Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №32 (711) » Мое авто — мое государство

Мое авто — мое государство

Украина присоединилась к Конвенции, согласно которой при ДТП применяется право государства, в котором случилось происшествие, но есть и исключения

В середине июня Украина присоединилась к Конвенции, разработанной в рамках Гаагской конференции по международному частному праву еще в 1971 году, с целью одинакового применения права к дорожно-транспортным происшествиям (ДПТ), если пострадавший или транспортное средство — из иного государства, нежели то, где, собственно, произошло ДТП. На сегодня к международному акту присоединилось 21 государство.

Пожалуй, самая важная статья 3 Конвенции определяет, что к ДТП применяется внутреннее право государства, где произошло ДТП. Такое положение соответствует и Закону Украины «О международном частном праве», и положениям Гражданского кодекса Украины, поэтому проблем с присоединением международного акта к национальному законодательству не возникло. Однако есть ряд исключений, речь о которых пойдет дальше.

Случаи неприменения

Согласно Конвенции, ДТП — это происшествие, к которому причастно одно или больше транспортных средств независимо от того, являются они моторными или нет, и которое связанно с движением на дорогах общего пользования, территориях, открытых для общественности или частных территориях, право доступа к которым имеют отдельные лица.

Отметим, что Конвенция не применяется к: обратным требованиям между лицами, несущими ответственность; обратным требованиям и суброгации настолько, насколько это касается страховых компаний; искам и обратным требованиям, поданным учреждениями социального страхования, другими учреждениями или государственными автомобильными гарантийными фондами либо к ним, а также любым освобождениям от ответственности, предусмотренной законом, регулирующим их деятельность; ответственности производителей, продавцов или ремонтников транспортных средств и, наконец, ответственности собственников или других лиц за содержание дороги, открытой для движения, или за безопасность ее пользователей. Пожалуй, безупречное качество европейских дорог не вызывает желания привлекать к ответственности их собственников или содержателей. Естественно, могут возникнуть большие сомнения относительно соответствия качества украинских и европейских дорог, однако, как говорится, после боя руками не машут.

Исключения из догмы

В случаях, если к происшествию причастно только одно транспортное средство и оно зарегистрировано в другом государстве, то применяется внутреннее право государства регистрации для определения ответственности относительно:

— водителя или любого другого лица, которому принадлежит контроль над транспортным средством или имущественное право на него, независимо от места жительства;

— пострадавшего, являющегося пассажиром, постоянное место жительство которого находится в ином государстве, нежели то, где произошло ДТП;

— пострадавшего, находящегося вне транспортного средства на месте происшествия, постоянное место жительства которого находится в государстве регистрации. В случае если есть двое или больше пострадавших, применяемое право определяется отдельно для каждого из них (пункт «a» статьи 4 Конвенции).

Если к происшествию причастны два или больше транспортных средств, положения, изложенные выше, применяются только тогда, когда все транспортные средства зарегистрированы в одном и том же государстве (пункт «b» статьи 4 Конвенции). В случаях если пострадало одно или больше лиц, находящихся вне транспортного средства (транспортных средств), изложенные положения применяются только тогда, когда все эти лица имеют постоянное место жительства в государстве регистрации (пункт «с» статьи 4 Конвенции).

Право государства, где произошло ДТП, с учетом исключений (статьи 4 Конвенции) применяется относительно пассажира, который является пострадавшим, регулирует ответственность за ущерб, нанесенный вещам, перевозившимся в транспортном средстве, принадлежавшим пассажиру или порученным ему.

Ответственность за ущерб, нанесенный вещам вне транспортного средства, регулируется внутренним правом государства, где произошло ДТП, или правом государства регистрации с учетом статьи 4 Конвенции.

Право постоянной стоянки

Право какого государства необходимо применять, если транспортное средство не зарегистрировано? Ответ на этот вопрос Конвенция дает в статье 6: к транспортным средствам, не зарегистрированным либо зарегистрированным в нескольких государствах, вместо права государства регистрации применяется право государства постоянной стоянки. Это положение также применяется тогда, когда ни собственник, ни лицо, имеющее контроль над транспортным средством, ни водитель не имеют постоянного места жительства в государстве регистрации на момент происшествия.

Независимо от применяемого права во время определения ответственности учитываются нормы, касающиеся контроля и безопасности дорожного движения, действующие в месте и на момент происшествия.

Отметим, что применяемое право определяет: основания и объем ответственности; основания для освобождения от ответственности, любого ограничения ответственности и любого распределения ответственности; наличие и виды ущерба или убытков, подлежащих возмещению; виды и объем убытков; возможность перехода права на возмещение; лиц, которым нанесен ущерб и которые могут требовать его возмещения от своего имени; ответственность доверителя за действия своего агента или работодателя за действия своего работника; сроки давности (в том числе нормы относительно начала сроков исковой давности, прерывания и остановки этих сроков).

В применении любого права (применяемого в соответствии с Конвенцией) может быть отказано, если оно противоречит общественному порядку (­ordre public).

Действие положений Конвенции не зависит от каких-либо требований взаимности, и они не теряют своей силы, даже если применяемое право не является правом государства, присоединившегося к договору. Государство, имеющее унифицированную правовую систему, не обязано применять Конвенцию к ДТП, которые происходят на его территории и к которым причастны только транспортные средства, зарегистрированные в территориальных единицах этого государства.

Присоединение к международной Конвенции способствует гармонизации национального законодательства с мировыми и европейскими нормами, предоставляет возможность эффективно и унифицированно разрешать вопросы применения к лицам, причастным или пострадавшим в ДТП, и их имуществу общих положений права относительно гражданской внедоговорной ответственности и помогает избежать коллизий, возникающих при решении вопросов применения этого права.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Актуальный документ

Документы и аналитика

Мировое соглашение в суде

Акцент

Дешевле заплатить дороже?

Государство и юристы

Новости законотворчества

О правилах обращения к суду

Государство и юристы

Амнистия на широкую ногу

Государство и юристы

Новости законотворчества

Президент применил право вето к пяти законам

Подписан закон о нацкомиссиях

Государство и юристы

Оклад на выживание

Деловая практика

Не свой страх и риск

Документы и аналитика

Мое авто — мое государство

Договору не дали пожизненное

Книжная полка

Процессуальный комментарий

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании отменят запрет на копирование с CD и DVD

Неделя права

Обещать — не значит...

Оптимизация вузов МВД

Куда идти за лицензией

Неделя права

Новости из-за рубежа

Покер впервые признан «игрой мастерства» во Франции

В США разрешили патентовать отдельные гены человека

Неделя права

Максимальная ставка

Новости из зала суда

Судебная практика

Судебный процесс над «Без ГМО» продолжается

Суд не удовлетворил иск наследников Марии Примаченко на 9 млн грн

Международный автомобильный перевозчик защитил права в суде

Новости юридических фирм

Частная практика

Salans консультирует Europe Virgin Fund по вопросам приобретения Tissico Limited

ЮФ «Астерс» консультирует VimpelCom относительно выпуска еврооблигаций

ЮФ «АНК» защитила интересы владельца теплохода Baltic Chief I

Integrites выступила юрсоветником Astellas Pharma Europe B.V.

Юристы ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» приняли участие в подготовке справочника «Attachment of Assets»

Clifford Chance консультирует Сбербанк России относительно предоставления кредита «Укравтодору»

ЮФ «Саенко Харенко» — юрсоветник в связи с выпуском еврооблигаций «Агротон»

Отрасли практики

В поисках арбитражной оговорки

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

«Дело Корнийчука»: каков ущерб?

Решения недели

Судебная практика

Участие в собрании

Возмещение ущерба при ДТП

Контрафактная продукция

Самое важное

Роковое опоздание

Земельная систематизация

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах раздела жилья

Об обжаловании определения об отказе в выдаче дубликата исполнительного листа

Судебная практика

Неморальные услуги

Борьба за рингом

Тема номера

От недвижимости до жилья

Операция «Централизация»

Частная практика

«А» и «П» сидели на трубе

ISO неплохо смотрится

Юридический форум

Рекламное мастерство

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: