Статья 121 Конституции Украины возлагает на органы прокуратуры такую важную функцию, как представительство интересов граждан и государства в судах. Исходя из части 2 указанной статьи, представительство должно осуществляться «в случаях, установленных законом». Однако работники прокуратуры, ученые и судьи не пришли к единому толкованию требований законодательства в указанном контексте. По мнению авторов некоторых публикаций, вмешательство прокурора в процесс разрешения споров должно осуществляться лишь при выявлении им нарушений конституционных прав и свобод гражданина. Если во время проверки прокурор обнаружит нарушение закона, требующее вмешательства, то при наличии соответствующего органа государственного контроля или управления, который имеет право обращаться в суд за защитой прав гражданина, именно этот орган (а не прокурор) должен возбудить производство в суде.
Некоторые ученые высказывают мнение, что прокурора необходимо лишить возможности возбуждать гражданские дела по защите прав других лиц и одновременно расширить его полномочия, связанные с обязательным участием в процессе. Предлагается обязать прокурора в случае необходимости возбуждения дела по защите прав других лиц подавать для соответствующего реагирования представление органам государственной власти и управления, наделенным таким правом. Однако полноценная реализация представительской функции прокуратуры в судах как самостоятельной формы государственной деятельности будет возможна лишь тогда, когда прокурор будет иметь право как возбуждать какое бы то ни было дело в суде, так и принимать участие в рассмотрении любого дела на любой стадии процесса во всех судах, а также когда на него будет возложена обязанность применения всех предусмотренных законом мер по устранению нарушений законности, в том числе и со стороны судебной власти.
Ограничение полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве прежде всего негативно отражается на возможности граждан быть защищенными со стороны государства средствами прокурорского влияния. До настоящего времени в прокуратуру обращаются граждане с заявлениями о защите органами прокуратуры путем представительства их прав при рассмотрении судами гражданских дел о предъявлении исков в их интересах. В соответствии со статьей 361 Закона Украины «О прокуратуре», основанием для представительства в суде интересов гражданина является отсутствие у него возможности из-за физического или материального состояния или по иным уважительным причинам самостоятельно защищать свои нарушенные или оспариваемые права или реализовывать процессуальные полномочия. Четкого определения «иных уважительных причин», ввиду которых гражданин не может самостоятельно защитить свои права в суде, не имеется, в связи с чем встречаются различные толкования именно этого положения законодательства. К сожалению, мнения прокурора и суда по этому вопросу не всегда совпадают.
Прокурор вынужден проводить определенные разграничения между гражданами, интересы которых он может или не может представлять в гражданском судопроизводстве. Кроме того, в течение периода, когда обращение гражданина о внесении апелляционного представления на решение суда будет рассматриваться органами прокуратуры (относительно возможности органов прокуратуры вступить в дело), может истечь срок, предусмотренный законом для апелляционного обжалования принятых судом решений. Это касается и решений хозяйственных судов.
На мой взгляд, прокуратура как государственный орган не должна стоять в стороне в таком важном деле, как защита прав и законных интересов граждан.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…