Военный просчет — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (851) » Военный просчет

Военный просчет

Ввиду объявленной частичной мобилизации гражданское население все больше интересуют правовые вопросы, связанные с прохождением военной службы, в том числе и вопросы социальной защиты военнослужащих. К таковым относятся и гарантии на получение компенсации в случае увечья или заболевания, повлекшего инвалидность, при прохождении службы.

Однако действующим законодательством на уровне закона и подзаконных актов по-разному урегулирован вопрос расчета суммы такой выплаты, что породило разную судебную практику по вытекающим из таких правоотношений спорам. Но недавно Верховный Суд Украины (ВСУ) поставил точку: надо применять напрямую нормы закона как акта высшей юридической силы.

Соответствующая правовая позиция изложена коллегией судей Судебной палаты по административным делам ВСУ в постановлении от 4 марта 2014 года по делу № 21-31а14 по иску гр-на В. к Министерству обороны Украины о пересчете единовременного пособия в связи с инвалидностью и отмене решения.

Так, в 2011 году истец обратился в суд с иском, в котором просил признать противоправным решение Минобороны о назначении ему единовременного пособия в связи с инвалидностью в сумме 81 000 грн, обязать ответчика пересчитать размер пособия с учетом всех составляющих его денежного довольствия по последней должности и перечислить его в Житомирский областной военный комиссариат (военкомат) для последующей выплаты истцу.

Свои требования гр-н В. обосновал, ссылаясь на то, что как инвалид III группы вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, в соответствии с требованиями Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» (Закон) он имеет право на получение единовременного денежного пособия в размере до пятилетнего денежного обеспечения, установленного по последней должности. Однако ответчик начислил ему денежную помощь в меньшем размере, руководствуясь положениями Порядка и условий назначения и выплаты единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти), ранения (контузии, травмы или увечья) или инвалидности военнослужащих, военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы, и инвалидности уволенных с военной службы (сборов) лиц, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 мая 2008 года № 499 в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений (Порядок), который, по мнению истца, противоречит Закону.

Житомирский окружной административный суд постановлением от 1 февраля 2012 года, оставленным без изменений определением Житомирского апелляционного административного суда от 20 марта 2012 года, исковые требования удовлетворил: признал противоправным решение Минобороны от 30 мая 2011 года о назначении гр-ну В. единовременного пособия в связи с инвалидностью в сумме 81 000 грн; обязал Минобороны перечислить эту денежную помощь, определив ее размер с учетом всех составляющих денежного обеспечения гр-на В. по последней должности.

Высший административный суд Украины (ВАСУ) постановлением от 31 октября 2013 года решения судов предыдущих инстанций отменил, в удовлетворении иска отказал. Такое решение кассационный суд обосновал тем, что, согласно статье 16 Закона, действия ответчика правомерны, поскольку в соответствии с Порядком размер денежной помощи истцу рассчитан правильно, исходя из сумм его должностного оклада, оклада по воинскому званию и надбавки за выслугу лет.

Вместе с тем в другом решении от 17 декабря 2013 года по подобному делу суд кассационной инстанции пришел к выводу, что при определении размера единовременного пособия военнослужащему в связи с инвалидностью применению подлежит Закон, а не Порядок, сужающий объем и понятие денежного обеспечения, определенного частью 2 статьи 9 Закона.

Указывая на неодинаковое применение норм материального права в подобных делах, гр-н В. обратился с заявлением о пересмотре Верховным Судом Украины решения кассационного суда на основании неодинакового применения ВАСУ положений части 2 статьи 9, статьи 16 Закона и Порядка.

Решая вопрос об устранении расхождений в применении указанных норм материального права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам ВСУ исходила из следующего.

Согласно статье 1 Закона, социальная защита военнослужащих — это деятельность (функция) государства, направленная на установление системы правовых и социальных гарантий, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод, удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих, соответствующих особому виду их служебной деятельности и статусу в обществе, поддержку социальной стабильности в воинской среде. Это право включает обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по не зависящим от них обстоятельствам, в старости, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Частью 2 статьи 16 Закона определено, что в случае получения инвалидности, наступившей в период прохождения военной службы или не позднее чем через три месяца после увольнения со службы либо по истечении этого срока, но вследствие заболевания или несчастного случая, имевшего место в период прохождения военной службы, в зависимости от степени потери трудоспособности военнослужащему выплачивается единовременное денежное пособие в размере до пятилетнего денежного обеспечения по последней должности в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины.

Во исполнение этой статьи Закона Кабинет Министров Украины постановлением № 499 утвердил Порядок, согласно подпункту 2 пункта 2 которого единовременное пособие выплачивается военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), в частности инвалидам III группы, при наступлении инвалидности вследствие исполнения обязанностей военной службы в размере 48-месячного денежного обеспечения.

Абзацем 5 подпункта 4 пункта 2 Порядка предусмотрено, что для военнослужащих, пребывающих на кадровой военной службе или проходящих военную службу по контракту, денежное довольствие определяется по последней должности, которую они занимали на день утраты трудоспособности, а уволенных со службы — на день освобождения, исходя из следующих составляющих: должностной оклад, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 9 Закона, к элементам денежного обеспечения относятся: должностной оклад, оклад по воинскому званию, ежемесячные дополнительные виды денежного обеспечения (повышение должностного оклада, надбавки, доплаты, вознаграждения, имеющие постоянный характер, премии); единовременные дополнительные виды денежного обеспечения.

По мнению ВСУ, исходя из определенных частью 4 статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Украины общих принципов приоритетности законов над подзаконными актами, для определения составляющих денежного обеспечения для расчета выплаты единовременного пособия следует применять не Порядок, а Закон, который имеет высшую юридическую силу.

Учитывая это, коллегия судей Судебной палаты по административным делам ВСУ признала, что вывод ВАСУ, сделанный в постановлении от 31 октября 2013 года, не основывается на правильном применении норм материального права, а потому это судебное решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Служба не в дружбу

Акцент

Съезд судят

Государство и юристы

Судимы будете

Лига победителей

Информационный допрос

Неделя права

Новости из-за рубежа

Украина лидирует по числу жалоб в Евросуде

Компания HP оштрафована на 108 млн долл. США

Неделя права

Уценка экспертов

Кадровое очищение

Опытное банкротство

Строго по назначениям

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ поддержал ЦИК по вопросу отказа в регистрации кандидата

Суд отменил решение о назначении и.о. прокурора АРК

Новости юридических фирм

Частная практика

Chadbourne & Parke стала лучшей юрфирмой Украины по версии IFLR

А. Филатов выступил на Женевской конференции, посвященной вопросам мошенничества, розыска и возврата активов

DLA Piper определила победителей всеукраинского конкурса для студентов-юристов

Отрасли практики

Пропасть под амнистией

Не все средства хороши

Техника ВЭДения

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Второй судебно-правовой

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Фискальная сцена

Решения недели

Судебная практика

Обязанность работодателя

Ответственность в виде пени

Долг перед вузом

Самое важное

Конституционные правки

Парламентский контроль

Работа над ошибками

Успеть напоследок

Судебная практика

Военный просчет

Обман дарения

Государство и церковь

Судебная практика

Судебные решения

О восстановлении на должности судьи

Нюансы привлечения к ответственности за нарушение сроков осуществления импортных операций

Тема номера

Владеть с трастами

Злоключение соглашений

Права ИСпользования

Сферой в будущее

Частная практика

Комплекс полноценности

Адвокатская сотня

Предпосыльная помощь

Возбудители спокойствия

Інші новини

PRAVO.UA