Начиная наш обзор украинского рынка электроэнергии, отметим, что само понятие «рынок» определяется как совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможности получения услуг (источник — Википедия).
Основными условиями функционирования и развития любого рынка являются достаточное количество товара (достаточный объем услуг), свобода выбора, обмена, купли-продажи товара (услуг), изменение цены в соответствии с предложением и спросом, наличие конкуренции.
На Украине функционирование рынка электрической энергии регулируется Законом Украины «Об электроэнергетике». Исходя из его положений действует оптовый рынок электрической энергии (ОРЭ). Фактически ОРЭ учрежден в 1996 году как единственный на Украине рынок, который создан субъектами хозяйственной деятельности для купли-продажи электроэнергии на основании договоров между членами ОРЭ.
Субъектами ОРЭ являются:
— генерирующие компании (которые поставляют всю выработанную электроэнергию государственному предприятию «Энергорынок»);
— ГП «Энергорынок» (монополист по покупке и оптовой продаже электроэнергии);
— сбытовые и распределительные компании (местные облэнерго и независимые поставщики);
— системный оператор, отвечающий за целостность объединенной энергосистемы и передачу электроэнергии по магистральным и межгосударственным сетям (НЭК «Укрэнерго»).
Сегодня модель рынка электроэнергии выглядит следующим образом: генерирующие компании продают всю выработанную электроэнергию ГП «Энергорынок» (через сети НЭК «Укрэнерго»), ГП «Энергорынок» продает электроэнергию сбытовым компаниям (в большинстве случаев — облэнерго), которые, в свою очередь, продают ее конечным потребителям.
На первый взгляд — четко отлаженная схема, предусматривающая порядок в торговле энергией, формирование цен, сохранение единой энергетической системы, обеспечение финансовой стабильности электроэнергетической отрасли государства.
Однако уже в 2002 году постановлением КМУ № 1789 была внедрена иная Концепция функционирования и развития ОРЭ Украины. Концепция предусматривает поэтапную реформу и переход к модели рынка двусторонних договоров и балансирующего рынка.
Потребность в разработке Концепции возникла из-за ряда проблем, препятствующих эффективному развитию рынка электроэнергии. Среди основных проблем, требовавших разрешения:
— долги в ОРЭ, вызванные неполной оплатой электроэнергии;
— перекрестное субсидирование через оптовую цену на электроэнергию;
— несовершенная система установления тарифов и ценообразования;
— высокий уровень потерь электроэнергии в сетях.
Эти и иные проблемы отрасли связаны между собой и часто имеют общие причины возникновения. Они вызваны не столько процессами технического функционирования ОРЭ, сколько несовершенством системы государственного финансирования льготного потребления электроэнергии, налоговой политики в отрасли, желанием решить проблемы промышленности и сельского хозяйства, а также некоторые социальные проблемы за счет электроэнергетики.
С учетом указанных проблем в 2006 году распоряжением КМУ была принята Энергетическая стратегия на период до 2030 года. Справедливости ради отметим, что этот документ предусматривает стратегические ориентиры и механизмы их достижения, но пока лишь на декларативном уровне.
В конце 2010 года опять стал обсуждаться вопрос о крайней необходимости реформирования рынка электроэнергии на государственном уровне. Весной 2011 года Указом Президента № 504/2011 был утвержден Национальный план действий на 2011 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010—2014 годы. Отдельный раздел Национального плана действий посвящен реформированию энергетической отрасли Украины.
Для достижения основных ориентиров, предусмотренных Энергетической стратегией, необходимо:
1. Внести коррективы в нынешнюю Энергетическую стратегию на период до 2030 года.
Требуемые изменения продиктованы необходимостью усовершенствования функционирования атомной энергетики, развитием «зеленой» энергетики, внедрением программ, нацеленных на энергоэффективность и энергосбережение. Предусмотренные в 2006 году Стратегией оценочные суммы для реализации этих направлений подлежат пересмотру в целях урегулирования механизма обновления фондов энергокомпаний (основные фонды всех энергораспределительных компаний практически полностью изношены), принятия стимулирующей тарифной методологии, ликвидации кросс-субсидирования и возможности приватизации государственных объектов энергетики.
2. Обеспечить прозрачную, последовательную и прогнозируемую регуляторную политику.
Действующая система тарифообразования для энергопоставляющих компаний имеет много недостатков, а главное — не способствует уменьшению нерациональных затрат энергопередающих компаний, не стимулирует их экономить, использовать новые технологии, позволяющие добиться большего эффекта от хозяйственной деятельности. То, что фактически нынешняя методика тарифообразования является «ручным механизмом» в руках регулятора без четкого понимания дальнейшего алгоритма действий, также не способствует притоку инвестиций для развития электрических сетей Украины.
Тарифы облэнерго не покрывают всех необходимых для хозяйственной деятельности затрат, не говоря уж о дополнительных вложениях, например, в целях модернизации и без того уже на 60—85 % изношенных электрических сетей. Выходом из сложившейся ситуации должно стать приведение тарифов для всех категорий потребителей к экономически обоснованному уровню с параллельным введением адресной помощи социально незащищенным слоям населения, а также внедрением новой стимулирующей тарифной методологии. Переход к стимулирующей тарифной методологии должен учитывать мировую практику, обеспечивать эффективное использование средств и поощрять улучшение качества обслуживания потребителей. Стимулирующее регулирование является признанным эталоном регулирования в развитых странах и уже применяется в некоторых постсоветских государствах.
Мировая практика свидетельствует, что на сегодня наиболее эффективный метод регулирования субъектов ОРЭ — это стимулирующее регулирование. При таком регулировании в тарифные составляющие включается необходимый уровень эксплуатационных и капитальных затрат, необходимых энергокомпании на более длительный период (ныне этот период ограничивается одним годом) с последующей корректировкой с учетом индекса инфляции, фактора эффективности и фактора качества товара (услуг).
3. Планомерно привести тарифы к экономически обоснованным показателям, ликвидировать перекрестное субсидирование.
В целях ликвидации кросс-субсидирования необходимо установить тарифы для населения на экономически обоснованном уровне. До 2011 года тарифы для населения изменялись только в 2006 году. И еще в 2006 году тариф для населения только на 60 % покрывал себестоимость производства электроэнергии, а в 2010 году — лишь на 24 %. После повышения тарифов в 2011 году этот процент вырос, но по-прежнему составляет не более 30 % себестоимости. Разница возмещается из Государственного бюджета в виде дотаций.
Не секрет, что низкий тариф на электроэнергию для населения ведет к увеличению дотаций, сумму которых можно направить в социальную сферу и на модернизацию технической стороны энергосистемы Украины при их отмене.
4. Повысить уровень функционирования рынка электрической энергии Украины.
Именно это предусматривает реформирование энергетической отрасли, внедрение новой модели рынка электроэнергии.
Национальный план действий на 2011 год предусматривает разработку и утверждение проекта закона «О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины». Во исполнение этого плана создана рабочая группа из представителей Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, ГП «Энергорынок», НАК «Укрэнерго» и ряда энергокомпаний. Эта группа, исходя из опыта передовых рынков, в особенности европейских, в своей работе взяла за основу модель конкурентного рынка электроэнергии, которую пытается адаптировать для украинской отрасли. Эта модель включает в себя:
— долгосрочный рынок двусторонних договоров;
— краткосрочный рынок «на сутки вперед»;
— балансирующий рынок (сектор отклонений).
Планируется поэтапный переход от модели единого покупателя к рынку двусторонних договоров, при этом в 2014 году предусматривается полная либерализация рынка.
Конечной целью рабочей группы по введению новой модели рынка электроэнергии является внедрение механизма купли-продажи электроэнергии на основании прямых договоров между производителями и поставщиками либо потребителями электроэнергии. Для проведения расчетов в реальном времени объемы, оговоренные договорами, будут регистрироваться у оператора рынка. Такие условия призваны стимулировать субъектов рынка к эффективному планированию как производства электроэнергии, так и ее потребления или поставки. В случае неправильного планирования, форс-мажора, иных обстоятельств купля-продажа физических объемов электроэнергии будет осуществляться на балансирующем рынке.
Важные стратегические задачи поставлены перед государством в рамках проведения экономических реформ, в том числе и реформ в энергетическом секторе. Как мы видим, множество проблем нужно решить, принимая непопулярные решения, касающиеся отмены дотаций, поднятия тарифов, улучшения платежной дисциплины потребителей. Как юристы мы понимаем, что такие решения являются наиболее трудновыполнимыми, поскольку для реализации основных принципиальных изменений нужна не только правовая позиция, технико-экономическое обоснование, но и в первую очередь, как принято сейчас говорить, «политическая воля». Однако последние тенденции выполнения Национального плана действий на 2011 год показывают, что скоро потребуются силы юристов-энергетиков для плодотворной работы над реформированием энергетического законодательства Украины.
Остается надеяться, что поставленные задачи будут решены и рынок электроэнергии на Украине будет развиваться по рыночным законам, соответствующим стандартам современного европейского государства.
ТАРАСЮК Татьяна — начальник юридического управления ПАО «АЕС Киевоблэнерго», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…