Оспаривание имущественных действий должника — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Тень сомнения

Оспаривание сделок и имущественных действий должника

Применение судами принципа правовой презумпции сомнительности сделок помогает обжаловать сделки должника, направленные на уменьшение объема платежеспособности и причинение ущерба кредиторам

Статья 20 Закона Ук­раины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон) определяет основания оспаривания сделок и имущественных действий должника по распоряжению своим имуществом, совершенных в течение года до или после возбуждения дела о банкротстве, если такие сделки или действия направлены на выведение имущества из ликвидационной массы должника.

Анализ практики Верховного Суда свидетельствует, что такая сделка может быть признана судом недействительной по заявлению арбитражного управляющего или конкурсного кредитора при наличии совокупности условий: 1) имеется основание, предусмотренное частью 1 статьи 20 Закона, для определения сделки недействительной; 2) сделка совершена в «подозрительный период»; 3) заключение сделки заведомо приводит к уменьшению объема платежеспособности должника.

Основания недействительности

В рамках производства по делу о банкротстве суд может признать сделку должника недействительной при наличии хотя бы одного основания, указанного в части 1 статьи 20 Закона. Среди таких оснований — действия и сделки должника, направленные на уменьшение объема его платежеспособности путем принятия на себя обязательств на невыгодных условиях.

Предусмотренные в Законе основания недействительности сделок являются дополнительными к общим основаниям недействительности сделок, перечисленным в статьях 203, 215 Гражданского кодекса Украины.

От оснований иска (общих или дополнительных) зависит, как будет рассматриваться спор о признании недействительной сделки — в рамках дела о банкротстве или в отдельном судебном производстве.

«Подозрительный период»

Сделка может быть признана недействительной на основании нормы части 1 статьи 20 Закона, если она совершена в течение одного года до или после возбуждения дела о банкротстве.

Верховный Суд в постановлении от 30 января 2019 года по делу № 910/6179/17 отметил, что период времени с момента возникновения денежного обязательства у должника, в том числе при угрозе неплатежеспособности или при чрезмерной задолженности, до дня возбуждения дела о банкротстве является «подозрительным периодом». Сделки, совершенные в это время, могут навредить интересам кредиторов, касающимся обеспечения их требований активами должника.

Уменьшение объема платежеспособности

Для признания сделки должника недействительной на указанных выше основаниях суд должен установить, имеется ли в действиях должника намерение уменьшить объем платежеспособности и уклониться от расчетов с контрагентами, в результате чего может быть нанесен ущерб кредиторам.

Верховный Суд в своих решениях отмечает, что о намерении уменьшить объем платежеспособности могут свидетельствовать следующие действия должника (в том числе, но не исключительно):

— безвозмездное отчуждение имущества (постановление от 29 января 2019 года по делу № 910/1405/14);

— отчуждение имущества по цене значительно ниже рыночной (постановление от 31 мая 2018 года по делу № 908/688/16);

— отчуждение имущества, если у должника уже существует значительная кредиторская задолженность, а его пассивы превышают активы (постановление от 30 августа 2018 года по делу № 922/719/16);

— отчуждение имущества, не направленное на достижение разумной деловой цели, а также для ограничения интересов кредиторов (постановление от 25 апреля 2018 года по делу № 922/4281/16);

— принятие должником обязательств без соответствующих имущественных действий другой стороны (постановление от 20 марта 2018 года по делу № 911/2311/13).

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Верховный Суд в постановлении от 30 января 2019 года по делу № 910/6179/17 и постановлении от 13 февраля 2019 года по делу № 04/01/5026/1089/2011 обосновал правовую презумпцию сомнительности сделок и имущественных действий должника. Так, частью 1 статьи 20 Закона установлена правовая презумпция сомнительности сделок и имущественных действий должника, совершенных в «подозрительный период». В связи с этим любая сделка должника по отчуждению им своего имущества в указанный период может быть признана недействительной на основании части 1 статьи 20 Закона.

При этом Верховный Суд отметил, что применение судами принципа правовой презумпции сомнительности сделок непосредственно в период конкурсного производства при исследовании сделок должника, имеющих сомнительный характер с точки зрения соответствия их честным обычаям в предпринимательской деятельности, является обязательным.

Таким образом, применение Верховным Судом принципа правовой презумпции сомнительности сделки должника, совершенной в течение одного года до открытия производства по делу о банкротстве, помогает конкурсным кредиторам и арбитражным управляющим обжаловать сделки должника, направленные на уменьшение объема платежеспособности, выведение имущества из ликвидационной массы и причинение ущерба всем кредиторам.

Новеллы Кодекса

Кодекс Украины по процедурам банкротства (Кодекс), который вводится в действие с 21 октября 2019 года, содержит весьма похожие положения о признании недействительными сделок должника в делах о банкротстве.

Общий смысл статьи 42 Кодекса отображает содержание статьи 20 Закона, однако определенные законодательные нововведения все же присутствуют.

Во-первых, Кодекс предусматривает еще два дополнительных основания для признания сделки недействительной:

— должник заключил договор с заинтересованным лицом;

— должник заключил договор дарения.

Во-вторых, с заявлением о признании сделки должника недействительной на основании статьи 42 Кодекса имеет право обратиться любой кредитор или арбитражный управляющий. Сегодня, согласно статье 20 Закона, таким правом наделен арбитражный управляющий и только конкурсный кредитор.

В-третьих, Кодекс увеличивает подозрительный период с одного до трех лет. То есть сделка может быть признана недействительной, если она была совершена должником в течение трех лет, которые предшествовали открытию производства по делу о банкротстве.

На защиту кредитора

Приведенные новеллы Кодекса в части признания недействительной сделки должника направлены на защиту прав и интересов кредиторов и создание более широких возможностей (оснований, субъектов, сроков) для возврата имущества в ликвидационную массу должника, что, конечно же, положительно отразится на эффективности удовлетворения требований кредиторов.

При этом, несмотря на то что принцип правовой презумпции сомнительности сделки должника непосредственно в Кодексе не закреплен, как и в Законе, надеемся на устойчивость и единство правоприменительной практики по признанию недействительными сделок должника и дальнейшее применение упомянутого принципа не только Верховным Судом, но и судами нижестоящих инстанций.

 

ЗУБРИЦКИЙ Александр — адвокат
ЮФ Aequo, г. Киев

 


КОММЕНТАРИИ
Смена курса

Алена БЕРНАЗ,
руководитель судебной практики ЮКК «Де-Юре», адвокат

21 октября 2019 года (дата введения Кодекса Украины по процедурам банкротства в действие) ожидается с нетерпением всеми, кто осуществляет профессиональную деятельность в сфере реструктуризации и банкротства.

Среди многочисленных нововведений кодекса следует уделить особое внимание смене приоритетов в процедуре банкротства юридических лиц и превалированию интересов кредиторов над интересами должника. Такая смена курса сказалась и на порядке признания недействительными сделок должника, вследствие чего были продлены сроки до трех лет, расширены основания и увеличен перечень субъектов оспаривания сделок, в результате которых должник безосновательно утратил имущество либо возложил на себя обязательства.

Я считаю, что такие изменения создают и расширяют перечень правовых механизмов защиты кредиторами своих прав и интересов, что в свою очередь повысит результативность процедур банкротства в Украине, уровень доверия инвесторов и благотворно отразится на их готовности инвестировать в экономику
Украины.

 

Выработана единая позиция

Роман ЗАГРИЯ,
управляющий партнер ЮК PRAVO GARANT

Сегодня Верховный Суд сформировал единую правовую позицию относительно презумпции сомнительности сделок, заключенных должником в «подозрительный период». Верховный Суд отмечает, что частью 1 статьи 20 Закона установлена правовая презумпция сомнительности сделок и имущественных действий должника, совершенных им в течение «подозрительного периода», и поэтому любая сделка должника по отчуждению им своего имущества может быть признана недействительной на основании данной нормы. Также Верховный Суд указывает на то, что должник должен воздержаться от действий, которые безосновательно или сомнительно уменьшают размер его активов, а в случае заключения сделки с заинтересованным лицом действует еще одна правовая презумпция. Действие такой презумпции возлагает бремя доказывания на заинтересованное лицо.

Данная правовая позиция ВС уже была применена Северо-западным апелляционным хозяйственным судом в постановлении от 5 июня 2019 года по делу № 906/204/16, что может говорить об устойчивости и единстве правоприменительной практики в дальнейшем.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Новости юридических фирм

VOX POPULI

Реформенный стиль

Акцент

Летнее бремя

Слово — народу

В фокусе: адвокатура

Сужение людям

В фокусе: рынок

Украинский порыв

Государство и юристы

Сборный интерес

LET’s go

Выносить взор из избы

На ТО есть причины

Зарубежная практика

Мира измерения

Книжная полка

Мировое оглашение

Отрасли практики

Уклончивый ответ

Тоска отчета

Бес тормозов

Тень сомнения

Самое важное

С новым гОООдом!

Судебная практика

Уравнение с иском

Общественный порядок

О нюансах налогообложения представительства иностранной компании

Судебные решения

В случае получения акта камеральной проверки определенной налоговой декларации налогоплательщик не ограничен в праве подать уточняющий расчет к этой декларации

Третейский суд не является участником судебного дела об отмене принятого им решения

Тема номера

Защитное средство

M&A-фактор

Забить штрафной

Частная практика

В стиле техно

Інші новини

PRAVO.UA