СНБО уйдет в разведку... — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (402) » СНБО уйдет в разведку…

СНБО уйдет в разведку…

20 августа с.г. в газете «Урядовый курьер», учредителем которой является Кабинет Министров Украины, появилась статья Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Петра Порошенко под звучным названием «Реформирование правоохранительных органов и спецслужб — ключевое задание новой власти».

Так, по мнению г-на Порошенко, сегодня правоохранительные органы, в частности, СБУ, милиция, функционируют по советским стандартам, а вся нынешняя система силовых структур представляет собой благоприятную среду для коррупции и других преступлений. Кроме того, по его словам, действующим украинским законодательством узаконено дублирование функций правоохранительных органов.

Реформирование силовых структур, по версии Секретаря СНБО, предполагает несколько ключевых моментов.

Во-первых, это увеличение финансирования правоохранительных структур.

Поскольку «дешевые правоохранительные органы и спецслужбы априори некачественны и неадекватны современным вызовам», считает секретарь СНБО. Правда, при этом г-н Порошенко скромно умалчивает, откуда взять денежные средства для обеспечения условий работы правоохранительных органов, исключающие благоприятные условия для коррупции.

Во-вторых, реформа предполагает перераспределение функций.

Прокуратура обойдется без функции досудебного следствия

Так, секретарь СНБО предлагает освободить органы прокуратуры от исполнения функций досудебного следствия и создать Национальную службу расследований. Данное предложение вполне соответствует Конституции, а именно: Переходным положениям, в которых указывается, что прокуратура будет продолжать исполнять функцию досудебного следствия до окончательного формирования системы досудебного следствия и введения законов, регулирующих ее функционирование.

На данный момент известно мнение ряда чиновников, входящих в состав СНБО, относительного данного предложения.

Так, министр внутренних дел Юрий Луценко одобряет необходимость создания Национальной службы расследований, что поможет повысить скорость проведения следственных мероприятий. С ним солидарен Генеральный прокурор Святослав Пискун, который выдвинул аналогичное предложение на своем брифинге, состоявшемся 25 августа с.г. По словам г-на Пискуна, основным направлением деятельности будущей Национальной службы расследований должны стать борьба с организованной преступностью и коррупцией. Также министр внутренних дел Юрий Луценко добавил, что 26 августа с.г. состоялось совещание представителей Генпрокуратуры и МВД, на котором стороны нашли взаимопонимание и наметили совместный план действий в данном направлении.

Следует отметить, что Президент Украины выступает за данное нововведение, так как недоволен тем, что прокуратура так и не смогла передать в суд тысячи дел, раскрытых правоохранительными органами.

Вместе с тем, как считает председатель Службы безопасности Украины Александр Турчинов, хотя необходимость создания независимой следственной структуры не вызывает сомнений, она не может монополизировать всю следственную работу. Безусловно, при создании Национальной службы расследований необходимо сохранить специализацию следственной работы, в пределах которой найдется работа как для следователей милиции, так и для следователей СБУ. Из этого следует, что глава СБУ выступает против очередного предложения Секретаря СНБО о необходимости освободить СБУ от функции досудебного следствия.

СНБО будет заведовать разведкой

Дальше — интереснее. Г-н Порошенко предлагает устранить проблему дубляжа функций Службы внешней разведки и Главного управления разведки Министерства обороны Украины, а также освободить СБУ от функции военной контрразведки, создав взамен Комитет по вопросам разведки при СНБО, а также должность директора Национальной разведки, который будет по совместительству заместителем Секретаря СНБО! Интересна в данном контексте реакция председателя СБУ. Г-н Турчинов считает, что из статьи Секретаря СНБО не совсем ясно, как понимать формулировку «при СНБО», ведь в состав СНБО входят премьер-министр, министр обороны, министр внутренних дел и т.д. Видимо, по мнению г-на Турчинова, «создание Комитета по вопросам разведки при СНБО» следует понимать как «создание Комитета по вопросам разведки при Порошенко».

Кроме того, введение должности заместителя секретаря СНБО — директора Национальной разведки и вовсе противоречит действующему законодательству Украины, в частности, Конституции и Закону Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», согласно которым ни Секретарь СНБО, ни его аппарат не наделены функциями, присущими спецслужбам, в частности функцией разведки.

Пока неизвестна реакция Министерства обороны Украины на статью

г-на Порошенко, но предсказать ее несложно, исходя из ответа министра обороны Украины Анатолия Гриценко на высказывание Секретаря СНБО относительно «угрозы национальной безопасности» со стороны всех силовых структур. Тогда министр обороны призвал г-на Порошенко воздержаться от «легковесных заявлений».

Также показательна реакция общественности на предложенное нововведение. Так, общественная организация «Объединение ветеранов разведки Украины» считает небезопасной и некомпетентной идею создания единого разведывательного органа, потому что принятие политическим руководством соответствующих решений «с опорой на единственный источник, который может быть вне эффективного контроля, обслуживающий определенный круг людей и отдельных лидеров, представляется весьма рискованным и небезопасным занятием».

При СНБО утечки информации не будет!

Также г-н Порошенко предложил освободить СБУ от функции обеспечения специальной связи, создав при СНБО Службу специальной связи и информации Украины. Это заявление поддержал Президент Украины, отметивший, что ему поступают жалобы от политиков на утечку информации даже по правительственной линии.

Категорически против такой реформы высказался председатель СБУ Александр Турчинов. Дело в том, что Петр Порошенко не привел ни одного аргумента, почему следует передать функцию руководства структурой, занимающейся контролем телекоммуникаций, от государственного правоохранительного органа специального назначения, обеспечивающего государственную безопасность Украины (СБУ), всего лишь координационному органу по вопросам национальной безопасности и обороны Украины. Отделение от СБУ технических подразделений не соответствует действующему законодательству Украины, потребностям XXI столетия по борьбе с международным терроризмом, информационной агрессивностью и шпионажем и может нанести серь­езный удар вопросам государственной безопасности Украины.

Впрочем, председатель Службы безопасности Украины Александр Турчинов заявляет, что СБУ и сама уже инициировала и начала процесс своего реформирования. В частности, г-н Турчинов отметил, что «Служба безопасности не ждала, пока ее начнут реформировать сверху или сбоку, и сама инициировала этот процесс. Был подписан соответствующий Указ Президента относительно изменений организационной структуры СБУ. В результате более чем вдвое сократилось количество департаментов, главных управлений, имевших самостоятельный статус. Служба освободилась от дублирующих, неэффективных звеньев и функций, противоречащих законодательству».

Процесс реформирования заключается не только в изменении организационной структуры правоохранительных органов, но и в изменении их восприятия как враждебных обычным гражданам органов. Вдобавок, существует еще масса проблем, в первую очередь связанных с кадровым и материально-техническим обеспечением. Таким образом, реформирование правоохранительных органов должно происходить постепенно в соответствии с ведомственными программами и планами. При этом задача реформирования состоит не просто в механическом введении новых структур и перераспределении полномочий правоохранительных органов путем принятия соответствующих изменений в действующее законодательство, но и в том, чтобы при этом учитывалось соответствие между функциями правоохранительных органов, с одной стороны, и структурой и людьми, с другой стороны, а также ресурсным обеспечением — с третьей.

В общем, большинство членов СНБО — за проведение реформы правоохранительной системы на Украине, в том числе и Президент Украины Виктор Ющенко. Только как именно реформировать правоохранительную систему — кто и кому будет подчиняться и какие структуры реформируют — будет выясняться на ближайшем заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины, которое состоится в сентябре с.г. Думается, дискуссия относительно концепции реформирования правоохранительных органов будет жаркой, учитывая состав СНБО. В Совет, как известно, входят Президент Украины, Секретарь СНБО, министр обороны Украины, Государственный секретарь Украины, министр внутренних дел Украины, Генеральный прокурор Украины, министр иностранных дел Украины, премьер-министр Украины, председатель Службы безопасности Украины — по должности, а также Председатель Верховного Совета Украины, Председатель Верховного Суда Украины и Председатель Национального банка Украины — по согласию.

После заседания СНБО Президент Украины планирует вынести выработанную концепцию реформирования силовых ведомств на публичное обсуждение на Украине.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Обобщение судебной практики рассмотрения судами дел о нарушении таможенных правил за 2004 год и перв

Государственная практика

СНБО уйдет в разведку...

Деловая практика

Инвестируем по Порядку

Старая песня на новый лад

Законодательная практика

Страховщики потеряют льготы

Комментарии и аналитика

Всегда ли отвечает виновный?

«Подзаконное» понимание закона

Контрактная форма трудового договора

Неделя права

Генпрокурор ответит по УК?..

Кто в ответе за Игоря Бакая?

Министр МВД против коррупции

Telenor отомстил «Альфа Телеком» за «Киевстар»

Государству не все равно!

Реестр событий

Украина покинула «Список-301»

На пятерки рассчитайсь!

Работать не за шоколадку, а за приличную зарплату...

Все было по справедливости...

Судебная практика

Объективность — наш девиз

Платежные карточки счет любят

Судебные решения

Существенные условия нужно определять четко и ясно

Вред подлежит возмещению

Тема номера

Депозитные сертификаты в действии

Деятельность рантье вне закона?

Трибуна

Процессуальное правопреемство в хозяйственном процессе

Частная практика

Сделал дело — гуляй смело?

Інші новини

PRAVO.UA