защиты. Итак, различные виды социальной защиты предоставляются:

— в связи с болезнью;

— в связи с временной потерей трудоспособности;

— в случае безработицы;

— в связи с достижением определенного возраста;

— в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональной болезнью;

— в связи с беременностью и родами;

— в случае инвалидности;

— в случае потери кормильца;

— в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами;

а также отдельными видами будут:

— социальная защита семей с детьми;

— социальная защита граждан со специальным статусом.

Согласно проекту СК, социальная защита должна предоставляться всем гражданам, которым она необходима, в равной мере, с учетом особенностей каждого отдельного случая.

В зависимости от качественных особенностей предоставления социальной защиты проект СК выделяет три ее формы: денежная помощь — форма соцзащиты, которой обес­печивается определенный уровень дохода в денежном выражении; натуральная помощь — предоставляется гражданам в форме материальных благ (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты и пр.); социальные услуги — удовлетворение потребностей граждан, которые не в состоянии самостоятельно на должном уровне обеспечивать себя определенными видами личного обслуживания.

Следует отметить, что в проекте СК стандартам по социальному обеспечению и его нормативам отведен целый раздел, включающий около 30 статей. Согласно проекту, государственные социальные стандарты — это установленные законодательством социальные нормы и нормативы или их комплекс, основываясь на которые определяются уровни основных государственных социальных гарантий. Государственными социальными гарантиями являются установленные законодательно минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры других видов социальных выплат, обес­печивающих уровень жизни не ниже прожиточного минимума. Под социальными нормами и нормативами следует понимать показатели необходимого потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг и обес­печения образовательными, медицинскими, жилищно-коммунальными, социально-культурными услугами.

Важно отметить, что, согласно проекту, прожиточный минимум — это базовый государственный социальный стандарт, установленный законом, на основании которого определяются государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования.

На основании социальных стандартов определяются размеры первостепенных соцгарантий. Также определение госстандартов позволит населению получать должный уровень социальной защиты и обеспечения, а в случае необходимости — требовать их предоставления на должном уровне.

Из всех организационно-правовых форм наибольшее внимание в проекте уделяется социальному страхованию. В зависимости от вида страхового риска выделяются следующие виды социального страхования: пенсионное, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами в связи с рождением и погребением, от несчастного случая на производстве и профессиональной болезни и на случай безработицы. Обеспечение его реализации возлагается на соответствующие фонды соцстрахования.

Еще одним важным шагом вперед можно назвать введение проектом СК норм, регулирующих благотворительную деятельность в социальной сфере. В частности, под такой деятельностью следует понимать доб­ровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц путем представления отдельным лицам или категориям населения материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи.

О недоработках…

Несмотря на наличие в проекте множества прогрессивных норм, он все еще оставляет открытыми ряд принципиальных вопросов. Одним из них является медицинское страхование. А точнее, способ его осуществления — путем заключения социального или гражданско-правового договора о страховании, а также форма — обязательное либо добровольное страхование.

Дискуссионным, на наш взгляд, является и вопрос о необходимости введения сис­темы социальных судов. Несмотря на то, что такие специализированные суды, как правило, сформированные участниками социального партнерства из специалистов в данной сфере, действуют в большинстве стран Европы, их введение сегодня на Украине несколько нецелесообразно в связи со слабой урегулированностью данной сферы и фактическим отсутствием правоприменительной практики.

Следует заметить, что данный проект СК следует согласовать с проектами Трудового кодекса касательно трудовых отношений, поскольку им принадлежит исключительно важная роль по обеспечению социальных гарантий, основанных на отношениях социального страхования, и Налогового кодекса — по вопросам налогообложения. Что касается последних, то в СК имеются нормы, устанавливающие льготы по налогообложению. По мнению Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, этот вопрос не должен являться предметом регулирования СК. Социальный кодекс требует существенных доработок. Но все его сильные и слабые стороны можно будет выявить только после его принятия Верховным Советом и вступления в силу. Будем надеяться, что сильных окажется больше.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Дадим каждому следователю по статусу!

Деловая практика

Кто регистратор недвижимости?

Законодательная практика

Все льготы — в один кодекс!

Комментарии и аналитика

Замечания к проекту Трудового кодекса

Несогласованные налоговые санкции

Ударим рейтингом по ...?

Земельный сервитут как институт права

Неделя права

Минимизаторам — бой!

Германия нам поможет!?

Защита прав журналистов

Что ждет судей-пенсионеров?

А визу получать придется…

Реестр событий

Прокурор вернулся. Надолго ли?

КМУ установил зарплату председателям

Совмещать или не совмещать?

Репортаж

Третейским судьям — собственный орган

Судебная практика

Предъявите ваши документы...

Закон vs. Международный договор

Судебные решения

Акциз любит счет

Если хочешь воспользоваться льготой, будь внимателен

Является ли официальным опубликование закона в газете «Голос Украины»?

Тема номера

Новые стандарты таможенного дела

Частная практика

Директором быть хорошо, а партнером — лучше!

Юридический форум

«Вырасти» в глазах инвесторов

Когда в кодексах согласья нет

Інші новини

PRAVO.UA