До недавнего времени о комплексных юридических услугах и абонементском обслуживании говорили, как правило, в контексте небольших юрфирм и соответственно небольших клиентов. Но спрос на подобного рода услуги постоянно растет, и ныне «комплексность» юрфирмы, подкрепленная «углубленной специализацией», рассматривается в качестве весомого конкурентного преимущества.
«Рынок юридических услуг просел достаточно ощутимо. Многие юридические фирмы стараются не отказывать клиенту ни в чем и берутся за те услуги, за которые раньше, может, и не взялись бы — либо в силу их незначительности, либо просто не желая разбираться с какими-то деталями и не считая себя специалистами в соответствующих практиках. Сейчас же юрфирмы готовы инвестировать в подобные проекты, работая хоть и не совсем в убыток, но поддерживая загрузку юристов и повышая лояльность клиента, чтобы он даже не задумывался о возможности смены своего юрсоветника», — отмечает Алексей Иванов, управляющий партнер АК «Коннов и Созановский». Он добавляет, что крупные юридические фирмы всегда позиционировали себя как full service и за счет наличия у них разных практик действительно могли обеспечить сопровождение практически любого проекта клиента. «Исключением до недавнего времени было уголовное право и семейное право, но, как мы видим, сейчас в целом ряде крупных юрфирм появились соответствующие практики», — комментирует г-н Иванов.
Владимир Саенко, партнер ЮФ Sayenko Kharenko, предлагает рассматривать понятие комплексных юридических услуг с двух сторон: «С одной стороны, комплексное предоставление юридических услуг может подразумевать привлечение узкоспециализированных юристов в соответствующих отраслях права для работы над одним проектом. В таком случае в рамках фирмы формируются мультидисциплинарные группы, в которые входят юристы из разных практик с дополнительной секторальной специализацией. С другой — это возможность фирмы в целом предоставлять клиенту весь спектр юридических услуг для решения любых вопросов, которые возникают в его повседневной деятельности».
Повышение спроса на комплексные юридические услуги г-н Саенко объясняет двумя основными факторами. Во-первых, бизнес клиентов, которые начинали работать с юристами во время экономического бума в 2006–2007 годах, стал более крупным и сложным. А по мере развития и усложнения бизнеса клиентов расширяется и усложняется круг их юридических вопросов. Во-вторых, сейчас украинские клиенты перенимают опыт западных компаний и создают панели из утвержденных юридических фирм, к которым они могут обращаться при возникновении каких-либо юридических задач. Юридические фирмы в такой панели могут охватывать либо все виды правовых услуг, либо предоставлять юридические консультации в определенных сферах права. «Как правило, панель формируется на год или два, и ее преимущество для клиента состоит в том, что последний оставляет за собой право выбора между несколькими юридическими советниками, предоставляющими аналогичную услугу, в том числе и по критерию стоимости предлагаемой услуги. В связи с этим особенно актуальным становится углубление специализации юристов и достижение «нишевости» в определенных отраслях права, что позволяет выполнять работу в рамках такой специализации максимально эффективно (а значит, повысить вероятность «попадания» в панель юридических советников, выбранных клиентом), а в целом ведет к трансформации фирмы в системную и универсальную. Примечательно, что в условиях текущего рынка быть узкоспециализированной может позволить себе лишь крупная фирма полного цикла, которая способна поддерживать в моменты экономического спада одни «нишевые» практики за счет других», — рассказывает Владимир Саенко.
Данил Гетманцев, почетный президент ЮК Jurimex, одним из ключевых факторов повышения спроса на комплексное юридическое обслуживание называет стоимость услуг. «Комплексное юридическое обслуживание не привязано к почасовым ставкам и в итоге выходит клиенту дешевле, — отмечает г-н Гетманцев и делится опытом своей фирмы по организации комплексного обслуживания бизнеса: «Мы предоставляем услугу формирования юридического отдела компании-клиента — откомандировываем туда своих сотрудников, они всесторонне погружаются в специфику бизнеса клиента, обеспечивая его ежедневное правовое обеспечение. Нетипичные задачи (судебные дела, налоговые правоотношения, вопросы интеллектуальной собственности) при этом сопровождаются специалистами соответствующих практик фирмы».
Частным случаем комплексного юридического обслуживания можно считать предоставление юридических услуг по принципу «юридического супермаркета». Широкая специализация при этом сохраняется, но фирма-супермаркет ориентирована, как правило, на предоставление типовых юридических услуг. На Украине подобная форма организации бизнеса пока слабо распространена.
«Мы все хотим высокобюджетных клиентов, интересных и высокодоходных проектов. Сегмент рынка «низкого бюджета» практически не охвачен крупными фирмами. И это недостаток, рынок обязательно придет к этому сегменту, поскольку, как показывает практика работы в других секторах экономики, как раз низкобюджетные проекты за счет своей массовости приносят в итоге намного больше прибыли. Но мы еще этого не поняли. Если правильно организовать сеть, то прибыль будет больше, чем у бутиков или фирм, работающих исключительно с VIP-сегментом», — говорит г-н Гетманцев.
Возможность дальнейшего расширения специализации и включение, по примеру Англии, в состав юридических фирм специалистов смежных консалтинговых направлений — риелторов, оценщиков, бухгалтеров и т.д. эксперты оценивают достаточно скептически, отмечая, что все будет зависеть от активизации рынка. «Это очень интересно как для клиентов, так и для рынка, но нам бы освоить те практики, которые у нас есть. В юридическом бизнесе еще слишком много неохваченных сфер, чтобы уходить в смежные. Мы не видим себя ни в аудите, ни в оценке, ни в чем-либо другом. Хотя в более отдаленной перспективе я не исключаю подобного варианта развития фирмы», — говорит Данил Гетманцев. А Алексей Иванов отмечает, что сегодня юридические фирмы имеют устоявшиеся партнерские отношения с соответствующими сервис-провайдерами, на качество работы которых можно положиться и смело рекомендовать их клиентам, не рискуя в том числе и собственной репутацией.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…