О возврате обязательного ТО личных автомобилей — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №27-28 » На ТО есть причины

На ТО есть причины

О возврате обязательного ТО личных автомобилей

Мининфраструктуры предлагает возобновить обязательный техосмотр личных автомобилей с 2022 года

Все новое — хорошо забытое старое. Или еще не совсем забытое и не такое уж и новое. Впрочем, в нашей стране тенденция такова, что сначала надо что-то ввести, потом отменить, а затем снова принять, но уже с учетом европейских стандартов. В данном случае речь идет о возврате обязательного технического осмотра (ТО) личных автомобилей. Напомним, что эту процедуру отменили в 2011 году, поскольку усмотрели в ней коррупционную составляющую, но, как показала практика, ситуацию на дорогах это вовсе не улучшило. Пересмотреть подходы к обязательному техосмотру и урегулировать рынок услуг автомобильного транспорта предлагает Министерство инфраструктуры Украины. Совсем недавно завершилось общественное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны» (законопроект). К слову, это уже не первая попытка урегулировать все вопросы подобным нормативным актом. Например, группой народных депутатов Украины осенью 2017 года был подан законопроект с абсолютно таким же названием, и лишь в начале этого месяца он был направлен профильному комитету парламента на доработку. Мининфраструктуры тоже неоднократно направляло законопроект в Государственную регуляторную службу Украины, но осенью прошлого года получило отказ в согласовании, а в апреле текущего законопроект был «оставлен без рассмотрения из-за нарушения разработчиком требований статьи 21 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Законопроект, о котором пойдет речь дальше, — очередная попытка усовершенствовать законодательное урегулирование рынка услуг автомобильного транспорта в Украине с целью «удовлетворения потребностей общества и экономики в части безопасности перевозок, эффективного потребления ресурсов и уменьшения техногенного воздействия автомобильных транспортных средств путем адаптации норм законодательства Украины к нормам актов ЕС в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС».

В соответствии с пояснительной запиской законопроект предлагает существенно усовершенствовать механизмы государственного регулирования в сфере безопасности эксплуатации транспортных средств. При этом в анализе регуляторного акта к законопроекту приведена статистика по уровню безопасности дорожного движения. В частности, отмечается, что по сравнению со странами ЕС Украина имеет чрезвычайно низкий уровень показателей безопасности дорожного движения, что приводит к значительным человеческим и экономическим потерям.

Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Законы Украины «О дорожном движении» и «Об автомобильном транспорте». В Закон Украины «О дорожном движении» может быть введена норма, в соответствии с которой личные автомобили подлежат проверке на пригодность к эксплуатации с 1 января 2022 года. Кроме того, Национальная полиция с этой же даты будет осуществлять контроль за соблюдением указанных требований.

До указанной даты техосмотр будет проводиться в случае регистрации или перерегистрации транспортного средства, смены собственника либо изменения или модификации систем или их составляющих, влияющих на безопасность дорожного движения или окружающей природной среды. Также ТО будет проводиться и в случаях выезда автомобиля за пределы зоны таможенного контроля Украины, но до 1 января 2022 года — добровольно, а с 1 января 2022-го — в обязательном порядке. Первый же техосмотр личных авто планируется проводить через четыре года после первой регистрации с последующим его прохождением каждые два года.

Более жестко может быть урегулирован вопрос с коммерческими перевозками. Предлагается установить требования относительно оборудования контрольными устройствами (ограничителями скорости и тахографами) определенных категорий транспортных средств. Предусмотрен и ряд исключений. В частности, не оборудуются тахографами коммерческие транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров на маршруте, протяженность которого не превышает 50 км, или с максимальной разрешенной скоростью, не превышающей 40 км в час.

Также изменяются условия подготовки и переподготовки работников автомобильного транспорта. В частности, статью 17 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» предложено изложить в новой редакции. Данной нормой предусмотрено, что водители, которые привлекаются к перевозке пассажиров транспортным средством с количеством мест для сидения более девяти (включая место водителя) или перевозке грузов автомобилем с максимально допустимой массой более 3,5 тонны, обязаны пройти начальную, периодическую подготовку и получить свидетельство о профессиональной компетентности, действующее в течение следующих пяти лет.

Пункт проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации привлекает к проведению проверки, в том числе на договорной основе, экспертов по проверке транспортных средств. Таким экспертом может быть лицо, получившее удостоверение эксперта по проверке транспортных средств на пригодность к эксплуатации. При этом он обязан не реже одного раза в три года повышать уровень специальных знаний путем прохождения периодической подготовки и сдачи экзамена или посредством сдачи экзамена без обучения.

«Эксперт по проверке транспортных средств на пригодность к эксплуатации не имеет права работать в течение суток одновременно в разных пунктах проведения проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации, в пунктах проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации, расположенных на расстоянии более 100 км друг от друга» — такие дополнительные требования предъявляются к экспертам.

Новой нормой предложено установить порядок определения центров начальной, периодической подготовки водителей.

Авторы законопроекта намерены ввести «придорожный осмотр» транспортных средств на предмет их пригодности к эксплуатации. Такому осмотру подлежат коммерческие транспортные средства независимо от страны регистрации. Он включает в себя первоначальный осмотр и в определенных законодательством случаях углубленную проверку. При этом общее количество «придорожных осмотров» на пригодность к эксплуатации транспортных средств в течение календарного года должно составлять не менее 5 % от среднего количества зарегистрированных за это время в Украине. В таком же соотношении «придорожному осмотру» подлежат транспортные средства, зарегистрированные или допущенные к дорожному движению в других государствах, но эксплуатируемые в Украине. Новой нормой также предложено установить требования к субъектам хозяйствования, которые могут проводить проверку транспортных средств на пригодность к эксплуатации.

«Документом, удостоверяющим соответствие транспортных средств требованиям технических регламентов, правил и нормативов, в случаях, предусмотренных законодательством, является свидетельство о пригодности транспортного средства к эксплуатации, сертификат или другой документ о подтверждении соответствия, выданный согласно законодательству Украины, что указывает, какому именно уровню экологических норм соответствует по конструкции транспортное средство («евро-2» — «евро-6» или другому уровню)», — отмечается в очередной статье законопроекта.

Не менее важными являются изменения, направленные на усиление ответственности за несвоевременный техосмотр. Так, предложено повысить штрафные санкции с 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан. Для коммерческих транспортных средств может быть введена дополнительная статья, которой установлен штраф в таких же размерах, как и для личных автомобилей. А вот за управление транспортным средством с выключенным, неисправным тахографом и/или ограничителем скорости или без таких устройств законодатели намерены установить штраф в размере 50 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Конфискация карточки водителя и наложение штрафа в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан предусмотрена за управление транспортным средством с карточкой водителя, владелец которой не является его водителем, или с карточкой, полученной на основе недостоверной информации. Отметим, что эти санкции также предусмотрены для коммерческих перевозок.

Предложено ввести ответственность за нарушение порядка проверки на пригодность транспортных средств экспертом. В данном случае устанавливается штраф в размере от 150 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Кроме того, возможно установление четких, общих со странами ЕС правил времени управления, перерывов и периодов отдыха водителей автотранспортных средств, привлеченных к осуществлению национальных и международных автомобильных перевозок, посредством координации действий между Украиной и странами ЕС в соответствии с принципом пропорциональности.

По мнению авторов законопроекта, установление ответственности как водителя, так и перевозчика за использование транспортных средств без тахографов (или с выключенными тахографами), непрохождение проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации и управление транспортным средством без свидетельства подтверждения профессиональной компетенции водителя будет способствовать обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, пользующихся автомобильным транспортом, и участников дорожного движения.

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Новости юридических фирм

VOX POPULI

Реформенный стиль

Акцент

Летнее бремя

Слово — народу

В фокусе: адвокатура

Сужение людям

В фокусе: рынок

Украинский порыв

Государство и юристы

Сборный интерес

LET’s go

Выносить взор из избы

На ТО есть причины

Зарубежная практика

Мира измерения

Книжная полка

Мировое оглашение

Отрасли практики

Уклончивый ответ

Тоска отчета

Бес тормозов

Тень сомнения

Самое важное

С новым гОООдом!

Судебная практика

Уравнение с иском

Общественный порядок

О нюансах налогообложения представительства иностранной компании

Судебные решения

В случае получения акта камеральной проверки определенной налоговой декларации налогоплательщик не ограничен в праве подать уточняющий расчет к этой декларации

Третейский суд не является участником судебного дела об отмене принятого им решения

Тема номера

Защитное средство

M&A-фактор

Забить штрафной

Частная практика

В стиле техно

Інші новини

PRAVO.UA