Размеры штрафов за нарушение законодательства о труде с начала 2017 года внушительно увеличились вследствие повышения минимальной заработной платы, которая является базой для расчета таких штрафов. Бизнес шокировали такие изменения, ведь штрафы стали несоизмеримыми с масштабами нарушений. Чтобы улучшить ситуацию и уменьшить давление на предпринимателей, группа народных депутатов из разных фракций в парламенте зарегистрировала законопроект № 6087 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования процедуры государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде и ответственности за правонарушения в этой сфере» (законопроект).
Таким образом, парламентарии услышали нарекания бизнеса и решили исправить свои же законодательные ошибки. По словам советника АО Ario Ольги Решетник, авторы законопроекта № 6087 учли практически все претензии работодателей: «Депутаты в пояснительной записке к проекту закона справедливо отмечают, что действующие штрафные санкции за нарушение законодательства по труду больше похожи на дополнительный источник пополнения бюджета, а не на способ финансового обеспечения реализации прав и свобод наемных сотрудников. Размеры штрафов за нарушения в других сферах предпринимательской деятельности, которые реально угрожают жизни и здоровью человека, к примеру, за продажу несертифицированных и просроченных продуктов питания, фальсифицированных алкогольных и табачных изделий, намного скромнее». Г-жа Решетник напоминает, что ранее в парламенте были зарегистрированы и другие законопроекты по совершенствованию механизмов государственного надзора за соблюдением законодательства по труду, и надеется, что хоть один из них будет утвержден, неправомерные штрафы будут упразднены и несправдливое административное давление на бизнес со стороны Государственной службы Украины по вопросам труда (Гоструда) прекратится.
Штрафы в сумме 320 000 грн за неоформление работника, 96 000 грн — за противоречие между фактическим и указанным в трудовом договоре рабочим временем и т.д., конечно же, являются реальными стоп-факторами для нарушения трудового законодательства работодателями, но финансовые санкции должны быть не только пугающими, но и адекватными и соразмерными. Поэтому законопроектом предлагается переписать правила штрафования: существенно снизить крупные штрафы (при этом стократный штраф вообще исключить); привязать размеры штрафов не к «минималке», а к прожиточному минимуму (к примеру, за просрочку в выплате зарплат штрафовать не на три минимальные зарплаты, а на один-три прожиточных минимума). Кроме того, предполагается ужесточить ответственность должностных лиц Гоструда за нарушение порядка проведения проверок. Должностные лица местного самоуправления, согласно проекту, смогут только привлекаться к совместным с Гоструда проверкам субъектов хозяйствования. Также предполагается установить, что первое нарушение законодательства о труде влечет за собой предписание работодателю, и лишь в случае его неисполнения налагается штраф (кроме случая недопуска инспекторов к проверке без законного основания — за это сразу предусмотрен штраф от одного до трех прожиточных минимумов). Также детально определены основания для недопуска инспекторов к проверке, сроки наложения штрафов.
«Как показывает практика, применение предписания вместо финансовой санкции неэффективно в борьбе с недопущением нарушения субъектами хозяйствования трудового законодательства», — отметила юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Валерия Гудий. Кроме того, по ее словам, альтернативный размер штрафа «от и до» может увеличить коррупционную составляющую. В целом г-жа Гудий оценивает предложенные изменения как положительные, но считает, что законопроект все же требует доработки: «Инициаторы законопроекта предлагают изложить статью 259 Кодекса законов о труде Украины в новой редакции, фактически дополнив ее положениями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Зачем прописывать то, что и так уже написано, инициаторы в своей пояснительной записке к законопроекту не объясняют. В настоящее время контролировать применение трудового законодательства, согласно положениям статьи 259 КЗоТ Украины, могут Государственная служба Украины по вопросам труда, органы доходов и сборов, другие центральные органы власти. Законопроектом № 6087 не предлагается изменить или конкретизировать данные полномочия, а следовало бы. Действующая редакция статьи 259 КЗоТ Украины допускает нарушение принципа, согласно которому дублирование полномочий и совершение контроля разными государственными органами по одному и тому же вопросу не допускаются. Положительно оцениваются предложенные законопроектом № 6087 изменения в статью 18 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине», цель которых — искоренить дублирование полномочий Государственной службы Украины по вопросам труда, предоставленных данной нормой органам местного самоуправления. А вот предложенные изменения в статью 34 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» относительно полномочий органов местного самоуправления налагать штрафы, предусмотренные статьей 265 КЗоТ Украины, противоречат указанному выше принципу».
Партнер ЮФ ILF Сергей Сильченко назвал законопроект № 6087 актуальным, исходя из опыта проведения проверок Гоструда и применения этим органом штрафов, но все же считает преждевременным снижение размера штрафов: «Отмечу два принципиальных момента. Во-первых, стремление на уровне закона урегулировать процедуру проведения Гоструда проверок относительно соблюдения трудового законодательства следует только приветствовать. Сейчас эти отношения регламентированы порядком, утвержденным приказом Министерства социальной политики от 2 июля 2012 года № 390. Во-вторых, предложение о снижении штрафов за нарушение трудового законодательства представляется несколько преждевременным. Проблема состоит в том, что за последние 25 лет существенно снизилась правовая культура работодателей, о чем свидетельствуют многочисленные нарушения трудовых прав работников. Поэтому большие штрафы служат гарантией от злоупотреблений правами работодателей. Корень зла в другом. Затягивание с принятием нового Трудового кодекса и проведением реформы законодательства о труде не позволяет применять без ошибок сложное и запутанное законодательство, особенно в сфере индексации доходов, оплаты, охраны труда. И здесь важно установить широкую дифференциацию штрафов в зависимости от существенности правонарушения. Поэтому следует поддержать предложение о неприменении штрафа к работодателю, впервые совершившему правонарушение. Важна регламентация того, что является недопуском к проведению проверки, созданием преград в ее проведении».
Несомненно, бизнесу необходимы законодательные изменения, способные либерализовать сферу «трудовых» проверок, и инициатива народных избранников заслуживает одобрения… но пока лишь в первом чтении за основу, чтобы качественно доработать законопроект, желательно с участием профильных ассоциаций работодателей и бизнеса, юристов и других экспертов-практиков. На выходе должен получиться закон, способствующий защите бизнеса от излишнего вмешательства должностных лиц Гоструда и уменьшению административного давления на работодателей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…