В стиле техно — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

В стиле техно

Как трансформируется юридический рынок: человеческий фактор все больше замещается технологическими решениями

Одним из ключевых трендов современности стало активное внедрение диджитал-решений практически во всех сферах общественной и деловой жизни. Рынок юридических услуг не исключение. Каждый день мы можем наблюдать, насколько далеко шагнула айтизация рынка юридических услуг и насколько IT-решения облегчают повседневную работу юриста. Де-факто внедрение Legal Tech из возможности превратилось в необходимость — юристы осознали бесперспективность игнорирования технического процесса, научились воспринимать даже весьма радикальные идеи, а зачастую и сами инициируют инновационные разработки и поддерживают перспективные стартапы.

«Развитие технологий оказывает существенное влияние на все сферы экономики, включая сферу предоставления юридических услуг. Сегодня многие юридические компании уже имеют в своем составе должность chief innovation officer и команды по развитию юридических технологий, цель которых — разработка и внедрение инструментов Legal Tech для оптимизации бизнес-процессов компании и снижения временных затрат юристов на выполнение однотипных задач», — отмечает Дмитрий Сичкарь, советник QUANTUM ATTORNEYS.

«Юридические фирмы выступают и создателями решений Legal Tech, и их первыми клиентами, и постоянными потребителями» — такого мнения придерживается Антон Тарасюк, управляющий партнер Legal IT Group (в 2016 году их проект Legal IT Bot (бот в форме игры-комикса для обучения праву) вошел в топ-8 инновационных юридических команд в конкурсе от HIIL, но «не взлетел»). Он выделяет еще один перспективный тренд — покупку большими юридическими фирмами стартапов Legal Tech. «Сейчас это действительно крутая ниша», — считает г-н Тарасюк. О необходимости существенных инвестиций говорит и Артем Афян, управляющий партнер АО Juscutum. По его словам, нужно выделять, с одной стороны, финансовый ресурс, а с другой — управленческий и человеческий. «Нужно быть первопроходцами, и успех абсолютно не гарантирован. Риски высоки, как и цена экспериментов. Маленькие компании это просто не потянут», — отмечает г-н Афян.

А комментируя, какие функции юриста будут автоматизированы в первую очередь, он называет  все, что сейчас делают младшие юристы: базовая аналитика, рутинные просчеты, конструкторы шаблонов. При этом он подчеркивает, что чем больше коммерческая составляющая в практике, чем больше денег, тем под большим риском она находится в плане автоматизации.

По наблюдениям Дмитрия Сичкаря, влияние технологий особо ощутимо в практиках, где требуются обработка и анализ массивов данных: в частности, в сфере защиты персональных данных и AML-комплаенсе. Во втором примере внедрение технологий для анализа информации о клиентах, трансакциях, проведения санкционного скрининга позволяет в короткие сроки принимать решения о блокировке подозрительных финансовых операций. Но приоритетным направлением для внедрения технологий г-н Сичкарь называет все же автоматизацию рутинной юридической работы, в частности, по составлению типовых договоров, заполнению различных форм, заявлений, претензионную работу в сфере авиаперевозок и защиты прав потребителя, проведение юридического аудита контрагентов и объектов недвижимости.

«Все, что можно запомнить и повторить, может быть автоматизировано», — отмечает Антон Тарасюк. «Кто-то скажет, что нельзя оптимизировать написание юридической стратегии или стратегии ведения спора в суде. А я скажу: это возможно, однако вычитать все должен будет человек. Также автоматизация коснется discovery work, подготовки шаблонных договоров, вычитки договоров на предмет конкретных рисков», — объясняет юрист. Он констатирует, что на юридический бизнес очень сильное влияние уже оказали всевозможные технологии, связанные с искусственным интеллектом, big data, cloud computing. «Софт на базе технологий big data может помочь в проверке контрагентов, поиске судебных решений и так далее. Возможностей масса», — отмечает г-н Тарасюк.

Комментируя использование технологических решений, он рассказал, что большинство результатов услуг фирмы передаются онлайн, коммуникация с клиентом также в основном происходит онлайн. Вся воронка продаж — тоже онлайн. «Наша задача — максимально оптимизировать customer journey map клиента и на каждом этапе сделать его путь приятным и продуктивным. Соответственно, разбив путешествие на конкретные точки касания, мы пытаемся внедрять инновации в каждой из них», — подчеркивает управляющий партнер Legal IT Group. По его мнению, промедление с автоматизацией экспертизы и процессинга чревато потерями в конкурентной борьбе за клиентов, ведь без надлежащего технического оснащения юрист не сможет так же быстро, как машина, выдавать релевантные решения ценой минимальных усилий.

Приоритетные разработки

Примеров изменения рынка юридических услуг под влиянием технологий становится все больше. Пожалуй, для каждого процесса в деятельности юридической фирмы можно подобрать IT-решения разного уровня эффективности. Так, американский портал CIO Applications в рейтинге «25 лучших поставщиков юридических решений 2018 года» приводит список лучших поставщиков программного обеспечения, «которые решают основные проблемы в юридическом секторе и предоставляют инновационные предложения, благодаря чему компании могут сделать следующий шаг в технологическом развитии». Среди прочих в рейтинге представлены продукты LexisNexis (ведущий мировой поставщик решений для работы с контентом), а также Uptime Legal Systems (поставщик с полным спектром услуг, чьи предложения включают закрытые облачные хранилища для юридических фирм, управление документами и интернет-маркетинг) и WealthCounsel, LLC (поставщик решений, которые помогают адвокатам автоматизировать юридическую документацию и значительно сократить время поиска документа). Аналитики издания рекомендуют обратить внимание на BanyanRFP — облачную онлайн-платформу, которая упрощает длительные процессы запроса предложений и позволяет корпоративным юридическим отделам принимать более обоснованные решения. Ayfie — это поисковые и тексто­аналитические решения для юридических и финансовых компаний. Epiq Systems упрощает администрирование бизнес-операций и ведение судебной отчетности. Case.one предоставляет настраиваемую и мощную систему управления практикой, объединяющую множество функций и платформ в простое в использовании решение. Intrensic — платформа для хранения материалов для правоохранительных органов, комплексное решение для управления цифровыми доказательствами. Lawclerk оптимизирует работу юристов и дает возможность воспользоваться услугами юристов-фрилансеров. LEAP — поставщик программного обеспечения для управления юридической практикой. Rocket Lawyer Incorporated объединяет юридические документы, к которым можно получить бесплатный доступ. Rocket Matter предоставляет программное обеспечение для онлайн-биллинга и управления юридической практикой. Technology Concepts & Design, Inc. упрощает работу с большим количеством информации в судебных делах.

Предел перемен

Автоматизация — процесс, уже ставший обыденным для рынка юридических услуг, отличается разве что глубина погружения в технологии. Более интересным представляет­ся дальнейшее ее развитие, предполагающее использование искусственного интеллекта, ведь это подразумевает выполнение машинами за­дач, ранее относящихся к исключительной компетенции юриста-человека. В профессиональной среде, как юридической, так и технологической, а тем более на их стыке, активно дискутируется вопрос, сможет ли искусственный интеллект когда-либо заменить юриста.

Антон Тарасюк в этом вопросе категоричен: «Юристы будут существовать, пока будет существовать человечество. Формат юридической услуги, конечно же, будет меняться. От оратора на площади до виртуального помощника в формате дополненной реальности».

Артем Афян прогнозирует существенную трансформацию профессии, радикальное и резкое сокращение количества юристов. «Юриспруденция будет дрейфовать в сторону социальной инженерии — это выстраивание отношений партнерства, разбор сложных споров», — считает управляющий партнер АО Juscutum.

Для Дмитрия Сичкаря очевидно, что технологии должны стать не заменой юристу, а инструментом для предоставления более качественных и эффективных решений.

Денис Киценко, партнер Dynasty Law Firm, придерживается мнения, что юридическая функция уже необратимо изменилась, в том числе благодаря существенному сужению сегмента несложных алгоритмизированных услуг. Но в то же время он подчеркивает, что айтизацию работы юристов в бизнесе нужно рассматривать более широко — зачастую барьером выступает не отсутствие релевантного IT-продукта, а недостаточный уровень алгоритмизации основных бизнес-процессов потребителей — клиентов юрфирм. А размышляя о будущем юрфирм, г-н Киценко проводит аналогии с индустрией спорткаров — бутиковые компании постепенно эволюционировали в бизнес-юниты крупных корпораций, и лишь немногие сохранили статус производителей радикально индивидуального товара.

Мнения традиционно варьируются в достаточно широком диапазоне, но чаще всего речь идет о том, что профессия видоизменится, поэтому нужно своевременно реагировать на эти изменения и извлекать из них выгоду.


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Юристы консервативны, и они очень плохие потребители IT-решений

Артем АФЯН, управляющий партнер АО Juscutum

— Как вы оцениваете темпы айтизации рынка юридических услуг? Какие технологии оказали наибольшее влияние на практику юридических фирм, в частности, в Украине?

Наверное, мой ответ покажется предвзятым и предсказуемым, потому что я как раз являюсь «радикальным технологизатором» юридических услуг. Мне кажется, что в Украине эта технологизация идет достаточно быстро. Движение есть, но если посмотреть на денежное соотношение заработка с помощью технологических решений и заработка от классических услуг, то, конечно же, технологии пока еще проигрывают. Что касается остальных индустрий, то достаточно будет всего лет двух, чтобы ситуация кардинально изменилась.

— Юридические фирмы — это в большей мере потребители или разработчики Legal Tech?

Во-первых, я считаю, что юристы очень консервативны, и они очень-очень плохие потребители IT-решений. Да и, если честно, не самые крутые разработчики. Поэтому Legal Tech, например, от того же Fin Tech отстает в разы — на мой взгляд, лет на семь.

— Какие проекты разрабатывает/внедряет ваша фирма?

— Сегодня у нас есть целый ряд ботов: это Sudobot, Patentbot, Tradebot и Staffbot. Специфика проектов, на которых мы сфокусировались, — это в основном боты, автоматизированные решения для конечных потребителей. Мы ничего не делаем для юридических фирм и очень мало делаем В2В. Мы в основном экспериментируем с В2С потому, что там отклик рынка самый быстрый.

— Какие технологии могут радикально изменить ситуацию на рынке юридических услуг в обозримой перспективе? Какие функции юриста будут автоматизированы, а что, наоборот, оцифровать невозможно?

По моему мнению, все, что сейчас делают младшие юристы — базовую аналитику, рутинные просчеты, конструкторы шаблонов — заменят. Юриспруденция будет дрейфовать в сторону социальной инженерии  — это выстраивание отношений партнерства, разбор сложных споров. Ну, конечно, как я считаю, особняком стоит уголовная практика, потому что она вряд ли сильно будет затронута автоматизацией. Чем больше коммерческая составляющая в практике, чем больше денег, тем под большим риском она находится в плане автоматизации.

— Какое влияние окажет IT на профессию юриста? Можно ли говорить о перспективе исчезновения юристов и юрфирм в классическом их понимании?

Для меня, как для человека, который в свое время написал материал «Мир без юристов», вопрос похож на наводящий. Я думаю, что можно говорить не об исчезновение, а скорее о трансформации и очень сильном сокращении. Причем сокращение будет резкое. По крайней мере мы активно к этому готовимся.

— Как соотносятся возможности и риски юрфирм в контексте внедрения IT-решений?

Риски высоки, как и цена экспериментов. Маленькие компании это просто не потянут. Нужно выделять, с одной стороны, финансовый ресурс, а с другой — управленческий и человеческий. Нужно быть первопроходцами, и успех абсолютно не гарантирован. Более того, даже наши успехи я оцениваю достаточно скромно, потому что сегодня все равно основой наших доходов является более-менее классическая практика консалтинга. Но я продолжаю верить и развивать IT-направление.

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

 


КОММЕНТАРИИ
Не упустить момент

Антон ТАРАСЮК,
управляющий партнер Legal IT Group

На юридический бизнес, как в целом на любой бизнес, очень сильное влияние оказали всевозможные технологии, связанные с AI, big data, cloud computing. При этом необязательно развивать все эти направления силами юридической фирмы. Есть масса технологических решений, которые позволяют оптимизировать бизнес-процессы и предоставлять услуги высокого качества с хорошим client-service. С другой стороны, технологии и программ­ное обеспечение — это лишь средство, если хотите, инструмент, посредством которого должны решаться конкретные бизнес-задачи. Например, вы можете пользоваться сервисами, которые позволяют «сейлзам» лучше продавать за счет использования AI в рамках CRM-систем. При этом AI уже знает вашу целевую аудиторию и подсказывает, что лучше сработает в конкретном кейсе. Да, это Marketing Tech, а не Legal Tech, но и юридический бизнес — это бизнес, так почему же не использовать наработки из других сфер?

Кто уже сейчас не автоматизирует свою экспертизу и процессинг, не сможет конкурировать за клиентов, так как не сможет так же быстро, как машина, выдавать релевантные решения ценой минимальных усилий.

 

Вспомогательная функция

Дмитрий СИЧКАРЬ,
советник QUANTUM ATTORNEYS

Уже сейчас мы живем в новой реальности, где можно наблюдать трансформацию многих ключевых юридических практик, где роль человеческого ресурса постепенно снижается в пользу автоматизации и новых технологических решений. В первую очередь это касается автоматизации рутинной юридической работы, среди которой можно выделить составление типовых договоров, заполнение различных форм, заявлений, претензионную работу в сфере авиаперевозок и защиты прав потребителя, проведение юридического аудита контрагентов и объектов недвижимости. Огромное влияние технологий отмечено в практиках, где требуется обработка и анализ массивов данных: в частности, в сфере защиты персональных данных и разработки политик по имплементации требований Общего регламента ЕС по защите данных (GDPR). В практике AML-комплаенса внедрение технологий для анализа информации о клиентах, трансакциях, проведения санкционного скрининга позволяет в короткие сроки принимать решения о блокировке подозрительных финансовых операций.

Несмотря на это, все же еще очень рано говорить о полной замене юристов различными программами, роботами, искусственным интеллектом (AI). Творческая составляющая профессии, а также специфика доверительных взаимоотношений c клиентом в процессе предоставления правовой помощи во многом предопределяет сохранение доминирующей позиции юристов и адвокатов на рынке, несмотря на стремительное развитие юридических технологий. Ведущая роль юристов будет еще долго оставаться в уголовной практике, судебных спорах, практике частных клиентов и защиты бизнеса.

Очевидно то, что новые технологии должны стать не заменой юристу, а его инструментом для предоставления клиенту более качественных, своевременных и, самое главное, эффективных юридических решений.

 


МНЕНИЕ
Комплексная оптимизация

Денис КИЦЕНКО,
партнер Dynasty Law Firm

Сохранится ли существующий формат юрфирмы? Сформулирую так: уже нет. И не только потому, что традиционная модель юридического бизнеса изжила себя. Скорее уже трансформирована сама юридическая функция. Этот процесс затронул множество аспектов: и роль юрфирмы, и подход к организации внутренней юрслужбы, и категории задач, выполнения которых бизнес ожидает от юристов-профессионалов. Разумеется, трансформировалась и методология. Шаблонные или несложные задачи чудесно алгоритмизируются, и пространство для привлечения внешних консультантов для их решения исчезает.

Именно поэтому становится сейчас распространенной модель объединения вокруг партнера трех-четырех высококвалифицированных юристов, способных решать нестандартные задачи. Должны ли эти юристы применять продукты категории Legal Tech? Разумеется. Равно как уметь форматировать текст в Word, что было в новинку 25 лет назад.

Об использовании новых технологий сейчас пишут много. Интереснее, на мой взгляд, как эти технологии влияют на функции юристов и где проходит рубикон, отделяющий фантастику научную от ненаучной. В нашей практике есть проекты оптимизации работы юрслужбы крупных компаний и холдингов. Готовы ли эти клиенты к тому, чтобы «вкалывали роботы, а не человек»? Определенно нет. И вопрос даже не в новых продуктах IT, проблема в недостаточном уровне алгоритмизации основных бизнес-процессов.

Простейший пример: до того, как внедрять в страховой компании продукты по автоматизации работы с «электронными судами», необходимо четко алгоритмизировать обработку кейсов, выделить категории и процедуры, автоматизировать проверку финансового состояния ответчика, etc. Таким образом, к «электронному суду» per se ведет несколько этапов автоматизации работы, часть которых не связана с юриспруденцией.

Второй пример: автоматизация заключения договоров. Казалось бы, несложная задача, продукты для решения которой мы предлагали клиентам еще «на заре» эры Legal Tech. Но возможно ли ее решить с ходу и в лоб? Вы удивитесь, но нет. Как минимум потому, что далеко не в каждой компании есть не просто политика в отношении условий договоров, а алгоритмизация процедур заключения соглашений с нестандартными условиями. Даже банальная процедура согласования зачастую вызывает бурные дискуссии.

Поэтому автоматизацию работы юристов в бизнесе нужно рассматривать не точечно, а в контексте оптимизации процедур в целом, что мы, выступая в том числе и бизнес-консультантами, предлагаем своим клиентам.

Исчезнет ли потребность рынка во внешних юридических консультантах? Давайте посмотрим на этот вопрос через призму, например, индустрии спорткаров. Что произошло с бутиковыми производителями? Ушли с рынка. Исчезли ли спорткары? Нет. Некогда спортивные команды с четкой бизнес-стратегией стали бизнес-юнитами корпораций, классические производители добавили модели для масс-маркета, и лишь единичные команды профессионалов с уникальным опытом остались в статусе производителей радикально индивидуального товара. Тот же путь ожидает и юрфирмы.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Новости юридических фирм

VOX POPULI

Реформенный стиль

Акцент

Летнее бремя

Слово — народу

В фокусе: адвокатура

Сужение людям

В фокусе: рынок

Украинский порыв

Государство и юристы

Сборный интерес

LET’s go

Выносить взор из избы

На ТО есть причины

Зарубежная практика

Мира измерения

Книжная полка

Мировое оглашение

Отрасли практики

Уклончивый ответ

Тоска отчета

Бес тормозов

Тень сомнения

Самое важное

С новым гОООдом!

Судебная практика

Уравнение с иском

Общественный порядок

О нюансах налогообложения представительства иностранной компании

Судебные решения

В случае получения акта камеральной проверки определенной налоговой декларации налогоплательщик не ограничен в праве подать уточняющий расчет к этой декларации

Третейский суд не является участником судебного дела об отмене принятого им решения

Тема номера

Защитное средство

M&A-фактор

Забить штрафной

Частная практика

В стиле техно

Інші новини

PRAVO.UA