Субъект получения взятки — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (258) » Субъект получения взятки

Субъект получения взятки

Рубрика Тема номера

Согласно аналитической справке США, подготовленной в 1999 году к экономическому форуму в Давосе, Украина входит в число стран, имеющих наибольший уровень взяточничества. Верховный Совет Украины в своем Постановлении № 1148-XIV от 12 октября 1999 года сделал неутешительное заключение о том, что для подобной оценки состояния дел на Украине имеются все основания.

Следует заметить, что в странах, переживающих переходный период становления экономики, при общем обнищании населения и развале промышленного комплекса происходит так называемое «укрепление» государственного аппарата, которое выражается либо в создании новых (дополнительных) управленческих структур в виде управлений, главков, департаментов (региональных, отраслевых и т.д.), либо в наделении уже существующих аппаратов управления дополнительными функциями, расширяющими их полномочия. Такие меры, как правило, ведут к увеличению штатной численности управленческих структур и разработке новых инструкций, правил, положений и т.д. Таким образом, у многочисленной армии чиновников появляется реальная возможность специально (по своему усмотрению) регулировать (ускорять, задерживать) процесс всевозможных рассмотрений, согласований, утверждений и проверок, что приводит к росту злоупотреблений и взяточничества.

Для правильной квалификации и рассмотрения дел о взяточничестве очень важно правильно определить субъект данного вида преступлений. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства). При решении вопроса, является ли должностным то или иное лицо, следует руководствоваться тем, что к данной категории относятся следующие лица. Во-первых, это лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителя власти. К указанной категории относятся работники государственных органов и их аппаратов, наделенные правом в пределах своей компетенции устанавливать требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Во-вторых, это лица, занимающие постоянно или временно на предприятии, в учреждении, организации, независимо от формы собственности, должности, связанные с организационно-распорядительными, административно-хозяйственными обязанностями, или которые исполняют такие обязанности на основании специальных полномочий.

К организационно-распорядительным относятся обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Эти функции исполняют руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений, организаций, их заместители, а также лица, которые руководят участками работ (мастера, бригадиры). Административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным либо частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, в том числе обеспечение контроля за этими операциями). Такие обязанности в том или ином объеме возложены на начальников планово-хозяйственных, финансовых отделов и служб, заведующих складами предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров.

Лицо считается должностным не только в случае осуществления соответствующих функций или исполнения обязанностей постоянно, но и тогда, когда это делается временно или на основании специального полномочия при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным должностным лицом. Работники предприятий, учреждений и организаций, которые выполняют профессиональные (адвокат, врач, преподаватель), производственные (водитель) или технические (машинистка, охранник) функции, могут считаться должностными лицами при условии, что вместе с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (Постановление Пленума Верховного Суда Украины № 5 от 26 апреля 2002 года «О судебной практике в делах о взяточничестве»).

Одним из квалифицирующих признаков, свидетельствующих о повышенной общественной опасности указанного вида преступлений, является ответственное либо особо ответственное положение должностного лица. К подобной категории относятся лица, указанные в пункте 1 Примечаний к статье 364 Уголовного кодекса Украины, которые, согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе», отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категориям, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц. К должностным лицам органов местного самоуправления относятся лица, которые работают в органах местного самоуправления, имеют соответствующие должностные полномочия для совершения организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получают заработную плату за счет местного бюджета (статья 2 Закона Украины № 2493-III от 7 июня 2001 года «О службе в органах местного самоуправления»). К указанной категории не относятся технические работники и обслуживающий персонал органов местного самоуправления.

Особо ответственное положение занимают должностные лица, указанные в части 1 статьи 9 Закона Украины «О государственной службе». К ним относятся Президент Украины, Председатель Верховного Совета Украины и его заместители, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Украины и их заместители, народные депутаты Украины, Премьер-министр Украины, члены Кабинета Министров Украины, Председатель и члены Конституционного Суда Украины, Председатель и судьи Верховного Суда Украины, Председатель и арбитры Высшего арбитражного суда Украины, Генеральный прокурор Украины и его заместители, а также лица, должности которых, в соответствии со статьей 25 этого же Закона, отнесены к первой и второй категориям. Приведенный перечень категорий должностных лиц, относящихся к занимающим ответственное и особо ответственное положение, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит (Постановление Пленума Верховного Суда Украины № 5 от 26 апреля 2002 года «О судебной практике в делах о взяточничестве»).

Показательным в этом плане является определение Судебной коллегии по уголовным дела Верховного Суда Украины от 25 июля 2000 года по обвинению гр-на К.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Минюст — ГСА: смена «вывески»?

Государственная практика

Представительские функции

Ликвидация спецподразделений МВД: необходимость или прихоть?

Деловая практика

Дополнительный выпуск акций ОАО

Законодательная практика

Нужен ли нашей стране УБОП?

Зарубежная практика

Судью уличили в курении марихуаны

Участие в рекламе табака не для молодых

В России принят новый ГПК

Государственные органы регистрируются бесплатно

Пять миллиардов рублей вывезены за рубеж

Неделя права

Премия им. Ярослава Мудрого

Арбитражным судам 80 лет

Изучаем Семейный кодекс

2,5 млн евро на обучение украинских юристов

Бизнесмену станет легче?

Новости профессии

Действия Львовской ГНА законны

Маляренко против дискриминации судов

Съезд судей допустил ошибку

Апелляционный суд поддержал Сергея Кивалова

Прецеденты

Признание решения налоговой инспекции недействительным (кассация)

Признание решения налоговой инспекции недействительным (кассация)

Признание решения налоговой инспекции недействительным (апелляция)

Судебная практика

ТНК потеряет 13 миллионов гривен?

«Расплата» за электроэнергию

Тема номера

Субъект получения взятки

Борьба с коррупцией велась во все времена

Должностные преступления: кто будет отвечать?

Частная практика

«Шевченко, Дидковский и Партнеры» – спонсор престижного конкурса

«Салком» готовит реферативный обзор

«ТЕКТ-Реал» представляет ИК «КИНТО»

Адвокатское объединение — не хозяйственная организация

Юридический форум

Регистрация выпуска акций ЗАО

Гармонизация частного права

Верховенство права: утопия или реальность?

Інші новини

PRAVO.UA