Провокационный запрос — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (972) » Провокационный запрос

Провокационный запрос

В отечественном уголовном законодательстве понятие «провокация» ассоциируется исключительно с коррупционной составляющей. Действующей статьей 370 Уголовного кодекса (УК) Украины установлена ответственность за провокацию подкупа, то есть за действия должностного лица, связанные с подстрекательством к предложению, обещанию или предоставлению неправомерной выгоды или к принятию предложения, обещанию или получению такой выгоды, чтобы потом разоблачить того, кто предлагал, обещал, предоставил неправомерную выгоду или принял предложение, дал обещание или получил такую выгоду. Такие действия наказываются ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет со штрафом от 250 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан. Если же они совершены должностным лицом правоохранительных органов, то наказание более строгое — лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом от 500 до 750 необлагаемых минимумов доходов граждан.

За последние 15 лет (с момента принятия УК Украины) изменения в указанную норму вносились уже много раз, но, похоже, это еще не предел нормотворческому совершенству. Недавно законодатели предложили вообще упразднить статью 370 УК Украины. 15 июля с.г. в последний день работы четвертой сессии Верховного Совета Украины нынешнего созыва в парламенте был зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за провокацию преступления» (№ 4999), которым предлагается не ограничивать ответственность за провокацию исключительно рамками «коррупционного» правонарушения, распространив ее на все преступления, а также устанавливаются обстоятельства, исключающие ответственность и смягчающие наказание за такие действия.

Автор данной законодательной инициативы, народный депутат Юрий Бублик, предлагаемые изменения относительно введения в уголовное законодательство общей нормы «провокация преступления» в пояснительной записке к проекту обосновывает следующим. Во-первых, отмечается, что провокационная деятельность возможна в отношении практически любого умышленного преступления, а не только подкупа. Например, при незаконном обороте оружия и наркотических средств, психотропных веществ, совершении похищений, налоговых преступлений и т.д. Во-вторых, по убеждению инициатора изменений, законодатель неоправданно сузил субъект провокации, ограничив его исключительно должностными лицами. Поэтому проектом № 4999 среди прочего предлагается дополнить раздел VI «Соучастие в преступлении» Общей части УК Украины новой статьей 311 следующего содержания. Провокацией преступления является заведомое создание лицом обстановки, которая вызывает совершение другим лицом преступления или соучастие в нем, с целью его разоблачения, шантажа или причинения иного материального или морального вреда такому лицу. В случае, когда провокация преступления осуществляется путем организации или подстрекательства к преступлению, провокатор подлежит ответственности за соучастие в преступлении в соответствии со статьями 29–31 данного Кодекса. В других случаях провокатор несет уголовную ответственность в соответствии с положениями Особенной части УК Украины, предусматривающими совершение спровоцированным лицом преступления.

Кроме того, статью 31 УК Украины предлагается дополнить новой частью 4, установив, что не признается добровольным отказом организатора или подстрекателя предотвращение совершения преступления или своевременное сообщение ими соответствующим органам государственной власти о преступлении, которое готовится или совершается, если таким образом указанные лица пытались достичь провокационной цели разоблачения другого соучастника или причинения ему материального или морального вреда. Отметим, что, согласно действующему законодательству, в частности части 2 статьи 31 УК Украины, при добровольном отказе организатор, подстрекатель или пособник не подлежат уголовной ответственности, если они предотвратили совершение преступления или своевременно уведомили соответствующие органы государственной власти о преступлении, которое готовится или совершается.

В связи с тем, что в действующем законодательстве отсутствует не только надлежащая юридическая оценка поведения провокатора, а также не учтена специфика провокационного воздействия на лицо, совершающее преступление под влиянием провокационной деятельности, субъект законодательной инициативы ратует за то, чтобы дополнить часть 1 статьи 66 УК Украины новым обстоятельством (пунктом 10), смягчающим наказание, — совершение спровоцированного преступления.

Проектом № 4999 также предлагается предусмотреть, что лицо, которое при выполнении специального задания спровоцировало преступление, не подлежит ответственности. Для этого статья 43 УК Украины дополняется новой частью 4, где прописывается, что не подлежит ответственности лицо, которое при выполнении специального задания спровоцировало преступление, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, «при наличии достаточных оснований полагать, что это преступление будет прекращено соответствующими органами на стадии подготовки или покушения».

Наряду с уже заявленной новацией — предложением об упразднении статьи 370 УК Украины как недостаточного уголовно-правового средства противодействия провокационной деятельности со стороны должностных лиц — законопроектом № 4999 предусматривается дополнить раздел XVIII «Преступления против правосудия» Особенной части Кодекса статьей 3831 «Провокация преступления должностным лицом правоохранительных органов». Устанавливается, что заведомое создание должностным лицом правоохранительных органов обстановки, которая приводит к совершению другим лицом преступления или к соучастию в нем, с целью привлечения такого лица к ответственности, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет со штрафом от 250 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан. Наказание за те же действия, если они повлекли тяжкие последствия, — лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом от 500 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан.

По прогнозам автора данной законодательной инициативы, наличие в законодательстве ответственности за совершение спровоцированных преступлений будет выполнять превентивную и охранную функцию. Это выразится не только в применении наказания к лицу, совершившему преступление, но и в запрете на совершение преступного деяния и угрозе наказания тем, кто может спровоцировать совершение такого деяния.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Частное исполнение

Акцент

По собственному призванию

Государство и юристы

Экспертный вопрос

Контрольная работа

Государство и юристы

Новости законотворчества

Контроль за техосмотром автобусов усилят

Юрисдикцию Минюста могут распространить на экспертов-психиатров

Предлагается дополнить закон о Нацполиции

Государство и юристы

Жертва поступления

Движение на местах

Провокационный запрос

Документы и аналитика

Последствия ведут

Новости из зала суда

Судебная практика

«Маша и Медведь» снова добились компенсации за нарушение авторских прав

Суд стал на сторону «Ощадбанка» в споре с «Брокбизнесбанком»

Новости юридических фирм

Частная практика

Pavlenko Legal Group представила интересы авиакомпании Malaysia Airlines

ЮФ Redcliffe Partners — юрсоветник в связи с изменением условий кредитования Kernel

ЮФ Kinstellar выступила советником Arkema по приобретению Den Braven

МЮФ Integrites защитила интересы DHL в хозяйственном споре

CMS консультировала Альфа-Банк в связи с реструктуризацией финансирования БЦ «Торонто-Киев»

Отрасли практики

Разрешите вопрос

Климат-контроль

Отступ отсрочки

Рабочий график

Карпатский тур

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Репортаж

PRная стойка

Решения недели

Судебная практика

Лишние — нелишнее

Судью — на увольнение

Устранение нарушения

Самое важное

Осмыслить и поймать

Промежуточные измерения

Предварительный налог

В Комиссию не жаловаться

Судебная практика

Кто кого

Судебная практика

Судебные решения

В каком случае страховая компания не может взыскать возмещение в порядке регресса

Судебная практика

Ограничить применение залога

Семь потом сошло

Суд сам разберется

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания публичных торгов недействительными

Таможенные органы должны истребовать лишь необходимые документы

Иски к филиалам банков могут предъявляться по их местонахождению

Судебная практика

Передельная ясность

Тема номера

Дисциплинарное искание

ВАС ждут

Частная практика

Выходная партия

Інші новини

PRAVO.UA