Рожденные эволюцией — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (879) » Рожденные эволюцией

Рожденные эволюцией

Какой бы консервативной ни была работа юрисконсульта на предприятии, многие из нас неустанно находятся в поиске новых решений, инструментов, тактик и стратегий с тем, чтобы трансформировать юридическую функцию бизнеса в сильную, авторитетную, достойную уважения боевую единицу. Мы себе же бросаем вызов, продолжая бороться с распространенными среди неюристов стереотипами: «юристы денег не зарабатывают, а много тратят», «юристы хоронят бизнес-идеи», «все усложняют», «задерживают процесс» и т.д… Чего только мы не делаем для того, чтобы переубедить бизнес в обратном. Так, какое-то время назад я была одержима идеей клиентоориентированности юридического департамента.

Всей юридической командой, используя доступный инструментарий проектного менеджмента, мы создали список действий, задач и приоритетов, направленных на изменение поведенческой модели юристов и создание имиджа клиентоориентированного юридического департамента. В чем это заключалось? Прежде всего мы запретили использовать слово «нет». С каким бы вопросом к нам ни обратились, какую бы запредельную бизнес-идею ни предложили юридически обезопасить, мы никогда больше не отказывали в правовой поддержке, пытаясь найти способы в ­рамках правового поля ­реализовать хоть что угодно. Такая же участь постигла и слово «невозможно». Мы установили временные рамки для обработки разного рода запросов на юридическую консультацию, анализ договора, подачу иска и прочие вопросы. Мы разработали, утвердили и внедрили в практику различные стандарты юридической поддержки: стандарт юридического заключения, стандарт юридической презентации, стандарт мониторинга законодательства, стандарт коммуникации… И, конечно, отслеживали прогресс: проводили опросы внутренних клиентов, сравнивая их оценку эффективности проведенной нами работы и прогресса в наших начинаниях. Так продолжалось несколько лет, пока мы своими же усилиями не загнали себя в тупик.

Бизнес, естественно, оценил, удивился и порадовался такой отзывчивости и безотказности юристов. Мы ощутили улучшения в результативности процессов, а также в восприятии юристов внутренними клиентами. Однако некоторые из них начали пользоваться возможностью передать на юридический саппорт все: начиная от покупки чайника («договор же нужен для этого, а значит, вопрос юридический») до квартирного учета жителей ведомственных домов («а что, делать это больше некому, а юристы отказывать теперь не умеют»). Сроки рассмотрения договоров улучшили, а именно — сократили, а ответы вроде «не могу сейчас заняться вашим вопросом, есть другой важный, к вашему приступлю через час» воспринимать перестали.

Вот тогда впервые мы по-настоящему прочувствовали, что такое «функция обслуживания», и решили с этим не согласиться, отказавшись от идеи быть клиентоориентированными и стремясь стать равноправными бизнес-партнерами. Сейчас многое изменилось, изменились мы и бизнесы, где мы работаем, но я поделюсь тем, как концепция юридического бизнес-партнера сейчас реализуется в моей компании.

Итак, Danone, подразделение Dairy — французская компания, которая по всему миру производит и продает молочную продукцию, имеет собственные научно-исследовательские институты для создания самых современных и полезных для человека формул и рецептур молочных продуктов. На Украине «Данон» владеет двумя заводами (в Херсоне и Кременчуге). Нашу продукцию можно найти в любом уголке Украины. У нас около двух с половиной тысяч сотрудников, 11 брендов, три дистрибуционных центра и десять сотрудников юридического департамента.

Бизнес-партнерство в «Даноне» начинается с организационной структуры. Так, юридическая функция не делится на отделы, но за каждым юристом закреплены определенные департаменты бизнеса, которые именно этот юрист и сопровождает, является их бизнес-партнером. Юрист интегрирован во многие процессы закрепленного за ним департамента, на постоянной основе участвует во встречах, в курсе его ключевых результатов, является членом команды по проектам этого департамента или функции. Роль юриста — далеко не только консультации, советы или анализ документов на запрос. Кроме выполнения стандартных обязанностей, юрист привержен достижению целей, поставленных перед закрепленным за ним клиентом. Для этого ему приходится не ограничивать свою экспертизу правовыми вопросами, а вникать в детали бизнеса, быть экспертом в отрасли и обладать предпринимательской хваткой. Когда ты, к примеру, заинтересован в прибыли, которую получит предприятие от исполнения договора, а не в юридическом совершенстве созданного тобой документа, ты совершенно иначе воспринимаешь баланс рисков и возможностей. В каких-то сугубо юридических инструментах, создаваемых на всякий случай, чтобы еще больше себя обезопасить, просто нет необходимости. При этом, будучи приверженным результату, ты обращаешь внимание на бизнес-аспекты договора, которые, возможно, не входят в твою компетенцию, но могут оказать влияние на весь бизнес-процесс.

Мы договорились о том, что юрист, являющийся бизнес-партнером компании «Данон», как минимум должен соответствовать следующим характеристикам.

Демонстрировать предпринимательский подход: быть адептом результата, а не процесса; выходить за рамки функциональных обязанностей; анализировать проблему не только с юридической точки зрения, но и с точки зрения бизнес-эффективности; обязательно сопоставлять риски с бенефитами; предлагать и по возможности реализовывать бизнес-идеи; быть лидером не только в юридических бизнес-проектах; быть не сторонним наблюдателем, а участником бизнес-процессов, задавать вопросы и говорить каким-то инициативам «нет», если понимаешь, что такие инициативы не принесут результата либо даже навредят; не бояться аргументированно возражать на любом уровне в компании.

Быть экспертом в отрасли хозяйствования своего бизнеса: посещать специализированные форумы, конференции; знать основных игроков на рынке, конкурентов; подписаться на отраслевые новостные рассылки и читать, читать, читать; понимать регуляторные аспекты своей отрасли.

Хорошо знать свой бизнес: сходить, наконец, на экскурсию на завод — увидеть производственный процесс собственными глазами, постоять в магазине и продать пару упаковок своей продукции; знать основные финансовые результаты компании и ключевые показатели эффективности; разобраться в специальной терминологии, понятиях, аббревиатурах своего бизнеса; строить отношения со своим бизнес-партнером.

И что особенно важно — бизнес-партнер не может не любить свою работу. Реальность такова, что ваша работа — это место, где вы проведете большую часть своей жизни, и если вы не любите то, чем занимаетесь, вы обречены на стресс и постоянное недовольство. Только вера в миссию и ценности своей компании заставляет нас идти на работу потому, что мы хотим этого, а не потому что обязаны.

Участие в социальных проектах своего бизнеса как нельзя лучше помогает построить концепцию бизнес-партнерства. Ведь социальные проекты — это часть миссии компании, то, что для нее важнее даже бизнес-результата. Я искренне разделяю миссию «Данон» нести здоровье людям через здоровые продукты питания.

Ежегодно юристы компании вместе с другими департаментами «Данон» принимают участие в благотворительной акции «Пробег с верой в сердце». Благодаря этой социальной инициативе за последние пять лет мы собрали больше 1,5 млн грн для закупки необходимого кардиологического оборудования в детские больницы и роддома. Международный футбольный чемпионат «Кубок наций Данон» стимулирует спортивную активность детей и их семей, таким образом еще раз подчеркивая, что активный образ жизни — неотъемлемая часть здоровья.

Участвуя в таких проектах, ты понимаешь, что приходя утром в офис, ты приходишь не только работать, а быть частью успеха компании, которая стремится сделать жизнь украинцев здоровее и дольше.

Такие методы и усилия работают не хуже, чем клиентоориентированный подход, однако обеспечивают бизнесу больше результативности, а юристам — уважения и достойной оценки их вклада.

Все изложенное остается «приправить» только одним дополнением — любовью к себе. Разве нужен кому-то бизнес-партнер, который сам себя не любит, который в себе сомневается и постоянно приносит себя в жертву? Да и бизнес-партнер ли это?

 

ЛЫСА Наталия — юридический директор Danone Dairy Ukraine, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Неважные выборы

Акцент

Семеро одного ждут

Государство и юристы

Коррупционная заставляющая

Неделя права

Новости из-за рубежа

Нарушения при содержании под стражей

Неделя права

В заслужной список

Перераспределение средств

Корпоративные дискуссии

Новости юридических фирм

Судебная практика

Who’s Who Legal отметил достижения В. Корчева в сфере коммерческого судопроизводства

МЮФ Clifford Chance консультирует ЕБРР по обеспеченной кредитной линии для ПАО «Оболонь»

Юристы FCLEX отстояли интересы Полтавского ГОКа в корпоративном споре

Отрасли практики

Спорая помощь

Заполнение банка

Строительный крен

Перебитые номера

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Школа судей

Самое важное

Двойка за поведение

Обсуждение следует

Созыв брошен

Подумаем над…

Судебная практика

Вынести ясность

Тема номера

Инстанционный смотритель

Путь расследования

Онлайн в ресурс

Трибуна

Нотариальное намерение

Реформирование МВД

Юрдепартаменты

Ближе к родне

Бремя перемен

Новая реальность

Обеспечить иск

Совместное преимущество

Рожденные эволюцией

Simply the Best

Заемный труд

Точка исследования

50 ведущих юридических департаментов Украины

Інші новини

PRAVO.UA