Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Бес тормозов

Отсутствие в законодательстве четких формулировок критериев соответствия информации о продукте может запутать и затормозить развитие как рынка пищевых продуктов, так и рынка рекламы

Анна НЕПОМЯЩАЯ Специально для «Юридической практики»

Донесение полной и достоверной информации о продукте до потребителя, в том числе посредством рекламы, всегда было предметом особого внимания законодателя и контролирующих органов. Но особую актуальность этот вопрос приобрел в связи с произошедшими в последние годы масштабными изменениями законодательства о продуктах, кормах для животных и государственном контроле за их оборотом. Одним из последних важных этапов этих изменений является подписание главой государства Закона Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» (Закон).

Точность информации

Закон вводится в действие с 6 августа 2019 года и среди прочего требует от «операторов» рынка соблюдения отдельных правил при донесении информации о продукте до потребителя посредством рекламы и/или интернет-продаж.

Согласно частям 1–3 и 5 статьи 4 Закона, необходимо, чтобы в рекламе пищевого продукта была указана точная, достоверная и понятная потребителю информация, которая к тому же не должна вводить его в заблуждение, в том числе относительно:

— характеристик пищевого продукта (категорий, признаков, состава и других характеристик);

— приписывания пищевому продукту не характерных для него свойств или последствий потребления;

— особенных характеристик пищевого продукта, если иные пищевые продукты имеют такие же свойства;

— допущения при помощи внешнего вида продукта, описания или графических изображений наличия в пищевом продукте определенного компонента или ингредиента, если на самом деле компонент или ингредиент, который обычно присутствует или используется в данном пищевом продукте, заменен другим.

Законом установлены штрафы за несоблюдение указанных выше требований, в том числе и в рекламе, в размере десяти (для физических лиц — предпринимателей) и 15 (для юридических лиц) размеров минимальной заработной платы за каждый факт нарушения (норма о применении этих штрафов вступает в силу также с августа 2019 года).

Как видим, Закон формулирует, в некоторых случаях, весьма размытые требования к рекламе пищевых продуктов. Так, Закон не предусматривает четких критериев или даже механизма определения точности информации о продукте. В то же время Закон устанавливает очень детальные требования к отображению информации на самом продукте или в сопроводительных материалах. Например, для пищевых продуктов с незначительной площадью упаковки (до 10 см2) предусмотрены требования к обязательному отображению названия (с учетом специальных правил его определения) аллергенов или производных от них веществ, минимального количества продуктов, минимального срока годности/даты употребления, информации о пищевой ценности продукта; если же площадь упаковки больше установленного предела (10 см2 и более), то этот перечень увеличивается еще больше (необходимо указывать состав согласно специальным правилам, происхождение, информацию об операторе рынка и т.п.).

Применимы ли все эти требования к рекламе и будет ли она неточной без этой информации?

Критерии оценки

С одной стороны, очевидно, что точность не означает полноту, и реклама не должна заменять собой маркировку продукта. Более того, едва ли такая реклама объективно сможет вызвать или поддержать интерес потребителей, что является одним из определяющих юридических признаков рекламы (в понимании статьи 1 Закона Украины «О рекламе»). С другой стороны, у контролирующих органов нет других критериев оценки точности информации, поэтому не исключено, что в той или иной мере они будут использовать такой подход при оценке рекламных материалов. И все же хотелось бы верить, что такая оценка будет проводиться с учетом здравого смысла и понимания природы рекламы.

Вторым критерием оценки рекламы является достоверность. Необходимость этого критерия вызывает сомнения, так как сложно смоделировать ситуацию, в которой он мог бы применяться сам по себе, независимо от критериев точности или неспособности ввести в заблуждение. Создается впечатление, что законодатель решил просто усилить значение предыдущего критерия (точности), употребив рядом с ним если не полный его синоним, то очень близкое по значению слово, только запутав участников рынка и потенциально суд.

Третий критерий — понятность информации для потребителя. В рекламе такой критерий, как правило, соблюдается, поскольку понятность рекламы зачастую является одним из показателей ее доступности и запоминаемости. В то же время, если речь идет о сложных и длительных рекламных кампаниях (например, при выходе новых продуктов на рынок), бренды могут «идти от обратного», и на первых порах специально «дразнить» потребителей непонятными, загадочными или двузначными посылами, и только через несколько недель «раскрывать карты» и предоставлять полноценную рекламу продуктов. В мировой практике такой подход используется очень часто, однако с точки зрения нового законодательства он может вызывать вопросы относительно критерия понятности для потребителя. Кажется, в таком случае потребитель должен как минимум понимать, что речь постоянно идет непосредственно о пищевом продукте.

Последним важным критерием для рекламы пищевых продуктов является неспособность введения потребителя в заблуждение. Законодательство уже содержит похожую правовую конструкцию — «распространение вводящей в заблуждение информации», предусмотренную статьей 151 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», и даже есть судебная практика ее применения (например, решение Хозяйственного суда г. Киева от 22 мая 2018 года по делу № 910/388/18). Однако законодатель решил, что ответственности по антимонопольному законодательству мало, поэтому он решил наказывать за такие же нарушения дополнительно и в сфере контроля за оборотом пищевых продуктов. При этом критерий, связанный с неспособностью введения потребителя в заблуждение, согласно Закону, сам по себе является отдельным критерием оценки информации в рекламе, а его несоблюдение может быть отдельным нарушением законодательства, в отличие от того же Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», где неточность и схожая с недостоверностью неправдивость информации могут вводить потребителя в заблуждение.

В то же время, учитывая весьма существенную детализацию этого критерия в Законе, а также неисключительный перечень случаев его нарушения, можно предположить, что именно введение в заблуждение будет ключевым пунктом при оценке рекламы юристами. Так как у потребителей могут объективно возникать неправильные представления относительно, например, места производства продукта, технологии его производства (при изображении устаревших механических мельниц, соковыжималок и прочее) или отдельных ингредиентов (использование ароматизаторов, идентичных натуральному, заменителей или красителей в продукте). Каждая ситуация, конечно же, является индивидуальной, и ее необходимо рассматривать в контексте конкретного рынка, тем не менее определенные юридические риски в них все же существуют, и их необходимо адекватно оценивать.

Таким образом, пытаясь защитить потребителя, законодатель создал ряд весьма простых на первый взгляд критериев, которым должна соответствовать информация о продукте в соответствующей рекламе. Однако отсутствие четких формулировок и широкое поле для толкований может запутать самих операторов и регуляторов на рынке пищевых продуктов и затормозить развитие как рынка пищевых продуктов, так и рынка рекламы в Украине.

 

НЕПОМЯЩАЯ Анна — юрист SDM Partners Law Firm, г. Киев

 


МНЕНИЯ
Отнестись с ответственностью

 

Александра ОДИНЕЦ,
юрист Asters

Новый Закон Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» предусматривает ряд нововведений, касающихся предоставления информации о пищевых продуктах, которые, безусловно, окажут влияние как на «операторов» рынка пищевых продуктов как лиц, несущих ответственность за информацию о продукте, так и на рынок пищевой промышленности в целом.

Не секрет, что большое количество штрафов, наложенных Антимонопольным комитетом Украины на нарушителей законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, связаны с распространением информации, вводящей в заблуждение, в том числе рекламы, содержащей неправдивые несоответствующие истине данные о продукте. К примеру, известный производитель колбас неправомерно использовал в названии колбасных изделий слово «детская» на этикетках и в рекламе продукции.

Во избежание ответственности представители рынка пищевой продукции должны серьезно отнестись к требованиям относительно информации о свойствах и характеристиках пищевых продуктов, предоставляемой в добровольном порядке, убедившись в том, что такая информация не является двусмысленной, неподтвержденной выводами санитарно-эпидемиологических экспертиз, соответствует требованиям ДСТУ к данной продукции и не вводит в заблуждение конечного потребителя.

 

Недобросовестные посылы

 

Татьяна РОМАНЧЕНКО,
старший юрист  ЮФ Evris

Реклама без четко отработанных механизмов регулирования рекламного рынка и надлежащего нормативно-правового обеспечения превращается в опасный инструмент распространения дезинформации и пропаганды среди населения.

Дело в том, что массив рекламы пищевых продуктов может содержать в себе недобросовестные посылы. Например, заявляемые свойства и преимущества товара банально не соответствуют действительности. Следовательно, человек, которого «зацепила» такая реклама, покупает товар, ожидания от которого в действительности очень завышены, а его качество оказывается весьма сомнительным.

Типичный прием — позиционирование пищевого продукта как созданного на основе натуральных компонентов, имеющего особые диетические или даже лечебные свойства. При этом не предоставляется информация о его реальном составе, а именно — о наличии растительных жиров, сои, красителей и ароматизаторов, других добавок, вредных для здоровья.

К сожалению в отечественной практике похожих примеров рекламы пищевых продуктов немало.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Новости юридических фирм

VOX POPULI

Реформенный стиль

Акцент

Летнее бремя

Слово — народу

В фокусе: адвокатура

Сужение людям

В фокусе: рынок

Украинский порыв

Государство и юристы

Сборный интерес

LET’s go

Выносить взор из избы

На ТО есть причины

Зарубежная практика

Мира измерения

Книжная полка

Мировое оглашение

Отрасли практики

Уклончивый ответ

Тоска отчета

Бес тормозов

Тень сомнения

Самое важное

С новым гОООдом!

Судебная практика

Уравнение с иском

Общественный порядок

О нюансах налогообложения представительства иностранной компании

Судебные решения

В случае получения акта камеральной проверки определенной налоговой декларации налогоплательщик не ограничен в праве подать уточняющий расчет к этой декларации

Третейский суд не является участником судебного дела об отмене принятого им решения

Тема номера

Защитное средство

M&A-фактор

Забить штрафной

Частная практика

В стиле техно

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: