Несогласованные налоговые санкции — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (394) » Несогласованные налоговые санкции

Несогласованные налоговые санкции

1 января 2004 года вступил в силу Хозяйственный кодекс Украины (ХК). Согласно статье 1 ХК, кодекс определяет основы хозяйствования на Украине и регулирует хозяйственные отношения, возникающие в процессе организации и осуществ­ления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в данной сфере.

Статьей 2 ХК предусмотрено, что участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и местного самоуправления, ­наделенные ­хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Таким образом, к правоотношениям, возникшим после 1 января 2004 года, в сфере хозяйствования должны применяться нормы ХК, а органы государственной влас­ти должны руководствоваться этим кодексом при осуществлении своих полномочий, направленных на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий. Такая возможность предусмотрена главой 27 ХК. Фактически эта глава предусматривает применение административно-хозяйственных санкций к субъектам хозяйствования.

В то же время эта глава ХК практически не применяется ни одним из государственных органов при осуществлении своих полномочий, в том числе и налоговыми органами.

Статья 239 ХК содержит перечень ­видов административно-хозяйственных санкций, например: административно-хозяйственный штраф, взыскание сборов (обязательных платежей), аннулирование лицензий (патента) для субъектов хозяйствования и другие виды санкций.

Налоговые инспекции реализуют не только полномочия по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством, как это предусмотрено статьей 2 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» от 4 декабря 1990 года. Обязанность проверки соблюдения норм действующего законодательства возложена на налоговую службу и другими законами, например: Законом Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19 декабря 1995 года с изменениями и дополнениями, Указом Президента «О некоторых мерах дерегулирования предпринимательской деятель­ности № 817/98 от 23 июля 1998 года, Законом Украины «О патентова­нии некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23 июня 1996 года с изменениями и дополнениями и др.

В этом случае налоговые органы выполняют полномочия, возложенные на них государством, и не подпадающие под понятие «налоговые взаимоотношения», регулирующиеся другими законодательными актами, а санкции, предусмотренные этими нормативными актами, не являются санкциями, предусмотренными Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиками перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года. Согласно преамбуле данного Закона, он ­является специальным по вопросам налогообложения, устанавливает порядок погашения обязательств юридических или ­физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами из налогов, сборов, обязательных платежей, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности. Именно этим Законом и введено понятие налогового уведомления как письменного сообщения контролирующего органа об обязанности налогоплательщика уплатить сумму, определенную контролирующим органом. Исходя из содержания указанных норм, можно прийти к выводу, что законодатель не распространил сферу действия этого Закона на правоотношения, урегулированные Законом Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» и другими вышеуказанными законами. Следовательно, у налоговой инспекции отсутствуют правовые основания относительно принятия налогового уведомления-решения на основании предписаний статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиками перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Однако в результате анализа практики выполнения налоговыми органами полномочий, возложенных на них государством и не подпадающих под понятие «налоговые взаимоотношения», соответственно регулирующихся другими законодательными актами, выясняется, что налоговые органы, как правило, по результатам проведенных проверок при установлении нарушений хозяйствующими субъектами норм указанных законов выносят налоговые уведомления-решения со ссылкой на нормы Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиками перед бюджетами и государственными целевыми фондами», что является также нарушением требований пункта 7 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине». Согласно данному Закону, органы государственной налоговой службы имеют право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в порядке и размерах, установленных законом.

Предписания Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных финансовых санкций органами Государственной налоговой службы, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 23 марта 2001 года под № 268/5459, не могут расширять круг правоотношений, на которые распространяется указанный Закон.

Кроме того, такая позиция налоговых органов приводит к еще одному нарушению того же Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Это подпункт 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4, со ссылкой на который налоговые органы принимают налоговые уведомления-решения по взаимоотношениям, возникшим в процессе установления нарушений хозяйствующими субъектами предписаний законов «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» и других, не являющихся налоговыми. Этот подпункт преду­сматривает определение контролирующим органом самостоятельно налогового обязательства в случаях, предусмотренных статьей 4, в том числе в процессе документальных проверок.

При таком определении этих санкций они приобретают статус «налогового долга», и у хозяйствующего субъекта появляется возможность провести процедуру его согласования в соответствии со статьей 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиками перед бюджетами и государственными целевыми фондами», что противоречит нормам ХК, поскольку он не предусматривает возможности обжалования в налоговые органы разных уровней решений компетентных органов о привлечении к ответственнос­ти субъекта хозяйствования за нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности путем наложения на него штрафных санкций. Не предусматривают такой возможности и специальные законы, устанавливающие ответственность за нарушение хозяйствующими субъектами установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности. Фактически такое решение может быть обжаловано лишь в соответствующий суд. Обжалование налоговых уведомлений-решений по указанным санкциям в налоговые органы разных уровней может отрицательно повлиять и на интересы государства, поскольку сроки применения административно-хозяйственных санкций к субъектам хозяйствования устанавливаются ХК.

Статьями 240, 241, 242 ХК регламентирован порядок применения этих санкций, а, согласно статье 250 ХК, административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъектам хозяйствования на протяжении шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позже чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Практика показывает, что при обжаловании их хозяйствующими субъектами в налоговые органы высшего уровня иски о взыскании этих санкций в бюджеты налоговые органы не подают, поскольку считают, что «налоговое обязательство» еще не согласовано. Такая позиция налоговых органов противоречит нормам статей 239, 240 ХК, которые не относят административно-хозяйственные санкции к налоговому долгу. При таких условиях могут быть упущены сроки для применения административно-хозяйственных санкций, предусмотренные статьей 250 ХК. К тому же неверное применение норм действующего законодательства наносит ущерб и хозяйствующим субъектам, поскольку длительная судебная волокита отрицательно влияет на результаты его хозяйственной деятельности.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Дадим каждому следователю по статусу!

Деловая практика

Кто регистратор недвижимости?

Законодательная практика

Все льготы — в один кодекс!

Комментарии и аналитика

Замечания к проекту Трудового кодекса

Несогласованные налоговые санкции

Ударим рейтингом по ...?

Земельный сервитут как институт права

Неделя права

Минимизаторам — бой!

Германия нам поможет!?

Защита прав журналистов

Что ждет судей-пенсионеров?

А визу получать придется…

Реестр событий

Прокурор вернулся. Надолго ли?

КМУ установил зарплату председателям

Совмещать или не совмещать?

Репортаж

Третейским судьям — собственный орган

Судебная практика

Предъявите ваши документы...

Закон vs. Международный договор

Судебные решения

Акциз любит счет

Если хочешь воспользоваться льготой, будь внимателен

Является ли официальным опубликование закона в газете «Голос Украины»?

Тема номера

Новые стандарты таможенного дела

Частная практика

Директором быть хорошо, а партнером — лучше!

Юридический форум

«Вырасти» в глазах инвесторов

Когда в кодексах согласья нет

Інші новини

PRAVO.UA