Украинские третейские суды «в законе» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (340) » Украинские третейские суды «в законе»

Украинские третейские суды «в законе»

Полагаю, на данный момент монополия государства на судебную власть неоспорима. Однако, возможно, вскоре получат новую жизнь хиреющие третейские суды. Повод для таких прогнозов дает «новоиспеченный» Закон Украины «О третейских судах» от 11 мая 2004 года (Закон). В отличие от отмененного советского Положения о третейских судах (Приложение № 2 действующего Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК) новый Закон предполагает более развернутый процессуальный механизм рассмотрения и разрешения гражданских и хозяйственных споров в судах «частной формы собственности». Так, в отличие от 20 кратких статей Положения, в Законе 59 статей и 9 разделов. Выгоден ли третейский суд «в законе» сторонам спора? Рассмотрим основные положения Закона Украины «О третейских судах».

Третейская юрисдикция

Закон содержит материальные нормы о третейском судоустройстве на Украине и процессуальные нормы относительно третейского рассмотрения и разрешения споров.

В соответствии со статьей 2 Закона третейский суд — это негосударственный независимый орган, создаваемый по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном Законом, для решения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений.

С целью защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц по соглашению сторон на третейское рассмотрение может быть передан любой спор, вытекающий из гражданских и хозяйственных правоотношений. Исключения составляют споры, не подведомственные третейскому суду, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 6 Закона, а именно:

1) дела по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов;

2) дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд;

3) дела, связанные с государственной тайной;

4) дела по спорам, вытекающим из семейных правоотношений, кроме дел по спорам по брачным контрактам;

5) дела о возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом;

6) дела, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение или организация, казенное предприятие (заметим, в списке нет государственного и коммунального предприятий);

7) другие дела, в соответствии с законом, подлежащие разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины;

8) дела, в которых хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины.

Последний пункт объясняется тем, что действие этого Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж, а споры с нерезидентом Украины могут разрешаться в соответствии с Законом Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24 февраля 1994 года.

Виды и образование третейских судов

В соответствии со статьей 7 Закона на Украине могут создаваться и действовать два вида третейских судов: постоянно действующие третейские суды и третейские суды для решения конкретного спора (суды ad hoc).

Следует отметить, что все третейские суды образуются без статуса юридического лица. Однако постоянно действующие третейские суды могут создаваться и действовать при зарегистрированных согласно действующему законодательству Украины: всеукраинских общественных организациях; всеукраинских организациях работодателей; фондовых и товарных биржах; саморегулирующихся организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг; торгово-промышленных палатах; всеукраинских ассоциациях кредитных союзов; Центральном союзе потребительских обществ Украины (статья 8 Закона Украины «О потребительской кооперации»); объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, в том числе банков. В таком случае данные организации должны принять решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утвердить и опубликовать положение и регламент данного третейского суда, а также список третейских судей. Правда, Закон не указывает, где и как основатель должен опубликовать эти положения

и регламент. Также постоянно действующий третейский суд подлежит госу дарственной регистрации в Минис тер стве юстиции Украины или его территориальных подразделениях в течение 15 дней со дня подачи заявления его основателем, о чем выдается свидетельство установленного образца. Такой третейский суд признается образованным с момента его государственной регистрации. Однако, по заявлению Минюста, компетентный суд может аннулировать регистрационное свидетельство в случае нарушения 15-дневного срока для регистрации изменений в положение или регламент, либо в случае выявления в течение 3-х лет со дня регистрации суда недостоверных сведений в представленных документах. Радует то, что последствием такого аннулирования является только прекращение деятельности самого суда, а не «аннулирование» всех вынесенных решений.

Местонахождением постоянно действующего третейского суда является местонахождение его учредителя, что не ограничивает учредителя третейского суда в праве определять расположение третейских судей по административно-территориальному принципу.

Интересно, что часть 2 статьи 8 Закона запрещает образование постоянно действующих третейских судов при органах государственной власти и органах местного самоуправления, однако прямо не запрещает создание при них третейского суда ad hoc. Порядок же образования третейского суда ad hoc определяется третейским соглашением.

Кроме того, статья 58 Закона предусматривает, что для представительства и защиты интересов постоянно действующих третейских судов образуются органы третейского самоуправления, высшим органом которого является Всеукраинский съезд третейских судей. Всеукраинский съезд третейских судей избирает постоянно действующий орган — Третейскую палату Украины, которая представляет и защищает социальные и профессиональные права и интересы третейских судей и третейских судов, осуществляет методическую и издательскую работу, анализирует практику правоприменения третейских судов и другие полномочия.

Третейское соглашение

Третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на решение третейским судом. В соответствии со статьей 12 Закона третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в договоре, контракте или в виде отдельного письменного соглашения. Третейское соглашение может содержать как указание о конкретно определенном третейском суде, так и простую ссылку на решение соответствующих споров между сторонами третейским судом. Причем если стороны не договорились об ином при передаче спора в постоянно действующий третейский суд, регламент третейского суда рассматривается как неотъемлемая часть третейского соглашения. В случае противоречия третейского соглашения регламенту третейского суда применяются положения регламента.

Третейское соглашение заключается в письменной форме и считается заключенным, если оно подписано сторонами либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием средств электронной и другой связи, что обеспечивает фиксацию такого соглашения, либо путем направления отзыва на иск, в котором одна из сторон подтверждает наличие соглашения, а другая сторона против этого не возражает. Последний пункт позволяет фактически без предварительно заключенного третейского соглашения передавать спор в третейский суд. В таком случае иск является офертой, а отзыв на иск — акцептом третейского соглашения.

В случае несоблюдения предусмотренных правил третейское соглашение является недействительным. Однако недействительность отдельных положений договора, содержащего третейскую оговорку, не влечет за собой недействительности такой третейской оговорки.

Третейские судьи

Третейский судья — физическое лицо, назначенное или избранное сторонами в согласованном сторонами порядке либо назначенное или избранное, в соответствии с Законом, для решения споров в третейском суде.

В соответствии со статьей 16 Закона третейский суд может рассматривать дела в составе одного третейского судьи или в любом нечетном количестве третейских судей. В постоянно действующем третейском суде количественный и персональный состав третейского суда определяется в соответствии с регламентом. В третейском суде ad hoc стороны по своему усмотрению могут договориться о количественном и персональном составе третейского суда, в противном случае третейское рассмотрение осуществляется в составе трех судей. В третейском суде ad hoc третейский судья получает гонорар за свои услуги, размер которого оговаривается в контракте между ним и одной из сторон.

Третейским судьей может быть назначено или избрано лицо, не заинтересованное в результате решения спора, а также имеющее признанные сторонами знания, опыт, деловые и моральные качества, необходимые для решения спора. Третейскими судьями не могут быть: лица, не достигшие совершеннолетия, недееспособные или находящиеся под опекой либо попечительством; лица, не имеющие квалификации, согласованной сторонами непосредственно или определенной в регламенте; лица, имеющие судимость. Причем в случае единоличного решения спора судья постоянно действующего третейского суда должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения спора такое требование распространяется лишь на председательствующего.

Участники третейского рассмотрения

Участниками третейского рассмотрения являются стороны и их представители. Стороны третейского рассмотрения — истец и ответчик. Истцами являются физические и юридические лица, предъявившие иск о защите своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов. Ответчиками являются физические и юридические лица, которым предъявлены исковые требования. Часть 5 статьи 38 Закона закрепляет за сторонами право знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии, принимать участие в заседаниях третейского суда, предоставлять доказательства, принимать участие в исследовании доказательств, подавать ходатайство, давать письменные и устные объяснения, выступать против ходатайств и доводов других участников, заявлять отводы, пользоваться другими правами согласно третейскому соглашению или регламенту третейского суда и Закона.

Вопрос относительно участия третьих лиц и их процессуальных прав в третейском рассмотрении решается третейским судом согласно регламенту третейского суда или соглашению сторон в третейском суде ad hoc. Третье лицо принимает участие в третейском рассмотрении добровольно и не пользуется правом обжалования решения третейского суда.

Возбуждение третейского производства

Рассмотрение дела третейским судом начинается с вынесения соответствующего определения и направления его сторонам. Основанием возбуждения является исковое заявление, поданное в письменной форме, с третейским соглашением.

В исковом заявлении должны указываться: название постоянно действующего третейского суда или состав третейского суда для решения конкретного спора; дата подачи искового заявления; наименование, юридические адреса (или Ф.И.О, дата рождения, местожительство, место работы) сторон либо их представителей; содержание требования, цена иска, если требование подлежит оценке; обстоятельства, которыми обоснованы исковые требования, доказательства, их подтверждающие, расчет требований; ссылка на наличие третейского соглашения между сторонами и доказательства его заключения; перечень письменных материалов, прилагаемых к исковому заявлению; подпись истца или его представителя со ссылкой на документ, подтверждающий полномочия представителя. Также к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие третейского соглашения, обоснованность исковых требований, полномочия представителя и доказательства направления копии иска другой стороне. Кроме того, согласно статье 40 Закона, по заявлению стороны третейский суд может распорядиться об обеспечении иска.

В свою очередь ответчик обязан (а не вправе!) предоставить третейскому суду письменный отзыв на исковое заявление в порядке и сроки, предусмотренные третейским соглашением или регламентом третейского суда, но не менее чем за три дня до первого заседания третейского суда, решающего спор.

Ответчик вправе подать встречный иск для рассмотрения третейским судом, если такой иск является подведомственным третейскому суду и может быть предметом третейского рассмотрения согласно третейскому соглашению. Встречный иск может быть подан на любой стадии третейского рассмотрения до принятия решения по делу.

Порядок третейского рассмотрения

Третейское рассмотрение — процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом. Следует отметить, что Закон не закрепляет конкретных стадий третейского рассмотрения и оставляет этот вопрос на усмотрение регламента либо третейского соглашения. Так, в соответствии со статьей 28 Закона, правила третейского рассмотрения в третейском суде ad hoc определяются третейским соглашением, которое не может противоречить обязательным положениям Закона. Правила третейского рассмотрения постоянно действующим третейским судом определяются регламентом третейского суда. Однако по вопросам, не урегулированным регламентом третейского суда или третейским соглашением относительно правил рассмотрения, третейский суд применяет нормы Закона и может определить собственные правила третейского рассмотрения, впрочем, лишь в той части, которая не противоречит принципам организации и деятельности третейского суда, определенным Законом.

Третейское рассмотрение осуществляется в заседании третейского суда при участии сторон или их представителей, если стороны не договорились об ином относительно их участия в заседании. Причем третейский суд вправе признать явку сторон в заседание обязательной. Рассмотрение дел третейским судом не ограничено никакими сроками, если иное не установлено регламентом или третейским соглашением. При рассмотрении дела могут устанавливаться сроки для совершения отдельных процессуальных действий.

Согласно статье 44 Закона, в случаях, указанных в третейском соглашении либо регламенте, ведется протокол третейского рассмотрения.

Третейский суд в начале рассмотрения должен выяснить у сторон возможность завершить дело мировым соглашением и в дальнейшем содействовать его заключению на всех стадиях процесса. Стороны имеют право завершить дело заключением мирового соглашения как до начала третейского рассмотрения, так и на любой его стадии до принятия решения.

В соответствии со статьей 41 Закона непредоставление истребованных третейским судом доказательств, неявка в заседание третейского суда сторон или их представителей, которые должным образом были уведомлены о рассмотрении дела и проведении заседания третейского суда, не является препятствием для третейского рассмотрения и принятия решения, если причина непредоставления документов или неявки сторон в заседание признана третейским судом неуважительной. Таким образом, фактически предусмотрена возможность заочного производства.

В соответствии со статьей 53 Закона третейский суд может вынести определение о прекращении третейского рассмотрения в следующих случаях: спор не подлежит решению в третейских судах Украины; есть решение компетентного суда между теми же сторонами, по тому же предмету и на тех же основаниях; истец отказался от иска; стороны заключили соглашение о прекращении третейского рассмотрения; юридическое лицо, являющееся стороной, ликвидировано; третейский суд является некомпетентным относительно переданного на его рассмотрение спора; в случае смерти физического лица, которое было стороной в деле, если спорные правоотношения не допускают правопреемства.

Постановление третейского решения

В соответствии со статьей 45 Закона решение третейского суда принимается после исследования всех обстоятельств дела единолично третейским судьей или большинством голосов третейских судей, входящих в состав суда. Решение объявляется на заседании третейского суда, причем он вправе объявить лишь резолютивную часть решения. В этом случае мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 5 дней со дня объявления резолютивной части решения. Каждой стороне направляется по одному экземпляру решения.

В случае отказа стороны получить решение третейского суда или ее неявки без уважительных причин в заседание третейского суда, где оно объявляется, решение считается объявленным сторонам, о чем на решении делается соответствующая отметка, а копия такого решения посылается такой стороне.

Решения третейского суда излагаются в письменной форме и подписываются единолично третейским судьей или полным составом третейского суда, рассматривавшим дело, в том числе и третейским судьей, имевшим особое мнение. Решение должно содержать реквизиты, указанные в статье 46 Закона.

Следует отметить, что решение постоянно действующего третейского суда должно быть скреплено подписью руководителя и круглой печатью юридического лица — основателя этого третейского суда. И еще одна новелла: подписи третейских судей третейского суда для решения конкретного спора на решении третейского суда удостоверяются нотариально.

По аналогии с ГПК, третейский суд может разъяснить либо исправить свое решение, а также вынести дополнительное решение.

Обжалование третейского решения

Важно отметить, что по общему правилу решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит, за исключением 4-х случаев, указанных в статье 51 Закона:

1) дело не подведомственно третейскому суду согласно закону;

2) решение третейского суда принято в споре, не предусмотренном третейским соглашением, или этим решением разрешаются вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения;

3) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;

4) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям статьи 16—19 Закона.

По данным основаниям решение третейского суда может быть обжаловано стороной в компетентный суд. Компетентный суд — это местный общий суд или местный хозяйственный суд, согласно подведомственности и подсудности, установленной гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законом. Заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в компетентный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения третейским судом. Причем отмена компетентным судом решения третейского суда не лишает сторону права повторно обратиться в третейский суд, кроме случая, когда решение отменено полностью или частично в результате признания компетентным судом недействительным третейского соглашения либо ввиду его отсутствия или выхода за пределы третейского соглашения судом.

Исполнение третейского решения и решение КСУ

Наиболее проблемный вопрос третейского производства — исполнение третейских решений. Так, согласно статье 55 Закона, решения третейского суда исполняются обязанной стороной добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении, а если в нем срок исполнения не установлен, решение подлежит немедленному исполнению.

Однако зачастую третейское решение требует принудительного исполнения в порядке исполнительного производства. И тут возникала коллизия между статьей 17 Положения о третейских судах, пунктом 16 Положения о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, утвержденного постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 30 декабря 1975 года, и статьей 181 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (Закон об исполнительном производстве). Данные положения требовали выдачи исполнительного листа либо приказа хозяйственного суда для исполнения третейского решения.

Данную коллизию разрешил Конституционный Суд Украины своим решением от 24 февраля 2004 года по делу о конституционном обращении СП «Мукачевский плодоовощной консервный завод» об официальном толковании положения пункта 10 статьи 3 Закона об исполнительном производстве (дело об исполнении решений третейских судов). КСУ признал третейское решение «одновременно исполнительным документом, на основании которого по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном исполнении решения государственные исполнители … должны обеспечить принудительное исполнение решений этих судов, если иное не предусмотрено законом».

Однако через три месяца Закон предусмотрел иное. Согласно части 3 статьи 55 Закона, «исполнение решения третейского суда, если оно нуждается в совершении действий органами государственной власти, органами местного самоуправления и их служебными лицами, осуществляется при условии выдачи компетентным судом исполнительного документа». Также, в соответствии со статьей 57 Закона, решение третейского суда, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве. Также Законом были внесены изменения в статью 3 и статью 181 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которыми исполнительными документами также являются исполнительные листы и приказы хозяйственных судов, выданные на основании решений третейских судов. Таким образом, данное решение КСУ утратило свое обязательное значение, поскольку статья 3 и статья 181, по которым давалось толкование, были изменены Законом Украины «О третейских судах».

Отметим, что заявление о выдаче исполнительного документа может быть подано в компетентный суд в течение трех лет со дня принятия решения третейским судом. Определение о выдаче исполнительного документа направляется сторонам, а исполнительный лист выдается стороне-взыскателю. Однако компетентный суд отказывает в удовлетворении заявления в восьми случаях, указанных в статье 56 Закона. Определение компетентного суда об отказе в выдаче исполнительного документа, если оно не обжалуется в апелляционном порядке, вступает в законную силу по истечении срока в 15 дней на апелляционное обжалование. Однако в таком случае спор между сторонами может быть разрешен компетентным судом в общем порядке.

Эпилог

Безусловно, новый Закон не решает всех проблем третейского судопроизводства, однако более подробно излагает материальные основы и процессуальную форму деятельности третейских судов на Украине. В частности, вносит изменения в законы Украины «О налоге на добавленную стоимость» и «О налогообложении прибыли предприятий» относительно исключения из налогообложения третейского сбора и иных затрат, связанных с третейским рассмотрением. Таким образом, возможно, вскоре монополия государства на судебную власть может несколько пошатнуться.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Доверяй, но проверяй

О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав интеллектуальной собственн

Государственная практика

Собрались, обсудили, предложили...

Деловая практика

Как бы рекламная услуга

Законодательная практика

Проект Кодекса судебной власти

Зарубежная практика

Плодотворный обмен опытом судей Украины и Венгрии

Комментарии и аналитика

Украинские третейские суды «в законе»

Управляющий как поверенный суда

Арбитражный управляющий

Неделя права

В Европейский суд — под охраной

«Неуд» киевским силовикам

В деле Тимошенко фигурируют судьи Верховного Суда

Правовой комитет рекомендует усовершенствовать ГК Украины

Высший совет юстиции в работе

Судебная практика

Форс-мажор + налоговый долг = ?

Чем может грозить покупка векселя?

Судебные решения

Предприятие, уплачивающее 10%-ный единый налог, не является плательщиком НДС при импорте товаров

Плательщик единого налога является плательщиком НДС при импорте товаров

Тема номера

«Чужие» законы в процедуре банкротства

Нельзя откладывать принятие Закона

Полезная коллизионность

Трибуна

НеобыЧайно применяемые нормы

Частная практика

Без права на ошибку?

Юридический форум

Языковые проблемы нового кодекса

Судебная практика на «кончике иглы»

Інші новини

PRAVO.UA