Согласно аналитической справке США, подготовленной в 1999 году к экономическому форуму в Давосе, Украина входит в число стран, имеющих наибольший уровень взяточничества. Верховный Совет Украины в своем Постановлении № 1148-XIV от 12 октября 1999 года сделал неутешительное заключение о том, что для подобной оценки состояния дел на Украине имеются все основания.
Следует заметить, что в странах, переживающих переходный период становления экономики, при общем обнищании населения и развале промышленного комплекса происходит так называемое «укрепление» государственного аппарата, которое выражается либо в создании новых (дополнительных) управленческих структур в виде управлений, главков, департаментов (региональных, отраслевых и т.д.), либо в наделении уже существующих аппаратов управления дополнительными функциями, расширяющими их полномочия. Такие меры, как правило, ведут к увеличению штатной численности управленческих структур и разработке новых инструкций, правил, положений и т.д. Таким образом, у многочисленной армии чиновников появляется реальная возможность специально (по своему усмотрению) регулировать (ускорять, задерживать) процесс всевозможных рассмотрений, согласований, утверждений и проверок, что приводит к росту злоупотреблений и взяточничества.
Для правильной квалификации и рассмотрения дел о взяточничестве очень важно правильно определить субъект данного вида преступлений. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства). При решении вопроса, является ли должностным то или иное лицо, следует руководствоваться тем, что к данной категории относятся следующие лица. Во-первых, это лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителя власти. К указанной категории относятся работники государственных органов и их аппаратов, наделенные правом в пределах своей компетенции устанавливать требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Во-вторых, это лица, занимающие постоянно или временно на предприятии, в учреждении, организации, независимо от формы собственности, должности, связанные с организационно-распорядительными, административно-хозяйственными обязанностями, или которые исполняют такие обязанности на основании специальных полномочий.
К организационно-распорядительным относятся обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Эти функции исполняют руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений, организаций, их заместители, а также лица, которые руководят участками работ (мастера, бригадиры). Административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным либо частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, в том числе обеспечение контроля за этими операциями). Такие обязанности в том или ином объеме возложены на начальников планово-хозяйственных, финансовых отделов и служб, заведующих складами предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров.
Лицо считается должностным не только в случае осуществления соответствующих функций или исполнения обязанностей постоянно, но и тогда, когда это делается временно или на основании специального полномочия при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным должностным лицом. Работники предприятий, учреждений и организаций, которые выполняют профессиональные (адвокат, врач, преподаватель), производственные (водитель) или технические (машинистка, охранник) функции, могут считаться должностными лицами при условии, что вместе с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (Постановление Пленума Верховного Суда Украины № 5 от 26 апреля 2002 года «О судебной практике в делах о взяточничестве»).
Одним из квалифицирующих признаков, свидетельствующих о повышенной общественной опасности указанного вида преступлений, является ответственное либо особо ответственное положение должностного лица. К подобной категории относятся лица, указанные в пункте 1 Примечаний к статье 364 Уголовного кодекса Украины, которые, согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе», отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категориям, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц. К должностным лицам органов местного самоуправления относятся лица, которые работают в органах местного самоуправления, имеют соответствующие должностные полномочия для совершения организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получают заработную плату за счет местного бюджета (статья 2 Закона Украины № 2493-III от 7 июня 2001 года «О службе в органах местного самоуправления»). К указанной категории не относятся технические работники и обслуживающий персонал органов местного самоуправления.
Особо ответственное положение занимают должностные лица, указанные в части 1 статьи 9 Закона Украины «О государственной службе». К ним относятся Президент Украины, Председатель Верховного Совета Украины и его заместители, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Украины и их заместители, народные депутаты Украины, Премьер-министр Украины, члены Кабинета Министров Украины, Председатель и члены Конституционного Суда Украины, Председатель и судьи Верховного Суда Украины, Председатель и арбитры Высшего арбитражного суда Украины, Генеральный прокурор Украины и его заместители, а также лица, должности которых, в соответствии со статьей 25 этого же Закона, отнесены к первой и второй категориям. Приведенный перечень категорий должностных лиц, относящихся к занимающим ответственное и особо ответственное положение, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит (Постановление Пленума Верховного Суда Украины № 5 от 26 апреля 2002 года «О судебной практике в делах о взяточничестве»).
Показательным в этом плане является определение Судебной коллегии по уголовным дела Верховного Суда Украины от 25 июля 2000 года по обвинению гр-на К.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…