Ликвидация спецподразделений МВД: необходимость или прихоть? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (258) » Ликвидация спецподразделений МВД: необходимость или прихоть?

Ликвидация спецподразделений МВД: необходимость или прихоть?

В октябре с.г. группа народных депутатов Украины внесла на рассмотрение Верховного Совета Украины проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью упорядочения системы органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью». Основной целью законопроекта является ликвидация специальных подразделений Министерства внутренних дел Украины по борьбе с организованной преступностью. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в законы Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью».

Необходимость ликвидации специальных подразделений МВД Украины по борьбе с организованной преступностью субъекты законодательной инициативы объясняют, в частности, тем, что якобы: 1) в данное время на Украине в основном преодолены проявления организованной преступности в виде вымогательства имущества; 2) спецподразделения МВД Украины по борьбе с организованной преступностью оказались неспособными вести борьбу с преступлениями, совершаемыми организованными преступными группировками в экономической и финансовой сферах; 3) сотрудники этих спецподразделений, вместо борьбы с преступностью, стали на путь сотрудничества с преступниками, а часть бывших сотрудников этих подразделений работает в коммерческих структурах или же входит в состав преступных группировок.

Законопроектом затронуты очень важные вопросы, касающиеся борьбы с организованной преступностью. Тем не менее, существуют сомнения, что имеющиеся проблемы в этой сфере следует решать именно таким образом. Эти сомнения основаны на следующем. Во-первых, предложения, содержащиеся в законопроекте, не вытекают из материалов объективного и всестороннего исследования проблемы, в том числе из результатов научных исследований и статистических данных, в частности: о количестве раскрытых указанными подразделениями МВД преступлений, совершенных организованными преступными объединениями, а также для сравнения — аналогичными подразделениями Службы безопасности Украины; о количестве сотрудников спецподразделений, погибших или получивших ранения при исполнении своих служебных обязанностей и т.д.

Во-вторых, ошибочным является мнение о том, что вся совокупность организованной преступной деятельности сводится к вымогательству. На самом деле организованными группами и преступными организациями совершаются и многие другие преступления. Следует упомянуть, что лишь полтора года назад народными депутатами Украины был принят новый Уголовный кодекс, в котором такой квалифицирующий признак, как совершение преступления организованной группой включен в 39 (!) различных составов преступлений, среди которых столь распространенные, как кража, грабеж, разбой, мошенничество, торговля людьми и др. А к преступным организациям, кроме банды и террористической организации, отнесены любые устойчивые иерархические объединения трех и более лиц, члены либо структурные части которых организовались для совместной деятельности с целью совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

В-третьих, даже при условии ликвидации специальных подразделений задача по борьбе с преступностью в ее организованных формах с органов МВД не снимается. Предложения законопроекта сводятся к ликвидации самостоятельных специализированных подразделений МВД вертикального подчинения и распылению их специалистов по другим существующим подразделениям органов МВД. Но специализация в том или ином виде деятельности всегда более эффективна, чем ее отсутствие. Следует также иметь в виду и явные преимущества организационной формы подразделений с вертикальным подчинением, что позволяет им быть реально независимыми от влияния местных органов государственной власти, а потому действовать максимально объективно, беспристрастно и результативно. Такие условия деятельности специальных правоохранительных подразделений чрезвычайно важны.

В-четвертых, нельзя согласиться с тем, что судьба спецподразделений может ставиться в зависимость от того, каким образом их сотрудники после увольнения из системы МВД реализуют свое конституционное право на свободный выбор занятий: перешли ли они на работу в коммерческие структуры либо приняли какое-либо другое решение. Другое дело, что в законе необходимо предусмотреть для бывших сотрудников отдельных органов и служб МВД Украины (как, впрочем, и для бывших сотрудников других ведомств) запрет в течение 2-3 лет переходить на работу на те предприятия, в учреждения и организации, за деятельностью которых в период службы они осуществляли контроль в любых формах. Это в определенной мере способствовало бы снижению уровня коррупционных проявлений в органах и службах МВД.

Наконец, следует сказать и о том, что в законопроекте не ставится вопрос о ликвидации аналогичных специальных подразделений Службы безопасности Украины. Тем самым как бы подчеркивается, что: 1) спецподразделения СБУ, в отличие от спецподразделений МВД Украины, признаются вполне способными не только вести борьбу с преступлениями в экономической и финансовой сферах, но и полностью заменить собой ликвидируемые, согласно законопроекту, спецподразделения МВД; 2) сотрудники спецподразделений СБУ никогда не становятся на путь сотрудничества с преступниками; 3) их бывшие сотрудники не входят в состав преступных группировок и после увольнения из органов СБУ не занимаются коммерческой деятельностью. На самом деле данные положения вряд ли обладают полной неопровержимостью. Отсюда можно сделать и другой вывод — о том, что руководство МВД Украины, в отличие от руководства СБУ, не уделяет надлежащего внимания кадровому, материально-техническому и научно-методическому обеспечению работы спецподразделений, деятельности подразделений внутренней безопасности. При надлежащем выполнении этих обязанностей спецподразделения МВД могли бы работать так же эффективно, как и спецподразделения СБУ, и вопрос об их ликвидации не ставился бы.

Таким образом, вопрос из области чисто юридической переходит в область политическую (политика борьбы с преступностью), организационную и финансовую. Последнее особенно важно: ведь лучшего стимула для эффективной работы, чем финансовый, пока не придумано. Если налогоплательщики (в лице их властных представителей) не хотят финансировать органы по борьбе с преступностью, преступность грозит стать их постоянным и алчным иждивенцем.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Минюст — ГСА: смена «вывески»?

Государственная практика

Представительские функции

Ликвидация спецподразделений МВД: необходимость или прихоть?

Деловая практика

Дополнительный выпуск акций ОАО

Законодательная практика

Нужен ли нашей стране УБОП?

Зарубежная практика

Судью уличили в курении марихуаны

Участие в рекламе табака не для молодых

В России принят новый ГПК

Государственные органы регистрируются бесплатно

Пять миллиардов рублей вывезены за рубеж

Неделя права

Премия им. Ярослава Мудрого

Арбитражным судам 80 лет

Изучаем Семейный кодекс

2,5 млн евро на обучение украинских юристов

Бизнесмену станет легче?

Новости профессии

Действия Львовской ГНА законны

Маляренко против дискриминации судов

Съезд судей допустил ошибку

Апелляционный суд поддержал Сергея Кивалова

Прецеденты

Признание решения налоговой инспекции недействительным (кассация)

Признание решения налоговой инспекции недействительным (кассация)

Признание решения налоговой инспекции недействительным (апелляция)

Судебная практика

ТНК потеряет 13 миллионов гривен?

«Расплата» за электроэнергию

Тема номера

Субъект получения взятки

Борьба с коррупцией велась во все времена

Должностные преступления: кто будет отвечать?

Частная практика

«Шевченко, Дидковский и Партнеры» – спонсор престижного конкурса

«Салком» готовит реферативный обзор

«ТЕКТ-Реал» представляет ИК «КИНТО»

Адвокатское объединение — не хозяйственная организация

Юридический форум

Регистрация выпуска акций ЗАО

Гармонизация частного права

Верховенство права: утопия или реальность?

Інші новини

PRAVO.UA