21 декабря 2016 года парламент принял Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно улучшения инвестиционного климата на Украине» № 1797-VIII (Закон № 1797-VIII), предусматривающий масштабные изменения в сфере налогообложения. Среди прочего Законом № 1797-VIII были перераспределены функции в звеньях Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, частично изменены основания для проведения внеплановых проверок, а также «недоликвидирована» налоговая милиция (без создания ей замены).
Основания для проверок
Так, Законом № 1797-VIII изменены основания для проведения внеплановых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом (НК) Украины, а именно: подпункт 78.1.1 НК Украины дополнен возможностью проведения внеплановой проверки в случае получения информации, которая свидетельствует о нарушении норм налогового законодательства. При этом следует отметить, что такое основание существовало до 1 января 2016 года, однако было исключено ввиду злоупотреблений со стороны контролирующего органа; в подпункте 78.1.5 НК Украины были устранены разногласия и предусмотрено проведение внеплановой проверки в случае, если к возражениям на акт прилагаются новые документы в соответствии с пунктом 44.7 НК Украины; устранены разногласия с Уголовным процессуальным кодексом Украины, и из подпункта 78.1.11 НК Украины исключена возможность проведения внеплановой проверки на основании постановления следователя (осталось только определение следственного судьи); и, к сожалению, перечень дополнен абсолютно новым основанием — речь идет о непредставлении налогоплательщиком для проведения встречной сверки информации, указанной в запросе контролирующего органа, в течение десяти рабочих дней после получения запроса (подпункт 78.1.19 НК Украины).
Новый «друг»
Согласно статьям 191, 193, 20 НК Украины, с 1 января 2017 года районные налоговые инспекции выполняют исключительно сервисные функции. Суть этих функций раскрыта в подпункте 14.1.2261 НК Украины — это предоставление административных, консультационных, информационных, электронных и иных услуг, связанных с реализацией прав и обязанностей плательщика, согласно требованиям налогового и другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующий орган.
Таким образом, законодатель четко указал, что с 1 января 2017 года районные налоговые инспекции не имеют никаких прав в части проверок и становятся лучшими «друзьями» налогоплательщика, всячески помогая ему разобраться в дебрях одного из самых сложных нормативных актов.
Что же мы имеем в итоге? По неизвестным причинам многие компании в 2017 году уже неоднократно получали запросы от районных налоговых инспекций с требованием предоставить документы и угрозами проведения внеплановых проверок в случае отказа в их предоставлении. Более того, чтобы хоть как-то формально придать законности своим действиям, данные запросы подписывали концом декабря 2016 года, а направляли почтой уже в 2017 году.
Некоторые особо старательные сотрудники контролирующих органов звонят с угрозами провести проверку и требуют лично явиться в налоговую инспекцию для совершения тех или иных действий либо передачи документов. Из действий контролирующих органов уже видна их незаконность, но независимо от легитимности запросов все же лучше на них отвечать, чтобы у контролирующего органа на уровне города или области не было даже формальных оснований для проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 78.1.4 НК Украины. В ответе на запрос есть смысл прямо сослаться на вышеуказанные нормы НК Украины и сообщить районному инспектору о том, что теперь он вам оказывает услуги, а не занимается проверкой.
Если же вы дадите недостаточно аргументированный ответ или не ответите вовсе, возникает вероятность проведения внеплановой проверки. Поскольку на данный момент еще не произошло переформатирование звеньев фискальной службы и в городских и областных управлениях недостаточно сотрудников для проведения проверок, ГФС прямо указала на возможность привлечения районных инспекторов к проведению проверок (письмо ГФС Украины от 17 января 2017 года № 1005/7/99-99-14-03-03-17 «Об организации проверок в 2017 году»).
Де-юре такая проверка оформляется приказом и проводится именно городскими и областными управлениями, но никак не районными инспекциями. Таким образом, районные инспекции не имеют права самостоятельно назначать и проводить проверки, запрашивать документацию, а могут быть привлечены городскими, областными управлениями для совершения таких действий.
Если пришли
Рассмотрим ситуацию, когда, несмотря на ваш законный отказ в предоставлении документов и информации, налоговики пришли с внеплановой выездной документальной проверкой. Что же делать в таком случае?
Все довольно просто и сложно одновременно. Еще на этапе предоставления ответа необходимо определить, насколько неправ контролирующий орган в своем запросе. Если его действия явно незаконны, то у вас есть все основания не допускать проверяющих к проверке и обжаловать приказ о ее назначении.
При этом недопуск грозит предприятию административным арестом активов, обоснованность которого контролирующему органу необходимо подтвердить в судебном порядке. Как известно, существует два порядка такого подтверждения: ускоренный — на основании статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства (КАС), который возможен исключительно в случае отсутствия спора о праве, и обычный — в порядке искового производства.
Следует отметить, что, согласно судебной практике, обжалование приказа о назначении проверки свидетельствует о споре о праве, а это значит, что при его обжаловании рассмотрение вопроса об административном аресте в ускоренном порядке невозможно (определения Высшего административного суда Украины от 7 июля 2016 года по делу № 809/2059/15 и от 14 июня 2016 года по делу № 820/680/15). А в исковом производстве фискалы обычно не спешат подтверждать обоснованность административного ареста, так как это занимает много времени, а значит, не имеет смысла.
Таким образом, внесенные изменения частично устранили разногласия и упростили жизнь налогоплательщикам, но одновременно внесли новые основания для проведения проверок. У плательщика появился новый «друг» в виде районного инспектора, к которому, правда, опасно поворачиваться спиной.
Рекомендуем тщательно изучать полномочия контролирующих органов и основания для проведения ими тех или иных действий и в случае нарушения норм НК Украины вежливо, но решительно отказывать в удовлетворении незаконных требований.
НЕКРАСОВ Алексей — старший юрист АФ Pragnum, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…