В фондовом режиме — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

В фондовом режиме

Украине необходим надежный, прозрачный и эффективно работающий фондовый рынок, который может обеспечить реализацию национальных интересов

Летом с.г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов» № 738-IX (Закон), которым внесены соответствующие изменения в законодательство.

…Помнишь, как все начиналось?

Фондовая биржа в Украине была основана в 1991 году. Первые торги состоялись в феврале 1992 года, на продажу были выставлены акции ряда банков, к продаже также предлагались акции самой биржи. Так начиналась история украинских фондовых бирж.

И хотя фондовая биржа в украинском варианте существенно отличается от своих западных аналогов, в последующие годы количество организаторов торгов ценными бумагами неизменно увеличивалось. Впрочем, такие атрибуты, как ежедневные торги, большое количество и объемы сделок, были совсем не обязательны для большинства украинских фондовых площадок.

И тем не менее «цивилизованный рынок» был необходим. 12 июня 1995 года Президент Украины Леонид Кучма подписал указ о создании Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Процесс пошел. Создаваемая «с нуля» Госкомиссия при полном отсутствии инфраструктуры обрабатывала тонны (без кавычек) информации о вновь образованных акционерных обществах — бывших государственных заводах (автор лично видел руководителя регионального подразделения ГКЦБФР сидящим практически в подсобном помещении здания горисполкома (теперь — мэрия) областного центра за механической пишущей машинкой).

Основной площадкой конца 90-х на вторичном рынке ценных бумаг являлась Первая фондовая торговая система (ПФТС).

В то время именно возможность проводить торги акциями приватизируемых предприятий на «подконтрольной» бирже заставляла многие отечественные финансово-промышленные группы создавать свои фондовые площадки.

А в Европе и Америке торговля акциями, фьючерсами и различными товарами на биржах осуществлялась уже около двухсот лет.

Теперь по-новому

В Украине должны появиться новые элементы инфраструктуры фондового рынка, изменится система лицензирования финансовых посредников. Также появятся новые финансовые инструменты: деривативные контракты, депозитные сертификаты банков и выпуск по новой процедуре более защищенных корпоративных облигаций.

В целом Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, отдельные пункты — с момента опубликования, а еще несколько норм — с 1 января 2022 года.

Председатель Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Тимур Хромаев в одном из своих интервью сказал, что этот Закон переписывает принципы, на которых строился фондовый рынок с начала 90-х годов, когда работал по фактически адаптированному советскому законодательству. Ну а теперь начнем создавать.

Что делать

Украине нужен ликвидный, надежный, прозрачный и эффективно работающий фондовый рынок, который может обеспечить реализацию национальных интересов Украины и будет способствовать укреплению ее экономического суверенитета.

Разумеется, при этом необходимы инвестиции в реальный сектор экономики, защита прав и законных интересов инвесторов. Кроме того, следует создать систему финансовых институтов и финансовых инструментов для привлечения отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов, выстроить надежную и современную систему выполнения соглашений с ценными бумагами и учета прав собственности на ценные бумаги. А также внедрить эффективную систему организованной торговли, в рамках которой должна определяться рыночная стоимость ценных бумаг украинских эмитентов.

Будем работать…

Новый Закон разделяет инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных и предусматривает защиту мелких инвесторов. Инвестиционная компания должна будет проконсультировать неквалифицированного инвестора и подобрать такой вариант для размещения денег, который будет ему понятен, а не просто предлагать вложиться в традиционную пирамиду с последующим обещанием золотых гор.

Законом также установлены правила выпуска ряда новых долговых инструментов. Это корпоративные, инфраструктурные, муниципальные облигации.

Мы спросили экспертов отрасли: кто и что может поспособствовать запустить цивилизованный фондовый рынок в Украине?

 



КОММЕНТАРИИ

Реальные инструменты

Ольга КАРПОВА, старший юрист ETERNA LAW

Как и большинство других законов, указанный нормативный акт был принят парламентом согласно взятым Украиной обязательствам, предусмотренным Соглашением об ассоциации с ЕС, с целью имплементации в национальное законодательство европейских норм, регулирующих функционирование рынков капитала и товарных рынков. Законом фактически изложены Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» и Закон Украины «О товарной бирже» в новых редакциях, расширен перечень финансовых инструментов, вводятся новые виды ценных бумаг, впервые появляется регулирование деривативных контрактов, предусматриваются требования к товарным биржам.

В целом такая инициатива оправдана, так как чем больше доступных инструментов у участников рынка имеется, тем свободнее они в своем выборе. Однако стоит учитывать, что закрепления нового инструмента в законодательстве недостаточно. Для его успешного функционирования необходимо создать надежные институты посредников, эмитентам выбрать тот или иной инструмент и провести его эмиссию, на что может уйти не один месяц, а то и годы. Кроме того, глупо ожидать, что просто от факта создания новых возможностей на украинский рынок хлынет денежный поток внутренних и иностранных денежных средств. Для этих целей как минимум необходимо увеличивать уровень доверия к стране в целом и к системе государственного регулирования в частности, гарантировать инвесторам право на честный суд и возможность эффективного исполнения судебных решений.

Новый Закон значительно расширяет перечень не только инструментов рынка ценных бумаг, но и механизмов их регулирования. При этом фондовый рынок может и даже должен привлекать средства населения, однако для этого необходимо увеличивать уровень финансовой грамотности и осведомленности общества, а также степень доверия к рынку.

На сегодняшний день физические лица постепенно начинают доверять банковской системе. Однако и доходы от таких вложений покрывают лишь инфляционные потери. А ведь рынок может предложить больше инструментов получения дохода, например, путем осуществления инвестиционной деятельности, что хоть и несет больше рисков, но при этом и уровень доходов выше.

Инвестиции в облигации не пользуются значительной популярностью среди населения, в том числе и из-за того, что ранее у инвестора не было инструментов влияния на эмитента. Новый Закон предоставляет инвесторам возможность использовать реальные инструменты контроля за выполнением обязательств эмитентом облигаций. Коллективные действия могут осуществляться через собрания собственников путем принятия решений, таких как утверждение изменений в проспект эмиссии, предоставление разрешения на проведение определенных сделок эмитентом, право требовать досрочного погашения в случае дефолта по облигациям. Такие механизмы ориентированы на увеличение степени контроля и влияния инвесторов на эмитента, что может послужить толчком к популяризации заимствования и инвестирования через облигации.


Направления защиты

Александр ОНУФРИЕНКО, партнер Asters

Мне кажется, что нынешнее время, когда рынок находится в активной стадии переформатирования, является идеальным для построения действенных механизмов защиты прав инвесторов. Здесь есть несколько направлений. Во-первых, следует еще больше осуществлять разграничение между квалифицированными (институциональными) и неквалифицированными инвесторами. Очевидно, что наиболее сложные финансовые инструменты должны быть доступны только первой категории. Причем это должны быть четкие законодательные разграничения (как показала многолетняя практика, участие в сделке лицензированного посредника зачастую никак не уменьшает опасности того, что инвестор в целом не понимает все риски инвестирования).

Также очевидным является и необходимость двух режимов рекламирования и продвижения инвестиционных продуктов: избавить сделки с участием квалифицированных инвесторов от подробной регламентации и, наоборот, создать систему жесткого регулирования рекламирования и продажи финансовых продуктов неквалифицированным инвесторам.

Во-вторых, как ни банально это звучит, нужно внести несколько штрихов в законодательство с целью сведения к абсолютному минимуму процессуальных возможностей принятия вышестоящими судебными инстанциями решений о возврате споров с участием инвесторов в нижестоящие инстанции на новое рассмотрение. В конце концов, любая инвестиция — это риск, и зачастую даже негативный результат, полученный инвестором в соответствующем судебном споре, для него предпочтительнее, чем длительная неопределенность (которая, как известно, является для инвестора наихудшим результатом).

Что касается направлений развития инструментов рынка ценных бумаг, я полагаю, следует усилить уже существующую тенденцию создания возможности для национального инвестора приобретать в украинской юрисдикции финансовые инструменты, эмитируемые в других странах. Традиционный способ — инвестирование за пределами Украины, несмотря на постепенную либерализацию валютного законодательства, все-таки порождает достаточное количество правовых и процедурных рисков, связанных с незнанием законодательства других стран, отсутствием достаточной информации о финансовых продуктах и их обращении. А возможность инвестировать гривну в такие продукты в Украине (или в их производные) все эти риски и сложности в большей мере перенесет на лицензированного профессионального участника фондового рынка.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA