PRодвижение в онлайн — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

PRодвижение в онлайн

Рубрика Продвижение
Тотальная диджитализация стала основным трендом года — участники PLS 2020 выясняли, как развивать бизнес и продвигать юруслуги в новой карантинной реальности
Участники профильной сессии очерчивали тренды, которые будут определять развитие рынка юридических услуг в 2021 году

VIII Международный форум продвижения юридических услуг (PLS 2020) — ключевое мероприятие украинского юридического рынка — прошел 17–18 декабря с.г. в гибридном формате. Участники имели возможность послушать докладчиков и пообщаться с коллегами в отеле Premier Palace либо присоединиться к работе форума онлайн. Организатором мероприятия традиционно выступила «Юридическая практика», генеральным партнером — GRACERS law firm, экспертным партнером — ЮФ Aequo, профессиональным партнером — Юридическая группа LCF.

Эра online

Подводили итоги года и очерчивали тренды, которые будут определять развитие рынка юридических услуг в 2021 году, Рустам Колесник, шеф-редактор газеты «Юридическая практика», Валентин Гвоздий, управляющий партнер GOLAW и заместитель главы Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ), Денис Бугай, партнер ЮК VB PARTNERS и президент Ассоциации юристов Украины, Назар Чернявский, партнер Sayenko Kharenko, Артем Афян, управляющий партнер АО Juscutum, Марьян Мартынюк, старший партнер АО MORIS, Сергей Гребенюк, партнер Asters, и Виктория Есауленко, директор по маркетингу Asters. Модерировали дискуссию Юлия Кирпа, партнер ЮФ Aequo, и Сергей Лысенко, управляющий партнер GRACERS law firm.

Рустам Колесник презентовал финансовый срез юррынка Украины за 2020 год. Так, совокупная доходность 50 ведущих юридических фирм Украины по итогам 12 месяцев составила 6,02 млрд долл. США. Это около четверти всего юррынка (включая частнопрактикующих адвокатов). По сравнению с предыдущим исследуемым периодом доходность ведущих юрфирм снизилась на 7 %. Традиционно основной бюджетообразующей практикой является разрешение споров (25 % финансовых поступлений), а с учетом других «спорных» практик — уголовного права, защиты бизнеса, банкротства — доля сегмента составила 40 %. Основным работодателем ведущих юрфирм выступил банковский сектор, сгенерировавший 17 % финансовых поступлений.

Г-н Колесник также проанализировал финансовую эффективность юрфирм в расчете на одного юриста. В сегменте топ-50 юрфирм этот показатель в среднем составил 3,2 млн грн.

«Большие юридические компании более стабильны, они легче проходят кризисные времена», — подчеркнул Рустам Колесник. В то же время, по его наблюдениям, наиболее уязвимыми оказались юрфирмы среднего размера. А говоря о перспективах следующего года, г-н Колесник отметил предпосылки для улучшения экономики страны в целом, что неизбежно даст позитивный эффект и для юррынка.

Подробней о тенденциях следующего года в условиях новой реальности рассказал Валентин Гвоздий. По его наблюдениям, 2020 год был кризисным по форме, но не по сути — масштабы падения экономики несопоставимы с предыдущими кризисами.

«В этом году мы смогли посмотреть на бизнес по-новому», — отметил г-н Гвоздий. Он рассказал, как его фирма откорректировала свою деятельность, BD-активности и стратегические планы, а также какие задачи были поставлены на следующий год. Ключевым трендом он назвал тотальное внедрение онлайн-форматов, в том числе в сфере юридического маркетинга.

«Видеоконтент будет доминирующим во всех маркетинговых и BD-материалах», — подчеркнул Валентин Гвоздий.

Прогнозируя, что темпы распространения коронавирусного заболевания сохранятся и в следующем году, управляющий партнер GOLAW отметил тренд отказа от больших офисов и более активное привлечение специалистов из других регионов (за исключением судебной и уголовно-правовой практики). Также неизбежно будет продолжаться тренд диджитализации и внедрения legaltech в работу юрфирм. Это скажется на стоимости юридических услуг. Тем более что клиенты не готовы платить высокие гонорары юристам.

«Как нарастить прибыль в кризис» — тема выступления Дениса Бугая. Констатировав сокращение объема рынка (причем, по его мнению, этот тренд продолжится и в следующем году), докладчик рекомендовал более плотно работать с существующими клиентами — это может быть выгодней, чем привлечение новых клиентов. Еще одним механизмом повышения доходности г-н Бугай назвал оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов, что освобождает юристов от не свойственных им функций. Третья рекомендация г-на Бугая касалась оптимизации расходов.

«Ищите новые инструменты, причем в следующем году эти инструменты будут индивидуальными для каждой юрфирмы и даже для конкретного юриста», — советует партнер ЮК VB PARTNERS.

Отвечая на вопрос Юлии Кирпы, Денис Бугай также прокомментировал ситуацию в гонорарной политике. Ключевым трендом, по его словам, является желание клиента понимать, хотя бы ориентировочно, общую стоимость проекта.

О коммуникации внутри фирмы в условиях карантинных ограничений, а также тренде перехода юрбизнеса в онлайн говорил Назар Чернявский.

«Условия, в которых мы сейчас работаем, сохранятся еще длительное время», — прогнозирует г-н Чернявский.

По его мнению, способствовать этому будет также то обстоятельство, что юристы уже привыкли работать в таком формате, «почувствовали вкус свободы», и вернуться в офис им будет сложно. С другой стороны, теряется чувство единой команды, и в этой связи большая нагрузка ложится на менеджмент фирмы, задача которого — обеспечить внутреннюю коммуникацию.

«Никто из сотрудников не должен почувствовать, что он «забыт», — подчеркнул г-н Чернявский.

Основным инструментом подобного «тимбилдинга» являются современные средства связи. Программное обеспечение постоянно совершенствуется, и юрфирмам следует это отслеживать и использовать новые возможности, предоставляемые разработчиками, — нужно постоянно оставаться в тренде.

«Предложение на кадровом рынке увеличилось, но найти юриста, который бы соответствовал требованиям фирмы, стало сложнее», — констатировал Сергей Лысенко, анонсируя выступление Артема Афяна.

Управляющий партнер АО Juscutum говорил об изменении отношения юристов к своим работодателям. Он, в частности, отметил тренд снижения лояльности к различным аспектам ведения бизнеса, которое не всегда может быть компенсировано повышением зарплат. С другой стороны, молодые юристы ставят перед собой масштабные цели — изменить мир к лучшему — и требуют этого от своих работодателей. И это также является вызовом для менеджмента юридических фирм.

Марьян Мартынюк, комментируя тренды года, сосредоточился на анализе состояния ключевых практик юрфирм. Он, в частности, отметил, что судебная практика, несколько просев в начале карантина, была очень активной в течение остальной части года. «Трансакционные» юристы частично переключились на разрешение «специальных ситуаций». Стало больше проектов, к сопровождению которых привлекались юристы из различных практик. Причем это глобальный тренд, который, по словам докладчика, сохранится и дальше.

Г-н Мартынюк отметил и увеличение количества обращений частных клиентов, как правило, в контексте консультирования по законодательным изменениям. Также, по его словам, несколько поменялись форматы работы, и юрфирмы чаще стали привлекать к проектной работе юристов из других городов и даже стран.

О лидерстве в юридическом бизнесе рассказал участникам форума Сергей Гребенюк. По его словам, изменения форматов работы юристов стимулировали проявления лидерства внутри фирм, среди партнеров. Для того чтобы быть примером, следует постоянно быть в хорошей форме, констатировал спикер.

От также обратил внимание на необходимость развивать лидерство внутри команд и доверять своим юристам — в онлайн-режиме оперативно управлять всеми проектами практически невозможно, соответственно, в команде должны быть люди, «замыкающие» на себе все больше вопросов, в том числе коммуникацию с клиентами.

«Мы начали проводить тренинги по управлению проектами, в которых должна участвовать вся команда», — рассказал Сергей Гребенюк.

Для молодых юристов это является дополнительным мотивирующим фактором, а вся команда становится более эффективной.

О лидерстве как стратегической цели юрфирмы говорила Виктория Есауленко. Она проанализировала влияние навыков на уровень профессионализма и карьеру юристов. Г-жа Есауленко также дала ряд рекомендаций, как юристам развивать лидерские навыки.

«Мир меняется, и вы должны меняться вмести с ним, учиться и развиваться», — подчеркнула докладчик.

Собрать пул

В рамках форума шеф-редактор газеты «Юридическая практика» Рустам Колесник провел мастер-класс «Как наладить эффективные продажи юридических услуг».

«Прежде чем продавать, необходимо понять, что продавать, кому продавать и как продавать. Это три основных вопроса, и если вы найдете на них ответ, тогда ваши продажи состоятся», — отмечает Рустам Колесник.

Четвертой составляющей, по мнению спикера, является харизма и уважение клиентов. «Мой опыт показывает, что в первую очередь мы продаем дружеские отношения, а не услугу, которую по большому счету могут оказать все. Первооснова в продажах — это пробовать открыть в себе психолога и друга для клиента, и тогда можно говорить о длительных отношениях», — считает г-н Колесник.

Залогом успеха продаж, по словам спикера, является правильное определение целевой аудитории. Клиенты из крупного и среднего бизнеса всегда ориентированы на рейтинги.

«Так происходит потому, что структура продажи выглядит 50/50. В половине случаев юрсоветника нанимает собственник бизнеса, в остальных 50 % случаев — СЕО или начальник юридического департамента. Для этой целевой аудитории очень важен «громоотвод». И поэтому юридическим компаниям, обслуживающим крупный и средний бизнес, просто необходимо присутствовать в рейтингах», — подчеркнул Рустам Колесник.

В первую очередь, нужно использовать ближайший круг клиентов и друзей. Это позволит увеличить продажи услуг приблизительно на 30 %. Вторым, не менее важным этапом является перевод результатов встреч с потенциальными клиентами в математическую форму. Необходимо составить план, сколько встреч в год компания должна провести, и установить ориентир на конечную цифру новых партнеров. При организации встреч наиболее эффективным форматом будет тот, который придуман самой юридической фирмой. При этом необходимо учитывать особенности компании и определить, кто из ее партнеров умеет продавать услуги.

Также г-н Колесник отметил, что для привлечения новых клиентов необходимо принимать участие в наиболее знаковых конференциях, на которых присутствуют основные игроки рынка.

«Выступая на конференции, нужно понимать, что у вас есть 15 минут для продажи своей экспертности. Поэтому я советую выстраивать выступление таким образом, чтобы оно сразу привлекло внимание части клиентов, но при этом сохранилась определенная интрига. В таком случае увеличивается вероятность знакомства с потенциальными клиентами», — посоветовал Рустам Колесник. Он назвал самой частой ошибкой ситуацию, когда спикер уходит сразу же после своего выступления.

 

Ориентация на клиентов

«Это самая животрепещущая и важная тема в юридическом бизнесе, поскольку она о деньгах. Ты можешь быть очень квалифицированным юристом, но кому это нужно, если ты не можешь продать свои услуги?» — задал риторический вопрос модератор Сергей Боярчуков, управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры», открывая сессию, посвященную вопросам привлечения и удержания клиентов.

Алексей Кот, управляющий партнер ЮФ «Антика», выступил с докладом о стратегиях и критериях выбора юридических советников.

«Онлайн бесповоротно ворвался в нашу жизнь. Это одно из обстоятельств, которые мы должны учитывать», — отметил Алексей Кот. Но при этом продажи — это все еще об отношениях, о доверии. Важно понимать, что человек, которому инхаус готов передать часть своей работы, должен по духу соответствовать этому юрисконсульту. Сопровождение проекта — это длительное общение, и сотрудничество должно быть комфортным, иначе проект может закончиться для внешнего юриста гораздо раньше, чем он рассчитывал, заметил докладчик.

«Ценность отношений сейчас высока как никогда. Какие бы ни были бюджеты, львиную долю сил и времени надо инвестировать в человеческие отношения. Причем делать это искренне», — уверен Алексей Кот.

Аминат Сулейманова, управляющий партнер AGA Partners, сосредоточилась на том, как коронакризис сказался на обращениях клиентов к юристам. Проведя аналогии с медициной, она отметила, что в критических ситуациях при необходимости получения немедленной профессиональной помощи клиенты не изучают рыночные предложения, а обращаются к юрфирмам — лидерам практик и ожидают быстрого и в определенных рамках гарантированного результата. И такие клиенты практически не торгуются.

«Продавать надо было раньше — это и конференции, и рейтинги, и химия личных встреч», — прокомментировала г-жа Сулейманова. По ее словам, юрфирмы при найме юристов придерживаются сейчас аналогичной стратегии.

О том, как поменялось ценообразование в сфере юридических услуг, участникам форума рассказал Роман Загрия, управляющий партнер ЮК PRAVO GARANT. По его наблюдениям, очевидным запросом рынка в этом году является необходимость клиентов в планировании своих затрат.

«Клиент готов платить за готовое решение, а не за процесс. Поэтому основная формула — это фиксированные гонорары», — отметил г-н Загрия. По его наблюдениям, это может быть даже более прибыльно, чем работа по почасовым ставкам.

При этом, по его словам, почасовые ставки продолжают использоваться в отдельных делах, например уголовных, где невозможно прогнозировать временные затраты на процесс.

Г-н Загрия также прокомментировал риски предоставления скидок клиентам — с одной стороны, это неизбежно скажется на качестве услуг, а с другой стороны, клиенты и дальше будут рассчитывать на низкие цены. «Скидки нужно менять на лояльность, предлагать клиенту альтернативу», — подчеркнул Роман Загрия.

В будущем, по словам спикера, будет превалировать формула «клиентской цены» — клиенты сами будут определять, сколько они готовы потратить на тот или иной проект, а юристы — готовы ли они работать за такую цену. Собственно, подобные подходы уже используются в тендерных закупках.

Олег Дерлюк, управляющий партнер Stron Legal, сосредоточился на вопросах организации продаж в контексте проявлений лояльности юрфирмы. Он, в частности, обратил внимание на важность правильной идентификации проблемы, с которой обращается клиент, и достижения в этом вопросе взаимопонимания с ним. Далее следует предложить варианты решения, включая бесплатную общую консультацию. Следующим этапом продаж докладчик назвал определение стоимости услуг. Наиболее выгодным вариантом, по оценкам г-на Дерлюка, является использование почасовых ставок. По его мнению, количество юридических услуг, которые тарифицируются таким образом, будет увеличиваться, а коммодитизированных предложений станет меньше.

В завершение профильной сессии выступила Ольга Лукьянова, руководитель юридического департамента, комплаенс-офицер группы компаний «Хенкель в Украине», представив точку зрения клиентов на вопросы привлечения внешних юридических советников. Она, в частности, предостерегла юристов от чрезмерной настойчивости (экспертность видна сразу) и рекомендовала быть более транспарентными в вопросах обоснования стоимости своих услуг. По словам г-жи Лукьяновой, клиенты заинтересованы в строгом планировании расходов на юридические услуги, а использование почасовых ставок этого не может обеспечить.

Визуализация убедительности

Визуальной презентации юриста был посвящен мастер-класс специалиста по этике и моделированию поведения Анны Чаплыгиной «Язык тела: как красиво выглядеть в кадре». По словам эксперта, невербалика является одной из составляющих самопрезентации человека.

«Каким бы профессиональным ни был фотограф, сделать вас лучше, чем вы есть в реальности, он не может. Поэтому то, что происходит с вашим телом, — это ваша зона ответственности», — подчеркнула Анна Чаплыгина.

Эксперт отметила, что пластика тела зависит не только от гендера. Нет исключительно мужских позитур и только женских. Нет и исчерпывающего перечня позитур. Если стоит задача быть убедительным, то необходимо выбирать позитуры, которые будут выглядеть убедительно и устойчиво. «Люди считывают нас по тому, сколько мы сами себе даем времени и пространства», — обратила внимание Анна Чаплыгина.

В ходе мастер-класса г-жа Чаплыгина наглядно продемонстрировала, как будет восприниматься аудиторией выступающий в зависимости от поз его тела, а ее ассистентом в презентации стал Игорь Крыжановский, управляющий партнер TEFFI Law Firm.

Бренд в тренде

«Общая тенденция в юрбизе, как в национальном, так и за рубежом: люди склонны больше доверять имени и авторитету партнера фирмы или практики, и только потом ориентируются на бренд фирмы, которую он представляет. Сильный и узнаваемый персональный бренд партнера или партнеров юридической фирмы в определенной практике делает фирму безальтернативным выбором для клиента, потому что он уверен в результате и эффективности. Не менее важен персональный бренд партнера для репутации работодателя», — подчеркнула Елена Волянская, партнер Юридической группы LCF, открывая на правах модератора работу сессии, посвященной персональным брендам юристов.

«Международный форум продвижения юридических услуг каждый год становится площадкой, на которой мы обмениваемся опытом и лайфхаками, получаем профессиональные инсайты для воплощения в своей работе и подводим итоги юридического рынка за год. К счастью, форум в этом году состоялся несмотря на карантинные ограничения, немного трансформировав свой формат под современные реалии», — отметила сомодератор Анастасия Жулина, директор по маркетингу и PR Юридической группы LCF.

О необычных подходах к промотированию персонального бренда участникам форума рассказали Евгений Ковтуненко, управляющий партнер МЮК KODEX, Юлия Патий, партнер АО AVER LEX, Дария Кравец, менеджер по менеджменту и PR  EVERLEGAL, Наталья Тищенко, управляющий партнер ЮК Nobili, Игорь Крыжановский, управляющий партнер TEFFI Law Firm, Сергей Боярчуков, управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры», Александра Крупиевская, PR-директор ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры».

Евгений Ковтуненко, участник шоу «Холостячка», рассказал историю появления своего персонального бренда — «юрист на миллиард», его продвижения и перечислил используемые для этого маркетинговые инструменты. «Моя цель — стать самым известным юристом», — прокомментировал г-н Ковтуненко. Он остановился на использовании Instagram-странички в целях маркетинга — первые клиенты начали появляться спустя шесть месяцев. Евгений Ковтуненко также дал советы, как трансформировать публичность и «хайп» в бизнес-преимущество.

Юлия Патий сосредоточилась на синергии персональных брендов юристов и бренда компании. Она отметила тенденцию, что все большее распространение получают нестандартные решения — юрфирмы отходят от фиксированных сценариев и ориентируются на то, что принесет лучший результат. «Проактивность — это главный козырь нашего времени», — подчеркнула Юлия Патий.

Дария Кравец рассказала об опыте продвижения персонального бренда юриста в TikTok. Страничка партнера EVERLEGAL Андрея Порайко в очень короткие сроки собрала более 100 тыс. подписчиков. Г-жа Кравец рассказала, как определялись стиль странички, тематика видео (самое первое набрало более 300 тыс. просмотров). «Нужно создавать «вирусный» контент», — прокомментировала спикер, добавив, что постепенно тематику постов стали предлагать сами подписчики.

Наталия Тищенко презентовала свой кейс продвижения юридических услуг посредством персонального бренда. Акцент на персональном бренде — «бизнесе по-женски» — стал следующим шагом после развития бренда компании. «Бизнес можно развивать, меняя его под себя», — отметила г-жа Тищенко.

Партнер создает бренд или бренд создает партнера? Этот вопрос был основным в выступлении Игоря Крыжановского и Сергея Корниенко, недавно присоединившихся к партнерству в TEFFI Law Firm. Они детально проанализировали, какие функции должен выполнять партнер юрфирмы, и презентовали свое видение «идеального» и «реального» партнера. «Наш бренд — быть честными перед собой и перед клиентами», — подчеркнули партнеры TEFFI Law Firm.

Сергей Боярчуков поделился своими воспоминаниями о том, как создавалась и развивалась юридическая компания «Алексеев, Боярчуков и Партнеры». Только спустя несколько лет после начала работы фирма обратила внимание на вопросы маркетинга.

«Днем рождения бренда можно считать момент, когда у нас появился маркетинг-директор», — отметил Сергей Боярчуков, передавая слово Александре Крупиевской.

Г-жа Крупиевская презентовала кейс развития персонального бренда на примере FB-странички Сергея Боярчукова. Она также рассказала, как создать удачный тандем партнера и маркетолога. Ее рекомендации: нужно доверять и понимать важность работы друг друга. В то же время практически невозможно пиарить человека, который считает себя лучшим специалистом, чем вы.

«Определяйте сильные стороны и работайте над ними», — посоветовала Александра Крупиевская.

Success stories

Первый день PLS 2020 завершился в традиционном формате success stories. В этом году своими историями успеха поделились выпускники Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко 1998 года в ходе импровизированной встречи выпускников.

Модератором встречи выступил управляющий партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Михаил Ильяшев. Он отметил, что после выпуска они связи не теряли. Юриспруденция — это та сфера, которая позволяет выпускникам пересекаться на различных мероприятиях. «Наше присутствие за этим столом свидетельствует о том, что мы достигли успеха — каждый в своем направлении», — уверен г-н Ильяшев.

«Юридическая профессия дает определенную свободу, — считает Юрий Терентьев, председатель Антимонопольного комитета Украины в 2015—2020 годах. — Меня всегда интересовало право как средство достижения результата в реальной жизни, как элемент общего менеджмента».

Старший партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко отметил: «У нас действительно очень много успешных однокурсников. Мы начинали студенчество в тяжелые времена — в 1993 году, тогда для меня юриспруденция была профессией, которая в первую очередь должна приносить деньги». Оставаться в профессии г-на Марченко по-прежнему мотивируют интересные проекты.

Директор по правовому обеспечению, член правления ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ» Светлана Романова рассказала: «Свою карьеру я не планировала. Начало 90-х — это были времена сильных, времена борцов. У нас не было состоятельных родителей, нам всего пришлось добиваться самим. Именно поэтому у нас так много успешных однокурсников». Она считает, что в большом бизнесе намного больше возможностей для личностного развития. «Красивая игра получается на большом поле, а не на маленькой лужайке», — заметила спикер.

«Быть юристом очень легко. Главное — много читать и запоминать», — отметил судья Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда Юрий Чумак. До работы судьей он был адвокатом. Изменить профессию г-на Чумака подвигло желание что-то изменить в своей жизни, которое совпало с изменением профильного судейского законодательства и появлением возможности для адвокатов и ученых принять участие в конкурсе в Верховный Суд.

Партнер ЮФ «Антика» Александр Буртовой в свое время работал инхаусом, а также в различных формах юридической деятельности. Каковы его профессиональные цели? «Самое главное — слушать себя, чувствовать себя свободным и необремененным», — отметил г-н Буртовой.

Михаил Ильяшев заметил интересную тенденцию: все из присутствующих подавали документы в университет без родителей. Это маленький, но важный шаг, который учит самостоятельности.

 

О чем говорили докладчики второго дня PLS 2020, читайте в следующем выпуске «Юридической практики»

 

Алексей НАСАДЮК, Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ, Анатолий ГВОЗДЕЦКИЙ • «Юридическая практика»


МНЕНИЯ

Важные темы

Сергей ЛЫСЕНКО, управляющий партнер GRACERS law firm

Как сохранить и развить свой бизнес посредством продаж юридических услуг в условиях мировой пандемии? Как трансформировать компанию, чтобы она соответствовала сегодняшней реальности?

Как приумножить свою прибыль в кризис? Как не растерять команду?

VIII Международный форум по продвижению юридических услуг дал нам возможность обсудить такие важные для каждого владельца юридической фирмы темы.

Благодарим «Юридическую практику» за возможность встретиться, подвести итоги этого года и поделиться своими прогнозами.


Полезные инсайты

Юлия ЧЕРВОНООКАЯ, директор по маркетингу и BD ЮФ Aequo

Международный форум PLS — уже несколько лет главное и самое ожидаемое событие в сфере продвижения юридических услуг.
Форум всегда позволяет почувствовать zeitgeist (дух времени) — чем живут юридические фирмы. Удачно выбрано время проведения форума — конец года, период подведения итогов и планирования.
Организаторам успешно удается создавать особую атмосферу, благодаря которой спикеры откровенно делятся наиболее интересными кейсами, wins & learnings в процессе их реализации.
В этом году форум снова стал уникальной дискуссионной площадкой для живого общения, обмена опытом, обсуждения актуальных трендов, знакомства с коллегами и неформального общения как для партнеров, так и для экспертов маркетинга и PR. Именно в таких обсуждениях часто рождаются самые интересные идеи. Совмещение же онлайн- и офлайн-форматов позволило пригласить спикеров из других стран, а также подарило редкую сейчас возможность встретиться с коллегами из других фирм.

В этом году, как и ранее, организаторы успешно справляются с задачей делать программу форума разнообразной и насыщенной, а также экспериментируют с форматами, благодаря чему поддерживают интерес к конференции в течение двух дней.

Уверена, что участники форума получат полезные для себя инсайты, которые помогут сформировать или скорректировать стратегию на следующий год.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Особенный год

Анастасия ЖУЛИНА, директор по маркетингу и PR Юридической группы LCF

Международный форум продвижения юридических услуг для меня особенный. Каждый год он становится площадкой, на которой мы обмениваемся опытом и лайфхаками, получаем профессиональные инсайты для воплощения в своей работе и подводим итоги юридического рынка за год. К счастью, форум в этом году состоялся несмотря на карантинные ограничения, немного трансформировав свой формат под современные реалии.

Что касается Юридической группы LCF, этот год войдет в историю бренда точкой отсчета в обновлении корпоративной структуры. Мы приняли новые вызовы, связанные с расширением бизнеса в карантин и дистанционной интеграцией новых команд. Во время форума мы поделились результатами этих процессов и надеемся, что наш опыт будет полезен для коллег. Кроме того, в рамках панельной дискуссии мы обсудили персональный бренд юриста и его онлайн-составляющую.

По итогам мероприятия можно сделать общий вывод, что рынок находится в состоянии адаптации к уже существующей реальности, и даже самые ярые противники диджитализации юридического рынка признают неизбежность этого процесса.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA