Судебная практика на «кончике иглы» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (340) » Судебная практика на «кончике иглы»

Судебная практика на «кончике иглы»

Статья кандидата юридических наук, судьи Дмитрия Луспеника «Судебная практика как источник права» в «ЮП» № 23 (337) от 8 июня 2004 года произвела на меня довольно странное впечатление. Конечно, страна у нас свободная (по крайней мере, формально), и каждый может свободно высказывать свое мнение. Но хотелось бы, чтобы в специализированном юридическом издании это мнение выражалось внятно, последовательно и без явных противоречий в аргументации. Между тем в названной статье внятности, последовательности и аргументированности как раз и недостает. Ссылок на авторитеты в ней более чем достаточно, однако создается ощущение, что автор, собрав массу разных точек зрения, не позаботился при этом припомнить элементарные положения теории права, которым учат на студенческой скамье. А в результате из всего изложенного получилась каша, и, извините за резкость, похоже, что она является отражением путаницы, возникшей после изучения вопроса в голове автора.

Главным и достаточным аргументом для признания того или иного юридического документа источником права является наличие в таком документе (если угодно, акте) правомерно установленных (санкционированных) правовых норм. Это очевидно, если внимательно прочитать определение источника права, приведенное в статье (кстати, оно относится к числу общепризнанных вещей в правовой доктрине). Если это так, то очевидно, что автор должен был обосновать, что, во-первых, в актах, относимых к юридической и, в частности, судебной практике, имеются новые правовые нормы и, во-вторых, что эти нормы принимаются соответствующими органами (в первую очередь судами) правомерно, то есть в рамках предоставленных Конституцией и законами полномочий. Ничего подобного в статье не наблюдается. Тем не менее автор утверждает, что судебная практика «фактически» является источником права. Это обосновывается тем, что она «обеспечивает единство и единообразие судебного применения», устраняет пробелы, проверяет эффективность действующих норм, ее обобщение позволяет определить пути ее совершенствования. Итак, отлично, но с чего автор взял, что все это может осуществляться только посредством создания источников права? Эти задачи практики могут быть решены и путем выработки и принятия актов применения или толкования права.

Правда, в другом месте автор все же сделал утверждение о том, что судебная практика «реально порождает юридические нормы». О том, насколько правомерно такое «нормотворчество», г-н Луспеник умалчивает. Между тем в тех случаях, когда суды действительно вводят (главным образом в актах разъяснения законодательства) положения, имеющие все признаки правовых норм, они выходят за пределы установленных для них полномочий.

Можно задать вопрос: а как же аналогия закона, аналогия права? Тут опять проявилась путаница, царящая в голове автора. Да, с помощью аналогии действительно преодолеваются (именно преодолеваются, но отнюдь не устраняются!) пробелы в праве, но это преодоление осуществляется только в конкретной ситуации, для конкретного судебного дела, и воплощается в решении (решениях) по этому делу. Никто не может придать судебному решению такого рода общеобязательный характер (прецедентного права, как верно отмечает автор, у нас нет). А поэтому даже самое лучшее судебное решение, вынесенное, например, с применением аналогии права, останется не более чем решением для одной-единственной ситуации и никаких норм права не породит и породить не может.

Что касается упоминаний в статье о «конкретизации» положений законов в разъяснениях судов (например, Верховного Суда Украины и Высшего хозяйственного суда Украины), то конкретизировать определенную норму можно не только путем принятия новых норм, но и путем ее толкования, то есть правильного разъяснения ее смысла. Так что «конкретизация» сама по себе — еще не свидетельство того, что акт, в котором она содержится, — источник права. То же самое можно сказать и о «признании» разъяснений ВСУ или ВХСУ низшими судами: в силу статьи 124 Конституции Украины все судебные решения обязательны и как таковые «признаются» всеми органами власти, но из этого не следует, что все эти акты — источники права. В принципе же, дискуссия о том, являются ли определенные судебные документы источниками права, поддерживается в основном представителями судебной системы, которые, по-видимому, пытаются таким образом поднять значимость собственной деятельности. Но потребности в этом нет: люди разумные и так признают значимость работы судов.

И в заключение: в юриспруденции допускается высказывание дискуссионных вещей, тем более когда обсуждаются проблемные вопросы. Но если уж человек берется высказываться, нужно это делать на совесть. А публиковать тиражом в 12 500 экземпляров столь путаное изложение позиции, наверное, не стоило: людей, которым вопрос интересен, но которые раньше его специально не изучали, эта статья может только сбить с толку. Видимо, стоило предложить автору потрудиться еще и изложить свое мнение с большей последовательностью и более точной аргументацией.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Доверяй, но проверяй

О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав интеллектуальной собственн

Государственная практика

Собрались, обсудили, предложили...

Деловая практика

Как бы рекламная услуга

Законодательная практика

Проект Кодекса судебной власти

Зарубежная практика

Плодотворный обмен опытом судей Украины и Венгрии

Комментарии и аналитика

Украинские третейские суды «в законе»

Управляющий как поверенный суда

Арбитражный управляющий

Неделя права

В Европейский суд — под охраной

«Неуд» киевским силовикам

В деле Тимошенко фигурируют судьи Верховного Суда

Правовой комитет рекомендует усовершенствовать ГК Украины

Высший совет юстиции в работе

Судебная практика

Форс-мажор + налоговый долг = ?

Чем может грозить покупка векселя?

Судебные решения

Предприятие, уплачивающее 10%-ный единый налог, не является плательщиком НДС при импорте товаров

Плательщик единого налога является плательщиком НДС при импорте товаров

Тема номера

«Чужие» законы в процедуре банкротства

Нельзя откладывать принятие Закона

Полезная коллизионность

Трибуна

НеобыЧайно применяемые нормы

Частная практика

Без права на ошибку?

Юридический форум

Языковые проблемы нового кодекса

Судебная практика на «кончике иглы»

Інші новини

PRAVO.UA