Парламент наконец разрешил задачу, которая долгое время ему была не под силу. Был принят закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «Об информации» (в новой редакции) и Закона Украины «О доступе к публичной информации» (Закон). С данным документом, разработанным еще предыдущим составом правительства, общественные активисты и работники СМИ связывают новую эпоху в развитии права на доступ к информации.
Принципиальной гарантией получения информации выступает усовершенствование ответственности. Так, изменения вносятся в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП).
По-новому изложена статья 2123 КУоАП «Нарушение права на информацию».
Так, часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за необнародование информации, обязательное обнародование которой предусмотрено Законами Украины «О доступе к публичной информации» и «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (влечет наложение штрафа на должностных лиц от 25 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан). Нарушение Закона Украины «О доступе к публичной информации» (необоснованное отнесение информации к информации с ограниченным доступом, непредоставление ответа на запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации) наказывается так же. Такой же штраф грозит и в случае непредоставления доступа к судебному решению или материалов дела по заявлению лица, а также иное нарушение Закона Украины «О доступе к судебным решениям». Вводится и ответственность за отказ в принятии обращения в соответствии с Законом «Об обращениях граждан» — отныне чиновников будут наказывать за ограничение доступа к информации или отнесение ее к информации с ограниченным доступом, если это прямо запрещено законом.
Отметим, что предыдущая редакция состояла из двух частей, причем квалифицирующим признаком служило совершение того же нарушения на протяжении года. Повторное совершение любого из перечисленных нарушений может быть наказано даже общественными работами (до 30 часов).
Статья 2125 будет предусматривать ответственность за нарушение порядка учета, хранения и использования документов и других материальных носителей информации, содержащих служебную информацию. Раньше ответственность наступала за нарушение порядка хранения любых носителей информации.
Акты органов и должностных лиц местного самоуправления нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если органом или должностным лицом не установлен более поздний срок введения этих актов в действие.
Изменяется закон о Конституционном Суде Украины (КСУ). Обнародование и предоставление информации по запросам, адресованным КСУ, обеспечивается Секретариатом данного Суда. Обнародовать и предоставлять информацию на запросы обяжут и государственные органы приватизации, и Антимонопольный комитет Украины, и множество других ведомств.
Еще одна новация призвана сделать более прозрачной власть на местах. Так, вносятся изменения в Закон Украины «О местном самоуправлении на Украине». Сессии местных советов проводятся гласно с обеспечением права каждого присутствовать на них, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Порядок доступа к заседаниям определяется советом в соответствии с законом. Протоколы сессии совета являются открытыми, публикуются и предоставляются по запросу в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации».
В актах и проектах актов органов и должностных лиц местного самоуправления не может быть ограничен доступ к информации о расходах или ином распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным или коммунальным имуществом, в том числе об условиях получения этих средств или имуществе, фамилиях, именах, отчествах физических лиц и наименованиях юридических лиц, получающих эти средства или имущество, а также другой информации, ограничение доступа к которой запрещено законом.
Материалы генерального плана населенного пункта не могут содержать информацию с ограниченным доступом и быть ограниченными в доступе.
Изменяется и Закон Украины «Об Уполномоченном Верховного Совета Украины по правам человека»: омбудсмен осуществляет парламентский контроль за соблюдением права на доступ к публичной информации.
Также изменения вносятся в Закон Украины «О государственной тайне». Установление срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне, принятие решения о его продлении осуществляются с соблюдением требований Закона Украины «О доступе к публичной информации». Засекречивание документов осуществляется только в части сведений, составляющих государственную тайну. В случае подачи запроса на документ, часть которого засекречена, доступ к такому документу обеспечивается в незасекреченной его части.
Интересно, что изменения затронули и Гражданский кодекс (ГК) Украины. Исключена часть 3 статьи 277 УГК Украины: «Негативная информация, распространенная в отношении лица, считается недостоверной, если лицо, которое ее распространило, не докажет обратного».
Существенные новации коснутся и Закона Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины». Журналиста не смогут лишить аккредитации за нарушение закона или настоящего Регламента. Изменения вносятся и в нормативно-правовой акт, который часто конфликтовал с законом о публичной информации. Указано, что не относится к информации с ограниченным доступом информация о получении в любой форме физическим лицом бюджетных средств, государственного или коммунального имущества, кроме случаев, предусмотренных законом о публичной информации.
Изменения в Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) на Украине» (Закон о прессе) устанавливают новое понимание свободы деятельности прессы. Так, говорится, что свобода слова может быть ограничена только в случаях, определенных законом, когда ограничение этого права необходимо в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, а также для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия.
Редакция, журналист не несут ответственности за публикацию сведений, которые не соответствуют действительности, если данные содержались в сообщениях субъектов властных полномочий, физических и юридических лиц. Раньше это распространялось на дословное воссоздание официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и объединений граждан. Кроме того, возникает новое основание для освобождения СМИ от ответственности за распространение информации — законом предусмотрено освобождение или непривлечение к ответственности за такие действия.
Рассматриваемый Закон уже назвали законом для журналистов. Однако его настоящая цель — расширить доступ к информации любого гражданина. Так, из перечня прав журналиста, перечисленных в статье 26 Закона о прессе, исключается право «преимущества на получение открытой по режиму доступа информации».
Отметим, что в связи со вступлением Закона в силу гриф «Для служебного пользования» или другие грифы, предусматривающие ограничения доступа к документу или информации в нем, которые были предоставлены до вступления в силу закона о публичной информации, кроме грифов секретности, теряют силу, а соответствующие документы подлежат раскрытию и предоставлению на запрос через один год после вступления в силу настоящего закона, если указанные грифы не были пересмотрены.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…