Реклама — величайшее искусство XX века, как сказал в свое время канадский профессор Маршалл Маклюэн. Это высказывание не теряет своей актуальности и в современном рекламном бизнесе, а рекламщики идут на многое для того, чтобы достучаться до подсознания потребителя. Как результат — 70 % рекламных материалов не соответствуют качеству самого продукта, что вводит в заблуждение потребителя и противоречит честным принципам хозяйственной деятельности. И только государство имеет необходимые механизмы для урегулирования рекламного процесса. Совсем недавно, 22 июля с.г., Президент Украины подписал инициированные Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) и обусловленные практической необходимостью изменения в законы «Об Антимонопольном комитете Украины» и «О защите экономической конкуренции». Последние новшества обсуждались специалистами 4 августа с.г. в ходе круглого стола «Изменения конкурентного законодательства: новые подходы к рекламе», организованного ICC Ukraine совместно с Ассоциацией противодействия недобросовестной конкуренции и АО Arzinger.
Согласно нововведениям, АМКУ получает право предоставлять разъяснения в форме рекомендаций не только при злоупотреблении монопольным положением и антиконкурентных действиях, но и относительно рекламы и информации, вводящей в заблуждение. Первый заместитель председателя АМКУ Юрий Кравченко рассказал, что рекламная компания может обратиться в Комитет с заявлением о предоставлении разъяснения, а АМКУ решит, нарушает рекламный сюжет либо информация конкурентное законодательство или нет. В целях установления единого подхода такие разъяснения могут предоставлять только центральные органы АМКУ (законодатель отошел от установленной ранее практики, когда рекомендации могли предоставлять и региональные отделения). Г-н Кравченко обратил внимание присутствующих на то, что информация в заявлении должна быть изложена максимально полно (по возможности предоставлены экземпляры сомнительной рекламы, например буклеты): чем меньше вопросов вызывает заявление, тем быстрее заявитель получит ответ. Разъяснения АМКУ будут иметь юридическую силу и могут послужить весомым аргументом даже в судебных разбирательствах.
Комитет будет предоставлять ответы в течение одного месяца, и проблема заключается в том, что такой довольно долгий срок может негативно отразиться на рекламе, которая особо чувствительна ко времени. Кроме того, получение этого «страхового полиса» является весьма дорогим удовольствием — около 1,4 тыс. грн. Как объяснили представители АМКУ, рекламный бизнес вполне может позволить себе такую сумму, а небольшие компании из регионов имеют влияние только на локальном уровне и не являются конкурентно опасными для бизнеса в целом.
Несмотря на периодически вносящиеся изменения, нововведения не устраняют всех законодательных изъянов. В частности, о том, что усовершенствование законодательства нуждается в системном подходе, говорил партнер ЮФ «Астерс» Александр Падалка. Первым шагом может стать принятие Конкурентного кодекса. Его концепция и проект были разработаны АМКУ, однако пока он так и остался на стадии проекта. Такой кодифицированный акт мог бы значительно упростить рассмотрение вопросов недобросовестной конкуренции. Также г-н Падалка выделяет АМКУ как орган, который олицетворяет государственный контроль за участниками рынка, открывает производство в связи с нарушениями, расследует их и привлекает виновных к ответственности. Возможно, для эффективной деятельности необходимо разделить эти функции и обязанность расследования правонарушений переложить на другой орган. Александр Падалка подчеркнул необходимость создания специализированного конкурентно-патентного суда, несмотря на то что суды общей юрисдикции значительно повысили квалификацию в сфере разрешения споров. Также необходимо разработать ряд административных мер, поскольку недостаточный контроль органов государственной власти приводит к монополизации рынка и несоблюдению норм конкурентного законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…