(Окончание. Начало в № 47 (257) «ЮП»)
Обездвиженные ценные бумаги могут быть материализованы, то есть переведены обратно в документарную форму. Пунктом 10.1 раздела 10 Положения о депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине, утвержденного Решением ГКЦБФР № 61 от 26 мая 1998 года (с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что перевод в документарную форму обездвиженных ценных бумаг, выпуск которых зарегистрирован в документарной форме, осуществляется хранителем, у которого на счете владельца учитываются определенные ценные бумаги. Хранитель осуществляет материализацию ценных бумаг по письменному распоряжению владельца счета в ценных бумагах о материализации ценных бумаг. Учет прав собственности материализованных ценных бумаг осуществляется в системе реестра их эмитента. То есть в реестре владельцев именных ценных бумаг эмитента вместо хранителя как номинального держателя появляется владелец ценных бумаг, которые материализованы.
Таким образом, обездвиживать или не обездвиживать ценные бумаги, выпущенные ЗАО в документарной форме, — это личное дело владельца, за исключением владельца ценных бумаг — нерезидента. В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Положения об учете прав собственности нерезидентов на ценные бумаги украинских эмитентов, утвержденного Решением ГКЦБФР № 138 от 20 апреля 2001 года, «учет прав собственности нерезидентов на ценные бумаги украинских эмитентов, обращение которых осуществляется на территории Украины, имеют право проводить исключительно хранители, которые являются клиентами депозитария».
Автором статьи «ЗАО отчитываются по новым правилам» при рассмотрении «некоторых особенностей» Решения ГКЦБФР № 88 от 14 марта 2002 года было отмечено, что «отныне», то есть после выхода указанного Решения, «ЗАО необходимо строго соблюдать процедуру уведомления акционеров о готовящемся собрании, а также в обязательном порядке выносить на рассмотрение общего собрания вопросы о порядке распределения прибыли, сроках и порядке выплаты дивидендов, порядке покрытия убытков». А разве до выхода этого Решения на ЗАО не распространялись требования статьи 43 Закона Украины «О хозяйственных обществах», в соответствии с которой: «О проведении общего собрания акционеров держатели именных акций уведомляются персонально предусмотренным уставом способом. Кроме этого, общее уведомление печатается в одном из официальных изданий Верховного Совета Украины, Кабинета Министров Украины или Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку…»? Или, может быть, статья 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», которая к исключительной компетенции общего собрания акционеров относит «утверждение годовых результатов деятельности акционерного общества, …порядка распределения прибыли, срока и порядка выплаты части прибыли (дивидендов), определение порядка покрытия убытков», до выхода вышеупомянутого Решения не распространялась на закрытые акционерные общества?
Выполнение требований, установленных Законом Украины «О хозяйственных обществах», обязательно как для открытых, так и для закрытых акционерных обществ. Единственное, что отличает ОАО от ЗАО, является то, что акции ОАО могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на бирже, а акции ЗАО распределяются среди учредителей и не могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на бирже.
Что касается «законности предписаний к ЗАО по поводу годовой отчетности в бумажной форме, которая формируется только как печатная копия электронного годового отчета», то, в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине», ГКЦБФР, выполняя одну из поставленных перед ней вышеуказанным Законом задач, «устанавливает порядок составления отчетности участников рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством Украины». Статья 1 вышеназванного Закона относит к участникам рынка ценных бумаг и эмитентов, которыми являются и ЗАО.
Посылка верная, но вывод …
Действительно, действующее законодательство не требует, чтобы все эмитенты («например, эмитенты векселей») представляли отчет в территориальные управления ГКЦБФР, поскольку законодательством определен не только особый порядок выпуска и обращения конкретных ценных бумаг, но и источники, из которых выплачивается (или не выплачивается) доход по конкретным ценным бумагам. Так, статьей 9 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» предусмотрено, что дивиденды по акциям выплачиваются за счет прибыли, которая остается в распоряжении акционерного общества после уплаты установленных законодательством налогов, других платежей в бюджет и процентов за банковский кредит. Статья 13 вышеназванного Закона определяет, что по облигациям предприятий доход выплачивается за счет средств, которые остаются после расчетов с бюджетом и уплаты других обязательных платежей.
Доход по акциям и облигациям предприятий напрямую зависит от результатов хозяйственной деятельности эмитентов, выпустивших указанные ценные бумаги, и как владельцы акций и облигаций предприятий, так и потенциальные покупатели таких ценных бумаг должны знать о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятий-эмитентов. ЗАО, как и другие эмитенты акций и облигаций предприятий, должны выполнять требования, предусмотренные статьей 24 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», а именно: «Эмитент обязан не менее одного раза в год информировать общественность о своем хозяйственно-финансовом состоянии и результатах деятельности. Годовой отчет публикуется не позднее девяти месяцев года, следующего за отчетным, и направляется держателям именных акций и регистрирующему органу».
Статьей 4 Закона Украины «Об обращении векселей на Украине» предусмотрено, что «выдавать переводные и простые векселя можно только для оформления денежного долга за фактически поставленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги». Так нужно ли всем эмитентам («например, эмитентам векселей») предоставлять годовые отчеты в территориальные управления ГКЦБФР? Нет, не нужно, поскольку вексель как ценная бумага используется как средство платежа за фактически поставленные товары и услуги и, в соответствии с пунктом 2.8 раздела 2 Положения о депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине, утвержденного Решением ГКЦБФР № 61 от 26 мая 1998 года, не обслуживается Национальной депозитарной системой.
Автор вышеупомянутой статьи отмечает, что деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг признается посреднической, если осуществляется торговцами ценных бумаг, и что в таком случае указанная деятельность является профессиональной на рынке ценных бумаг. Из этого делается вывод, что действующее законодательство не требует, чтобы все эмитенты («например, эмитенты векселей») предоставляли отчеты в территориальные управления ГКЦБФР. Но при этом автор статьи не учел, что, в соответствии со статьями 26, 27 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, осуществляемая торговцами при наличии лицензии, является исключительным видом деятельности, что, в соответствии с действующим законодательством, выступает как критерий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Торговцы, если они созданы как юридические лица в форме акционерного общества, подают в ГКЦБФР отчетность и как профессиональные участники рынка ценных бумаг, и как эмитенты акций, в соответствии с Решением ГКЦБФР № 88 от 14 марта 2002 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…