Презентованный в октябре сначала Министерством юстиции Украины, а затем и Кабинетом Министров Украины (КМУ) проект изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» вызвал бурную реакцию в правовых кругах. Интересно, что мало кто изучал проект детально, но почти всех взволновала одна из основных идей — ликвидация хозяйственных судов. И даже не ликвидация, а просто исключение какого-либо упоминания о них даже в Хозяйственном процессуальном кодексе. Этот проект стал лейтмотивом многих правовых дискуссий. Не стал исключением и круглый стол «Судебная реформа на Украине — состояние и перспективы: обеспечение надлежащего доступа к правосудию, эффективности судебной защиты, повышения авторитета судебной власти и доверия граждан», состоявшийся 22 октября 2014 года в Высшем хозяйственном суде Украины (ВХСУ).
То ли место проведения тому способствовало, то ли вопрос действительно был наболевшим для всех присутствующих, но дискуссия разгорелась именно вокруг темы ликвидации хозяйственных судов. Ученые, адвокаты и судьи недоумевали: как ликвидация хозяйственных судов поможет реформе? Почему только хозяйственных, если речь идет об устранении специализации судов в пользу специализации судей, работающих в одном здании?
«А может быть, ликвидация хозсудов — это инструмент, чтобы очистить судебную власть?» — предположила представительница общественности, не назвавшая своего имени, и привела пример: именно так побороли коррупцию в милиции, прокуратуре, налоговой службе в Грузии. Увы, она не пояснила, почему в таком случае не ликвидируются все суды и кто считал эффект от подобного способа проведения реформы.
Довольно интересный доклад был у зампредседателя Верховного Суда Украины (ВСУ) Валентина Барбары, заметившего, что на презентации проекта в ходе выездного заседания КМУ в ВСУ большинство судей ВСУ негативно отозвались о предложенной ликвидации, особенно такой скоропалительной.
Как прокомментировал идею ликвидации хозсудов Денис Бугай, президент Ассоциации юристов Украины, АЮУ негативно относится к идее отмены судов хозяйственной юрисдикции: «Считаем, что вопрос судебной реформы требует детального обсуждения с общественностью и профессиональными организациями. И лишь после этого должны формироваться отдельные законопроекты, которые будут передаваться в Венецианскую комиссию и парламент Украины. В этом случае мы приветствуем создание Совета по вопросам судебной реформы при Президенте Украины, к работе которого обязательно приобщимся как ведущая профессиональная организация».
Подобное мнение высказывали и другие участники мероприятия. Но только немногие из них отвлеклись от обсуждения вопроса хозяйственных судов и обратили внимание на то, что проект имеет и другие недостатки. Например, как подчеркнула Людмила Соломаха, член Совета судей Украины, он предлагает совершенно невообразимую конструкцию ВККС и органов судейского самоуправления.
И уж почти все согласились с адвокатом Арсением Милютиным, который продемонстрировал схему работы над судебной реформой: от формирования целей ее проведения до апробации предложенных механизмов ее достижения, прежде чем будет что-то предложено как проект, а тем более как проект закона.
Таким образом, юридическое сообщество показывает единство в том, что реформа судебной власти назрела, но с опаской относится к тому, чтобы начать ее с ликвидации хозяйственных судов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…