Франчайзинг — это способ продвижения и сбыта своих товаров и услуг. Мартин Мендельсон, автор «Руководства по франчайзингу», считает, что успех франчайзинга обусловлен двумя факторами. Первый — это желание производителя товаров и/или услуг расширить свою деятельность. Второй — возможность для такого производителя достичь нужного результата в короткие сроки путем кооперации с другими субъектами предпринимательской деятельности, которые владеют необходимым капиталом и человеческими ресурсами.
Однако понятие франчайзинга отсутствует в национальном праве. Исходя из положений Гражданского кодекса (ГК) и Хозяйственного кодекса (ХК) Украины, можем говорить лишь о коммерческой концессии. Стоит отметить, что, несмотря на отсутствие в гражданском праве Украины договора франчайзинга, стороны в порядке статей 3 и 6 ГК Украины все равно вправе его заключить, детально описав взаимные права и обязанности и обозначив, что главы 76 ГК Украины и 36 ХК Украины не распространяются на их правоотношения.
Государственная регистрация
Законодатель существенно облегчил жизнь бизнесу, приняв Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)», вступивший в силу 5 апреля 2015 года. В частности, позитивные изменения в регулировании отношений франчайзинга заключаются в отказе от частей 2–4 статьи 1118 ГК Украины, которые содержали императивное требование о проведении государственной регистрации договоров коммерческой концессии, в том числе и договоров с иностранным элементом.
Несовершенство законодательного регулирования порядка проведения государственной регистрации договора коммерческой концессии порождало огромное количество судебных споров в течение всего периода существования правовой нормы о необходимости такой регистрации, что существенно ограничивало осуществление предпринимательской деятельности.
Одно из последних решений Высшего хозяйственного суда Украины от 22 марта 2016 года по делу № 909/636/15 относительно непроведения государственной регистрации договора коммерческой концессии в общем отображает правовую позицию, созданную судебной практикой в подобных спорах: «Отсутствие государственной регистрации договора коммерческой концессии не влечет за собой его недействительность, и момент заключения договора коммерческой концессии для его сторон определяется по общему правилу части 1 статьи 638 ГК Украины — с момента достижения сторонами надлежащим образом согласия по всем существенным условиям договора. И только для третьих лиц он приобретает юридическое значение с момента государственной регистрации».
Национальное регулирование
Договорные правоотношения, в которых франчайзером выступает иностранный субъект предпринимательской деятельности, регулируются Законом Украины «О международном частном праве», который содержит положения об «автономии воли» — стороны могут выбрать, право какой страны они хотят применять.
Если стороны не договорились о применимом праве, то, согласно части 3 статьи 32 Закона Украины «О международном частном праве», сделка более тесно связана с правом государства, где сторона, которая должна совершить исполнение, имеющее ключевое значение для содержания сделки, живет или находится. В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 44 этого же Закона стороной, которая должна совершить исполнение, имеющее ключевое значение для содержания договора, является правовладелец в договорах коммерческой концессии.
Таким образом, законодательство Украины к договорам франчайзинга с иностранными франчайзерами может применяться только тогда, когда стороны, реализовав автономию воли, выберут право Украины. В остальных случаях применяется право государства франчайзера.
Практикующие юристы и научные деятели, в частности Корзун В.Б., Цират А.В., отмечают тотальное отсутствие специальных норм о франчайзинге в законодательстве многих стран.
Важное значение в этом аспекте имеют Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА (UNIDROIT) от 1 января 1994 года.
Особенности правоотношений
Правоотношения франчайзинга состоят из трех этапов: преддоговорные отношения, собственно договорные отношения и постдоговорные отношения.
Проблемой преддоговорных отношений является отсутствие правового регулирования вопроса предоставления франчайзером необходимого объема информации о своем бизнесе. C учетом сущности франчайзинга эта информация является ключевой для принятия франчайзи решения о заключении или незаключении договора. Ряд государств (Франция, к примеру) уже включили в свое материальное право требование об объеме и содержании такой информации.
Момент предоставления данной информации является началом преддоговорных отношений, которые имеют двусторонний характер: праву франчайзи на достоверную и полную информацию корреспондируется обязанность франчайзера ее предоставить, а праву франчайзера на неразглашение коммерческой тайны — обязанность франчайзи ее не разглашать.
В 2002 году Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) разработал Типовой (модельный) закон «О раскрытии информации о франшизе».
В статье 6 Модельного закона детально рассмотрены требования к информации, которая должна быть предоставлена франчайзером.
С точки зрения законодательства стран, относящихся к романо-германской системе права, важно предусмотреть меры воздействия на недобросовестного участника преддоговорных отношений, ведь если в англосаксонской системе права отсутствие норм компенсируется прецедентным правом, то в странах романо-германской системы это невозможно. Отсутствие регулирования нормами материального права порождает проблемы регулирования преддоговорной ответственности.
Договорные отношения начинаются с момента заключения договора его сторонами. В статье 1118 ГК Украины имеется императивное требование к сторонам коммерческой концессии заключать договор исключительно в письменной форме. Согласно этой же статье, правовым последствием несоблюдения письменной формы является ничтожность договора. Интересным представляется требование части 1 статьи 367 ХК Украины: «Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа. Несоблюдение этого требования влечет за собой его недействительность».
Требование в материальном праве Украины заключить такой договор в письменной форме в виде единого документа служит примером жесткого регулирования, который усложняет возможность использования других форм договора, в том числе и заключения договора в электронной форме или путем переписки.
Постдоговорные отношения регулируются, как правило, положениями договора — ограничение возможности конкуренции на определенный срок между франчайзером и франчайзи. Материальное право многих стран не регулирует постдоговорные отношения.
Слабое правовое регулирование таких франчайзинговых правоотношений и существовавшее до 2015 года требование о государственной регистрации договоров коммерческой концессии фактически привели к тому, что стороны выбирают другие гражданские договоры, чаще всего — лицензионный договор. Но предметом лицензионного договора является передача лицензии на объекты права интеллектуальной собственности. Лицензиара интересует роялти, а не то, каким образом осуществляет лицензиат свою коммерческую деятельность. Франчайзера же интересует именно его репутация, которая может пострадать от недобросовестной деятельности франчайзи.
СЕРТ Александр — юрист АО A.L.Terra, г. Киев
Контроль репутации
Илларион ТОМАРОВ,
руководитель практики интеллектуальной собственности МЮФ Eterna Law
Бизнес франчайзи под торговой маркой франчайзера может оказывать влияние на всю сеть, потому следует предвидеть ситуации, когда действия франчайзи (некачественный сервис) и реакция потребителей (недовольные клиенты) нанесут вред деловой репутации всей сети и доброму имени франчайзера.
Например, в социальных сетях, форумах появляются публикации, содержащие негативные отзывы клиентов — пользователей сервиса и потребителей продуктов от франчайзи.
Для управления реакцией на такие обстоятельства следует установить обязанность франчайзи проводить мониторинг публикаций не только в печатных СМИ, но и на крупных веб-сайтах (имеющих большую аудиторию и влияние в отрасли, включая отзывы на форумах и в соцсетях).
В договоре нужно предусмотреть механизм реагирования: например, франчайзи обязан разобраться в обоснованности жалобы, подготовить ответ и опубликовать его на том же ресурсе, идентифицировать клиента, связаться с ним лично и предложить компенсацию за неудовлетворенность сервисом или товаром, подать иск об опровержении недостоверной информации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…