В условиях перехода к рыночной экономике в основе правового регулирования труда лежат индивидуально-договорной и коллективно-договорной методы, которые в наивысшей степени соответствуют сути современных трудовых отношений. Каждый гражданин реализует право на труд путем заключения трудового договора (контракта) с предприятием, организацией или физическим лицом.
Индивидуально-договорный метод регулирования труда реализуется на практике через заключение контрактной формы трудового договора. Внедрение контрактной формы в трудовых правоотношениях обусловлено стремлением работодателей привлекать к работе наиболее квалифицированных и творчески активных работников. Эта форма трудового договора дает возможность более рационально регулировать количественный и качественный состав персонала, улучшать структуру занятости, при необходимости дополнительно привлекать квалифицированных работников со стороны, повышать уровень ответственности и творческого отношения работников к выполняемой работе.
Трудовой договор — это соглашение между работником и владельцем предприятия, учреждения, организации либо уполномоченным им органом или физическим лицом. При заключении трудового договора работник обязуется выполнять работу, определенную этим договором, подчиняясь внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обес-печивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Основными обязательными условиями трудового договора являются: место работы, трудовые функции и время начала работы. К дополнительным условиям могут относиться, например, установление испытательного срока, совмещение профессий, предоставление жилья и др.
Особой формой трудового договора является контракт.
Трудовой контракт, как и трудовой договор, — это волевой двусторонний акт, соглашение двух субъектов, направленное на возникновение взаимных трудовых прав и обязанностей. Согласно части 1 статьи 21 КЗоТа Украины, трудовой договор заключается между работником и собственником или уполномоченным им органом либо физическим лицом.
Следует отметить, что при заключении трудового договора между работником и физическим лицом — предпринимателем последний должен в течение недели с момента фактического допуска работника к работе подать этот договор на регистрацию в государственную службу занятости по месту своего проживания, в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 8 июня 2001 года № 260.
Согласно части 3 статьи 21 КЗоТа Украины, контракт определяется как особая форма трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда, условия расторжения договора (в том числе досрочного) могут устанавливаться соглашением сторон.
Контракт по своей юридической природе является соглашением о труде, но отличается от обычного трудового договора тем, что в нем могут устанавливаться дополнительные основания для его расторжения; контракт всегда имеет срочный характер; при его расторжении (в соответствии с Положением о порядке заключения контракта при приеме (найме) на работу работников, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19 марта 1994 года № 170) возможно и возмещение морального вреда. Особенностями контракта является его специальное целевое назначение (он выступает регулятором трудовых отношений на рынке труда и рабочей силы), письменная форма, срочный характер и сфера применения, определяемая законами Украины. Будучи особой формой трудового договора, контракт регулирует не только трудовые, но и тесно связанные с ними другие общественные отношения. Это касается жилищных прав, социального обеспечения, личного транспорта и других вопросов, обеспечиваемых за счет прибыли работодателей. Таким образом, в сравнении с традиционным трудовым договором контракт охватывает более широкий круг правоотношений, адекватных экономике переходного периода. Он заключается с целью максимального использования индивидуальных особенностей работника, создания дополнительных стимулов к высокопроизводительному труду, учета интересов производства и повышения взаимной ответственности сторон. Контракт имеет перед трудовым договором преимущества, поскольку позволяет максимально индивидуализировать каждое конкретное соглашение о труде, наполнить его специфическим содержанием: детально регламентировать права и обязанности сторон, их ответственность, режим труда и отдыха, социально-бытовые условия, форму и размер вознаграждения за работу, порядок разрешения споров и другие дополнительные условия (например, о выплате дополнительного пособия при увольнении, о предоставлении работнику специальных льгот и компенсаций при причинении вреда и т.п.).
Одним из первых нормативно-правовых актов, позволившим применять контрактную форму трудового договора, был Закон «О предприятиях на Украине», статья 16 которого предусматривала, что при найме (назначении, избрании) собственником или уполномоченным им органом руководителя предприятия на должность с ним заключается контракт (договор, соглашение), в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом (договором, соглашением) и законодательством Украины.
Согласно части 3 статьи 21 Кодекса Законов о труде Украины (КЗоТ), контрактная форма трудового договора допускается только в случаях, прямо предусмотренных законами Украины, в частности, относительно работников, устраивающихся по трудовым договорам на определенный срок или на время выполнения определенной работы.
Следующим шагом правительства, направленным на более качественное урегулирование трудовых отношений, был Декрет Кабинета Министров Украины от 15 декабря 1992 года № 8 «Об управлении имуществом, находящимся в государственной собственности», принятый с целью обеспечения эффективного управления этим имуществом. Им на министерства и другие подведомственные Кабинету Министров Украины органы исполнительной власти возложены обязанности заключать и расторгать контракты с руководителями.
Во исполнение требований этого Декрета Кабинет Министров Украины принял постановление от 19 марта 1993 года № 203 «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности».
Этим постановлением утверждено Положение о порядке заключения контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности. Согласно ему, наем осуществляется соответствующими министерствами или другими органами исполнительной власти. Контракт с руководителем предприятия должен заключаться по предварительному согласованию с органом, к номенклатурной группе которого относится эта должность согласно пункту 2 вышеназванного постановления.
Постановлением от 2 августа 1995 года № 597 Кабинет Министров Украины утвердил Типовую форму контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности. Если орган управления имуществом отказывается заключить контракт с руководителем предприятия, трудовой договор расторгается на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТа. При отказе руководителя предприятия заключить контракт трудовой договор с ним прекращается на основании пункта 6 статьи 36 КЗоТа.
Сегодня на Украине действует свыше 50 нормативных актов, которыми предусматривается заключение контрактов с определенными категориями работников.
Так, Министерство труда и социальной политики Украины в своем письме от 6 мая 2000 года № 06/2-4/66 разъясняет, что заключение контракта в случаях, не предусмотренных законами Украины, не допускается, поскольку это снижает уровень социальной защищенности работников и противоречит требованиям Конвенции МОТ № 158 (1982 год), ратифицированной Украиной 4 февраля 1994 года.
В этом же письме Министерство труда и социальной политики Украины определяет Перечень законов, которыми разрешается заключение трудового договора в форме контракта.
Приведем некоторые из них: Закон Украины «Об образовании» (руководители учреждений образования, педагогические и научно-педагогические работники — статьи 20, 54), «О товарной бирже» (наемные работники, по согласию сторон), «О научной и научно-технической деятельности» (после выхода на пенсию научный работник может быть принят на работу в научное учреждение по срочному трудовому договору (контракту) — часть 5 статьи 24), «О комитетах Верховного Совета Украины» (к работе в рабочих группах по решениям комитета могут привлекаться специалисты на контрактной основе — пункт 5 статьи 31), «О местных государственных администрациях» (с руководителями предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления местных государственных администраций — статья 36), «О милиции» (на службу в милицию принимаются на контрактной основе — статья 17), «О физической культуре и спорте» (профессиональные спортсмены (лица, осуществляющие профессиональную деятельность в спорте) — статья 23), «О железнодорожном транспорте» (перечень категорий работников утверждается Кабинетом Министров Украины — статья 15), Кодекс торгового мореплавания Украины (судовой экипаж — статья 50).
Но они только определяют категории работников, а не разъясняют механизм применения контрактной формы. А это, в свою очередь, приводит к нарушениям действующего законодательства, регулирующего вопросы трудового контракта. С целью их устранения Кабинет Министров Украины принял 19 марта 1994 года постановление № 170 «Об упорядочении применения контрактной формы трудового договора». Им утверждено Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников (далее — Положение), в котором определен порядок заключения контрактов при приеме на работу работников на предприятия, в учреждения, организации независимо от форм собственности и вида деятельности, а также граждан. Это Положение не распространяется на руководителей предприятий государственной формы собственности, относительно которых действует постановление Кабинета Министров Украины от 19 марта 1993 года № 203 «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности», о котором было сказано выше.
В соответствии с пунктом 3 Положения прием (найм) на работу работников путем заключения с ними контракта собственником или уполномоченным им органом, гражданином может осуществляться в случаях, предусмотренных законами Украины. Следовательно, контракт как особую форму трудового договора можно применять только в тех случаях, которые определены законами; заключение контрактов в случаях, не предусмотренных законодательством, не допускается. Перечень актов о применении контрактной формы является исчерпывающим и толкованию не подлежит.
Заключение трудовых контрактов должно осуществляться с соблюдением установленного порядка и формы. Такие нормы содержатся, кроме указанных выше постановлений, в Указе Президента Украины от 19 июня 1995 года № 459 «Об обеспечении управления имуществом, находящимся в государственной собственности» и утвержденной приказом Минтруда Украины от 15 апреля 1994 года № 23 Типовой форме контракта с работником.
Что касается заключения договора о материальной ответственности, то при приеме на работу или на должность с материальной ответственностью с работником заключается договор о материальной ответственности.
В соответствии со статьей 135 КЗоТа, письменные договоры о полной материальной ответственности заключаются с работниками (достигшими 18-летнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства ценностей.
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, утвержден постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 года № 447/24.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…