Управлением МВД Украины в Волынской области внимательно проанализированы проект Закона Украины № 2318 от 17 октября 2002 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью упорядочения системы органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью» и пояснительная записка к нему, вынесенные на рассмотрение Верховного Совета Украины народным депутатом Юрием Артеменко.
Вывод по результатам изучения указанных документов единственный: проект Закона является антисоциальным и направлен не на обеспечение правопорядка в государстве, а на свертывание противодействия организованной преступности и коррупции или на ее лоббирование. Почти ни одно из обоснований целесообразности принятия законопроекта, изложенных в пояснительной записке к нему, не выдерживает элементарной критики. В частности, как непреложный факт утверждается, что произошла полная трансформация организованной преступности из общекриминальной в экономическую, что лишь частично соответствует действительности. Действительно, тенденция к такой трансформации наблюдается. Однако криминогенная ситуация свидетельствует о том, что совершение корыстно-насильственных преступлений, прежде всего убийств, в том числе по заказу, разбойных нападений, незаконных завладений автомобилями, остается и еще долго будет оставаться одним из основных направлений противоправной деятельности организованных преступных сообществ.
Вот несколько примеров из практической деятельности УБОП УМВД Украины в Волынской области. В минувшем году этим Управлением разоблачены в совершении 5 -ти убийств, в том числе 4-х по заказу, вымогательств, поджогов, незаконном хранении наркотиков и оружия 14 членов устойчивой преступной группировки, лидером которой являлся известный в области преступный «авторитет» Стукан. Члены банды осуждены на 5–15 лет лишения свободы. В апреле с.г. УБОП обезврежена преступная группировка «К» в составе 8-ми лиц, на счету которой свыше 30-ти преступлений, среди которых убийство офицера милиции (кстати, сотрудника подразделения по борьбе с организованной преступностью), разбои с применением огнестрельного оружия, кражи автомобилей с целью дальнейшего возвращения за выкуп, незаконное хранение оружия и т.п. Действия преступников квалифицированы досудебным следствием по части 1 статьи 255 (создание преступной организации) и статье 257 (бандитизм) Уголовного кодекса Украины.
Не соответствует действительности вывод, изложенный в пояснительной записке, относительно преодоления рэкета. В данное время он перешел в другую стадию своего развития. Прежде вымогательство, или рэкет, было на виду и на слуху, так как сопровождалось чуть ли не публичными расправами, побоями и поджогами. На данном этапе это преступление совершается более «цивилизованно» и «тихо» — подходят к бизнесмену «ребята», ничем не грозят, никаких насильственных действий не совершают и предлагают платить за то, что они хотят уберечь его от подобных случаев, и тот платит.
Безосновательны обвинения в адрес УБОП в выявлении и раскрытии преступлений, которые якобы не относятся к их компетенции. В самом деле иногда спецподразделения раскрывают преступления, которыми могла бы заниматься криминальная милиция. Однако УБОП входят в систему органов внутренних дел, а потому непонятно, как они, противодействуя преступной среде, которая не делится на организованную или какую-то другую, могут не замечать и не раскрывать другие, прежде всего особо тяжкие и резонансные преступления? Если исходить из логики пояснительной записки к законопроекту, то каждое подразделение МВД должно выявлять и раскрывать только те преступления, которые входят в его компетенцию, а на другие закрывать глаза.
А потому содержание указанной пояснительной записки противоречит действующему законодательству, так как основной задачей органов внутренних дел, в структуру которых входят подразделения по борьбе с организованной преступностью, является предотвращение, выявление и раскрытие преступлений (статья 2 Закона Украины «О милиции»). В то же время в борьбе с организованной преступностью должны принимать участие не только специальные, но и другие подразделения МВД (статья 5 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»). Можно согласиться с выводом пояснительной записки о том, что в последнее время организованная преступность проникает в приоритетные сферы экономики и при этом наносит значительный материальный ущерб государству, юридическим и физическим лицам. Вместе с тем надуманной можно назвать сентенцию о том, что УБОПы не имеют результатов работы в этих направлениях. Так, в текущем году в результате проведения УБОП УМВД в Волынской области соответствующих мероприятий возбуждено 9 уголовных дел относительно членов преступной группировки, в которую также входили работники, в том числе из числа руководителей, УПМ ГНА в Волынской области, таможенных органов, исполнительной службы и советов районного уровня, которые, злоупотребляя должностным положением, подделывали документы и выносили противоправные решения, чем оказывали содействие незаконной легализации ввезенных из-за границы автомобилей. Выявлено 16 совершенных указанными лицами преступлений, которыми государству причинен вред в размере 4 млн долларов США и 1 млн 150 тыс. грн.
По материалам УБОП возбуждено уголовное дело относительно должностных лиц одного из стратегически важных предприятий области, которые совершили покушение на присвоение государственных средств в сумме 441,1 тыс. грн, нанесли государству ущерб на сумму 2 млн 125,9 тыс. грн, а также безосновательно не выплатили заработную плату работникам предприятия в сумме 47,8 тыс. грн.
В пояснительной записке почему-то умалчивается о деятельности в государстве нового преступного конгломерата, который образовался вследствие сращения организованных преступных группировок с «теневым» бизнесом и коррумпированными должностными лицами органов государственной власти и управления. Не видеть или не признавать это сегодня — значит объективно оказывать содействие распространению указанного явления, что угрожает не только отдельным гражданам, а в первую очередь национальной безопасности нашего государства. Однако, судя по представленному депутатом Ю. Артеменко законопроекту, с этим злом вообще бороться не нужно. Очень похоже на недавние мифические «многочисленные просьбы трудящихся» упоминание в пояснительной записке «многочисленных свидетельств предпринимателей и обращений граждан» о том, что УБОПы перестали бороться с организованной преступностью, а перешли на службу к ней. Конечно, УБОПам, как и каждому органу и службе МВД, присущи проблемы отбора и воспитания кадров. Логически размышляя над такими выводами, можно смело вносить предложения о ликвидации подразделений уголовного розыска, ГАИ, службы по борьбе с экономической преступностью и других, ведь, чего греха таить, и их отдельные сотрудники допускают правонарушения, причем не менее резонансные, чем работники УБОП.
Непонятным представляется определение, что сама система УБОП привела к тому, что его сотрудники поставлены в рамки, не позволяющие исполнять им свои обязанности. При чем здесь система УБОПов, ведь она такая же, как, скажем, в ГАИ, но никто же не ставит вопрос о ликвидации последней. Фактически каждый сотрудник спецподразделения на вопрос о том, что ему мешает работать, ответит: неопределенность действующего законодательства, когда один закон противоречит другому; отсутствие законов «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с легализацией (отмыванием) средств, добытых преступным путем»; отсутствие надлежащего материально-технического и финансового обеспечения борьбы с организованной преступностью и т.п.
Относительно целей и задач принятия проекта Закона, внесенного народным депутатом Ю. Артеменко, то их, исходя из проведенного анализа, лишь две: ликвидация фактически единственного органа, который непосредственно осуществляет борьбу с организованной преступностью, то есть Управлений по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, и свертывание борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Ликвидируя УБОПы, законопроект предлагает возложить борьбу с организованной преступностью и ответственность за это на спецподразделения СБУ. Однако перед СБУ стоят иные задачи, ее подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью немногочисленны, а потому не влияют и не могут существенно влиять на криминогенную обстановку. Служба безопасности ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не будет выявлять и раскрывать те преступления и коррупционные действия, которыми занимались УБОПы, так как это не относится к ее задачам и функциям. Кроме этого, в СБУ некому заниматься указанными преступлениями, так как в ее структурах отсутствуют специалисты соответствующего профиля.
Упоминание в законопроекте о передаче функций УБОП другим подразделениям МВД — это не что иное, как некорректная декларация якобы оптимизации борьбы с организованной преступностью. Указанные подразделения не являются субъектами Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» и не могут использовать определенные для них права; не предусмотрено это и в проекте вышеуказанного Закона. Более того, подразделения криминальной милиции в силу специфики своей деятельности не могут в полной мере обеспечить противодействие организованной преступности и коррупции — перед ними стоят несколько иные задачи.
Вызывает сомнение утверждение народного депутата Ю. Артеменко о том, что реализация законопроекта не требует дополнительных затрат и даже, наоборот, высвобождает средства, которые можно будет направить для улучшения финансирования других подразделений МВД. Действительно, на первый взгляд, это будто бы так. Однако средства, которые выделяются на борьбу с организованной преступностью, настолько незначительны, что их выделение на потребности других подразделений финансового обеспечения органов внутренних дел фактически не улучшит. Другая существенная проблема — как быть с сотрудниками УБОПов? Часть из них, возможно, действительно перейдет на имеющиеся вакантные должности в другие органы и подразделения. Однако значительное число сотрудников спецподразделений придется сократить, а это дополнительные бюджетные затраты, причем немалые. А кто подсчитает моральный ущерб, нанесенный сотрудникам этих подразделений, которые будут фактически выброшены на улицу?
Наряду с этим, действующее законодательство Украины относительно борьбы с организованной преступностью действительно требует определенной коррекции. В частности, полностью можно согласиться с народным депутатом Ю. Артеменко в том, что отдельные положения Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» выходят за рамки действующего правового поля, прежде всего относительно наложения ареста на имущество, проведения досмотров, а потому необходимо их привести в соответствие с Конституцией Украины и другими законодательными актами. В нынешней ситуации принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью упорядочения системы органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью» нецелесообразно как с финансовой и социально-экономической, так с внутриполитической и даже внешнеполитической точек зрения.
Юрий АРТЕМЕНКО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект Закона Украины № 2318 от 17 октября 2002 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью упорядочения системы органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью» разработан с целью повышения эффективности борьбы с организованной преступностью, недопущения фактов злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов, неукоснительного соблюдения конституционных прав и свобод граждан Украины при осуществлении правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, а также с целью приведения законодательства, которое регулирует вопросы борьбы с организованной преступностью, в соответствие с положениями Конституции Украины.
Общая характеристика и основные положения проекта Закона. Проектом Закона вносится изменение в Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» (относительно исключения специальных подразделений МВД Украины по борьбе с организованной преступностью из перечня органов, которым разрешено осуществлять оперативно-розыскную деятельность) и ряд изменений и дополнений к Закону Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», которые касаются приведения этого Закона в соответствие с положениями Конституции Украины и оптимизируют систему органов по борьбе с организованной преступностью. В частности, Законом предлагается передать функции УБОП МВД Украины другим подразделениям Министерства внутренних дел, оставив при этом специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины.
Состояние нормативной базы в данной сфере государственного регулирования. Закон Украины «Об организационных основах борьбы с организованной преступностью» был принят еще в 1993 году, значительная часть его положений противоречит нормам Конституции Украины и выходит за рамки правового поля Украины, в частности, в части наложения ареста на имущество предприятий, проведения обыска, порядка задержания граждан.
Финансово-экономическое обоснование. Реализация Закона не требует существенных дополнительных средств, наоборот, вследствие оптимизации системы органов по борьбе с организованной преступностью и коррупцией высвободятся средства, которые можно будет направить для улучшения ситуации с финансированием других подразделений органов внутренних дел.
Прогноз социально-экономических и других последствий принятия Закона. Принятие данного Закона позволит повысить эффективность борьбы с организованной преступностью, даст возможность сэкономить бюджетные средства и направить их на финансирование других органов внутренних дел, улучшит ситуацию с соблюдением конституционных прав и свобод граждан.
АРТЕМЕНКО Юрий — народный депутат Украины
(Печатается в сокращенном варианте, перевод неофициальный)p>
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…