Жертва поступления — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (972) » Жертва поступления

Жертва поступления

Одной из последних законодательных новинок уходящего парламентского сезона «весна-лето» является проект Закона Украины (№ 4991) «О специальном статусе потерпевшего от особо тяжкого преступления против жизни и здоровья, возмещении материального, морального вреда таким лицам государством с обязательным обращением регресса к осужденному», инициированный народным депутатом Сергеем Кудлаенко. Данной законодательной инициативой предлагается в отдельном законе урегулировать целый пласт вопросов, в частности, прописать статус потерпевшего от особо тяжкого преступления против жизни и здоровья, порядок ведения реестра пострадавших от таких преступлений, условия и механизм возмещения материального, морального ущерба таким лицам государством, а также закрепить социальные гарантии пострадавшим и создать механизм регрессных требований государства к осужденному.

Эта нормотворческая идея весьма оригинальна с точки зрения как ее содержания, так и формы. Если говорить о последней, собственно о структурном построении проекта закона, то в этом вопросе ноу-хау является предложенная нормотворческая архитектоника — отсутствие сквозной нумерации статей: кодифицировать вышеуказанные вопросы предлагается в отдельном законе, состоящем из пяти разделов и заключительных положений, причем каждый раздел имеет свою нумерацию статей.

Что касается содержания, то оно также достаточно своеобразное, а в отдельных аспектах — весьма претенциозное. Например, согласно статье 1 раздела I проекта, «действие данного закона распространяется на лиц, определенных в статье 55-1 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины». Правда, УПК Украины указанной нормы не содержит. Не предусматривает соответствующей корректировки положений уголовного процессуального законодательства (дополнение УПК новой нормой — статьей 55-1) и законопроект: в нем вообще отсутствуют переходные положения, в которых можно было бы урегулировать этот вопрос. Возможно, в этом случае автор законодательной инициативы имел в виду часть 1 статьи 55 Кодекса (данной нормой предусматривается, что потерпевшим в уголовном производстве может быть физическое лицо, которому уголовным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред, а также юридическое лицо, которому уголовным правонарушением причинен имущественный ущерб), но тогда получается, что сфера действия предлагаемого закона будет распространяться на лиц (как физических, так и юридических), которые будут признаваться потерпевшими от преступлений независимо их тяжести и категории.

Понятие «потерпевший от особо тяжкого преступления против жизни и здоровья» в проекте закона не раскрыто, следовательно, не понятно, «жертва» каких именно преступлений будет приобретать соответствующий статус. И хотя, согласно философии уголовного законодательства, правонарушения против жизни и здоровья человека являются одними из самых опасных, не все преступления, предусмотренные разделом II Особенной части Уголовного кодекса Украины (статьи 115–145), который так и называется «Преступления против жизни и здоровья лица», могут быть квалифицированы как особо тяжкие. Последними, напомним, являются преступления, за которые предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере более 25 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, лишение свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы.

Немногим больше конкретики и в вопросе функционирования новой базы данных — Единого государственного реестра лиц, пострадавших от особо тяжких преступлений против жизни и здоровья. Раздел II законопроекта на этот счет содержит лишь обтекаемые нормотворческие конструкции. Предусматривается, что на Украине ведется и действует упомянутый реестр, в который вносятся сведения о лицах, указанных в статье 1 раздела I проекта, о претензионной формулировке которой мы рассказывали выше. Также прописывается, что функции относительно порядка ведения, внесения изменения и извлечения данных из этого реестра возлагаются на органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности органов судебной власти. В этом случае наверняка речь идет о Государственной судебной администрации Украины, на которую Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» возлагаются соответствующие функции, правда, не понятно, почему в данной законодательной инициативе не предусмотрены соответствующие корректировки профильного судейского закона. Это резонирует и с задекларированными в пояснительной записке к законопроекту № 4991 утверждениями о том, что реализация положений законопроекта после его принятия внесения изменений в другие законы не требует, как и не требует дополнительных расходов из государственного бюджета.

Если говорить о других ноу-хау проекта, то следует отметить, что предлагается также установить перечень преференций для лиц, которым предоставлен специальный социальный статус потерпевшего от особо тяжкого преступления против жизни и здоровья. Таким лицам предоставляются, в частности, следующие льготы: бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования, транспортом общего пользования в пригородном сообщении, железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения; 25-процентная скидка на оплату коммунальных услуг; ежегодная единовременная денежная помощь в размере минимальной заработной платы; бесплатное ежегодное медицинское обследование; 50-процентная скидка на получение лекарств, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей.

Финансовое обеспечение указанных льгот предлагается осуществлять за счет средств местных бюджетов на основании решения сельских, поселковых, городских советов. При этом в части 2 статьи 2 раздела V законопроекта прописывается, что пострадавшие от особо тяжких преступлений против жизни и здоровья освобождаются от платы за оформление документов, юридические консультации, а также от уплаты судебных расходов, связанных с рассмотрением вопросов их социальной защиты.

Кроме того, законопроектом регламентируется и порядок возмещения (компенсации) за счет государства материального и морального вреда, причиненного особо тяжким преступлением против жизни и здоровья: основанием для такого возмещения является приговор суда, который вступил в законную силу и которым присуждено взыскание материального и/или морального вреда. Также прописываются случаи, когда такое возмещение осуществляется. Устанавливается, что в случае невозможности возмещения осужденным за совершение особо тяжкого преступления против жизни и здоровья, причиненного потерпевшему материального и морального вреда, ущерб компенсируется за счет средств госбюджета в полном объеме. Размер возмещения определяется вынесенным судебным решением (приговором), которое вступило в законную силу. При этом конкретизируется, что под невозможностью возмещения материального и/или морального вреда следует понимать все случаи, когда осужденный не имеет в собственности движимого, недвижимого имущества и других ценностей или же имеет в собственности движимое, недвижимое имущество, другие ценности, однако по результатам обращения взыскания на них невозможно в полном объеме покрыть сумму возмещения, определенную в судебном решении (приговоре). Кроме того, предусматривается, что в случае частичного возмещения вреда осужденным государство обязуется покрыть невозмещенную долю, а в случае смерти осужденного — осуществить возмещение в полном объеме.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Частное исполнение

Акцент

По собственному призванию

Государство и юристы

Экспертный вопрос

Контрольная работа

Государство и юристы

Новости законотворчества

Контроль за техосмотром автобусов усилят

Юрисдикцию Минюста могут распространить на экспертов-психиатров

Предлагается дополнить закон о Нацполиции

Государство и юристы

Жертва поступления

Движение на местах

Провокационный запрос

Документы и аналитика

Последствия ведут

Новости из зала суда

Судебная практика

«Маша и Медведь» снова добились компенсации за нарушение авторских прав

Суд стал на сторону «Ощадбанка» в споре с «Брокбизнесбанком»

Новости юридических фирм

Частная практика

Pavlenko Legal Group представила интересы авиакомпании Malaysia Airlines

ЮФ Redcliffe Partners — юрсоветник в связи с изменением условий кредитования Kernel

ЮФ Kinstellar выступила советником Arkema по приобретению Den Braven

МЮФ Integrites защитила интересы DHL в хозяйственном споре

CMS консультировала Альфа-Банк в связи с реструктуризацией финансирования БЦ «Торонто-Киев»

Отрасли практики

Разрешите вопрос

Климат-контроль

Отступ отсрочки

Рабочий график

Карпатский тур

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Репортаж

PRная стойка

Решения недели

Судебная практика

Лишние — нелишнее

Судью — на увольнение

Устранение нарушения

Самое важное

Осмыслить и поймать

Промежуточные измерения

Предварительный налог

В Комиссию не жаловаться

Судебная практика

Кто кого

Судебная практика

Судебные решения

В каком случае страховая компания не может взыскать возмещение в порядке регресса

Судебная практика

Ограничить применение залога

Семь потом сошло

Суд сам разберется

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания публичных торгов недействительными

Таможенные органы должны истребовать лишь необходимые документы

Иски к филиалам банков могут предъявляться по их местонахождению

Судебная практика

Передельная ясность

Тема номера

Дисциплинарное искание

ВАС ждут

Частная практика

Выходная партия

Інші новини

PRAVO.UA