Все новое — хорошо забытое старое. Или еще не совсем забытое и не такое уж и новое. Впрочем, в нашей стране тенденция такова, что сначала надо что-то ввести, потом отменить, а затем снова принять, но уже с учетом европейских стандартов. В данном случае речь идет о возврате обязательного технического осмотра (ТО) личных автомобилей. Напомним, что эту процедуру отменили в 2011 году, поскольку усмотрели в ней коррупционную составляющую, но, как показала практика, ситуацию на дорогах это вовсе не улучшило. Пересмотреть подходы к обязательному техосмотру и урегулировать рынок услуг автомобильного транспорта предлагает Министерство инфраструктуры Украины. Совсем недавно завершилось общественное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны» (законопроект). К слову, это уже не первая попытка урегулировать все вопросы подобным нормативным актом. Например, группой народных депутатов Украины осенью 2017 года был подан законопроект с абсолютно таким же названием, и лишь в начале этого месяца он был направлен профильному комитету парламента на доработку. Мининфраструктуры тоже неоднократно направляло законопроект в Государственную регуляторную службу Украины, но осенью прошлого года получило отказ в согласовании, а в апреле текущего законопроект был «оставлен без рассмотрения из-за нарушения разработчиком требований статьи 21 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Законопроект, о котором пойдет речь дальше, — очередная попытка усовершенствовать законодательное урегулирование рынка услуг автомобильного транспорта в Украине с целью «удовлетворения потребностей общества и экономики в части безопасности перевозок, эффективного потребления ресурсов и уменьшения техногенного воздействия автомобильных транспортных средств путем адаптации норм законодательства Украины к нормам актов ЕС в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС».
В соответствии с пояснительной запиской законопроект предлагает существенно усовершенствовать механизмы государственного регулирования в сфере безопасности эксплуатации транспортных средств. При этом в анализе регуляторного акта к законопроекту приведена статистика по уровню безопасности дорожного движения. В частности, отмечается, что по сравнению со странами ЕС Украина имеет чрезвычайно низкий уровень показателей безопасности дорожного движения, что приводит к значительным человеческим и экономическим потерям.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Законы Украины «О дорожном движении» и «Об автомобильном транспорте». В Закон Украины «О дорожном движении» может быть введена норма, в соответствии с которой личные автомобили подлежат проверке на пригодность к эксплуатации с 1 января 2022 года. Кроме того, Национальная полиция с этой же даты будет осуществлять контроль за соблюдением указанных требований.
До указанной даты техосмотр будет проводиться в случае регистрации или перерегистрации транспортного средства, смены собственника либо изменения или модификации систем или их составляющих, влияющих на безопасность дорожного движения или окружающей природной среды. Также ТО будет проводиться и в случаях выезда автомобиля за пределы зоны таможенного контроля Украины, но до 1 января 2022 года — добровольно, а с 1 января 2022-го — в обязательном порядке. Первый же техосмотр личных авто планируется проводить через четыре года после первой регистрации с последующим его прохождением каждые два года.
Более жестко может быть урегулирован вопрос с коммерческими перевозками. Предлагается установить требования относительно оборудования контрольными устройствами (ограничителями скорости и тахографами) определенных категорий транспортных средств. Предусмотрен и ряд исключений. В частности, не оборудуются тахографами коммерческие транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров на маршруте, протяженность которого не превышает 50 км, или с максимальной разрешенной скоростью, не превышающей 40 км в час.
Также изменяются условия подготовки и переподготовки работников автомобильного транспорта. В частности, статью 17 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» предложено изложить в новой редакции. Данной нормой предусмотрено, что водители, которые привлекаются к перевозке пассажиров транспортным средством с количеством мест для сидения более девяти (включая место водителя) или перевозке грузов автомобилем с максимально допустимой массой более 3,5 тонны, обязаны пройти начальную, периодическую подготовку и получить свидетельство о профессиональной компетентности, действующее в течение следующих пяти лет.
Пункт проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации привлекает к проведению проверки, в том числе на договорной основе, экспертов по проверке транспортных средств. Таким экспертом может быть лицо, получившее удостоверение эксперта по проверке транспортных средств на пригодность к эксплуатации. При этом он обязан не реже одного раза в три года повышать уровень специальных знаний путем прохождения периодической подготовки и сдачи экзамена или посредством сдачи экзамена без обучения.
«Эксперт по проверке транспортных средств на пригодность к эксплуатации не имеет права работать в течение суток одновременно в разных пунктах проведения проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации, в пунктах проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации, расположенных на расстоянии более 100 км друг от друга» — такие дополнительные требования предъявляются к экспертам.
Новой нормой предложено установить порядок определения центров начальной, периодической подготовки водителей.
Авторы законопроекта намерены ввести «придорожный осмотр» транспортных средств на предмет их пригодности к эксплуатации. Такому осмотру подлежат коммерческие транспортные средства независимо от страны регистрации. Он включает в себя первоначальный осмотр и в определенных законодательством случаях углубленную проверку. При этом общее количество «придорожных осмотров» на пригодность к эксплуатации транспортных средств в течение календарного года должно составлять не менее 5 % от среднего количества зарегистрированных за это время в Украине. В таком же соотношении «придорожному осмотру» подлежат транспортные средства, зарегистрированные или допущенные к дорожному движению в других государствах, но эксплуатируемые в Украине. Новой нормой также предложено установить требования к субъектам хозяйствования, которые могут проводить проверку транспортных средств на пригодность к эксплуатации.
«Документом, удостоверяющим соответствие транспортных средств требованиям технических регламентов, правил и нормативов, в случаях, предусмотренных законодательством, является свидетельство о пригодности транспортного средства к эксплуатации, сертификат или другой документ о подтверждении соответствия, выданный согласно законодательству Украины, что указывает, какому именно уровню экологических норм соответствует по конструкции транспортное средство («евро-2» — «евро-6» или другому уровню)», — отмечается в очередной статье законопроекта.
Не менее важными являются изменения, направленные на усиление ответственности за несвоевременный техосмотр. Так, предложено повысить штрафные санкции с 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан. Для коммерческих транспортных средств может быть введена дополнительная статья, которой установлен штраф в таких же размерах, как и для личных автомобилей. А вот за управление транспортным средством с выключенным, неисправным тахографом и/или ограничителем скорости или без таких устройств законодатели намерены установить штраф в размере 50 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Конфискация карточки водителя и наложение штрафа в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан предусмотрена за управление транспортным средством с карточкой водителя, владелец которой не является его водителем, или с карточкой, полученной на основе недостоверной информации. Отметим, что эти санкции также предусмотрены для коммерческих перевозок.
Предложено ввести ответственность за нарушение порядка проверки на пригодность транспортных средств экспертом. В данном случае устанавливается штраф в размере от 150 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Кроме того, возможно установление четких, общих со странами ЕС правил времени управления, перерывов и периодов отдыха водителей автотранспортных средств, привлеченных к осуществлению национальных и международных автомобильных перевозок, посредством координации действий между Украиной и странами ЕС в соответствии с принципом пропорциональности.
По мнению авторов законопроекта, установление ответственности как водителя, так и перевозчика за использование транспортных средств без тахографов (или с выключенными тахографами), непрохождение проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации и управление транспортным средством без свидетельства подтверждения профессиональной компетенции водителя будет способствовать обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, пользующихся автомобильным транспортом, и участников дорожного движения.
Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…