Одной из последних законодательных новинок уходящего парламентского сезона «весна-лето» является проект Закона Украины (№ 4991) «О специальном статусе потерпевшего от особо тяжкого преступления против жизни и здоровья, возмещении материального, морального вреда таким лицам государством с обязательным обращением регресса к осужденному», инициированный народным депутатом Сергеем Кудлаенко. Данной законодательной инициативой предлагается в отдельном законе урегулировать целый пласт вопросов, в частности, прописать статус потерпевшего от особо тяжкого преступления против жизни и здоровья, порядок ведения реестра пострадавших от таких преступлений, условия и механизм возмещения материального, морального ущерба таким лицам государством, а также закрепить социальные гарантии пострадавшим и создать механизм регрессных требований государства к осужденному.
Эта нормотворческая идея весьма оригинальна с точки зрения как ее содержания, так и формы. Если говорить о последней, собственно о структурном построении проекта закона, то в этом вопросе ноу-хау является предложенная нормотворческая архитектоника — отсутствие сквозной нумерации статей: кодифицировать вышеуказанные вопросы предлагается в отдельном законе, состоящем из пяти разделов и заключительных положений, причем каждый раздел имеет свою нумерацию статей.
Что касается содержания, то оно также достаточно своеобразное, а в отдельных аспектах — весьма претенциозное. Например, согласно статье 1 раздела I проекта, «действие данного закона распространяется на лиц, определенных в статье 55-1 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины». Правда, УПК Украины указанной нормы не содержит. Не предусматривает соответствующей корректировки положений уголовного процессуального законодательства (дополнение УПК новой нормой — статьей 55-1) и законопроект: в нем вообще отсутствуют переходные положения, в которых можно было бы урегулировать этот вопрос. Возможно, в этом случае автор законодательной инициативы имел в виду часть 1 статьи 55 Кодекса (данной нормой предусматривается, что потерпевшим в уголовном производстве может быть физическое лицо, которому уголовным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред, а также юридическое лицо, которому уголовным правонарушением причинен имущественный ущерб), но тогда получается, что сфера действия предлагаемого закона будет распространяться на лиц (как физических, так и юридических), которые будут признаваться потерпевшими от преступлений независимо их тяжести и категории.
Понятие «потерпевший от особо тяжкого преступления против жизни и здоровья» в проекте закона не раскрыто, следовательно, не понятно, «жертва» каких именно преступлений будет приобретать соответствующий статус. И хотя, согласно философии уголовного законодательства, правонарушения против жизни и здоровья человека являются одними из самых опасных, не все преступления, предусмотренные разделом II Особенной части Уголовного кодекса Украины (статьи 115–145), который так и называется «Преступления против жизни и здоровья лица», могут быть квалифицированы как особо тяжкие. Последними, напомним, являются преступления, за которые предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере более 25 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, лишение свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы.
Немногим больше конкретики и в вопросе функционирования новой базы данных — Единого государственного реестра лиц, пострадавших от особо тяжких преступлений против жизни и здоровья. Раздел II законопроекта на этот счет содержит лишь обтекаемые нормотворческие конструкции. Предусматривается, что на Украине ведется и действует упомянутый реестр, в который вносятся сведения о лицах, указанных в статье 1 раздела I проекта, о претензионной формулировке которой мы рассказывали выше. Также прописывается, что функции относительно порядка ведения, внесения изменения и извлечения данных из этого реестра возлагаются на органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности органов судебной власти. В этом случае наверняка речь идет о Государственной судебной администрации Украины, на которую Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» возлагаются соответствующие функции, правда, не понятно, почему в данной законодательной инициативе не предусмотрены соответствующие корректировки профильного судейского закона. Это резонирует и с задекларированными в пояснительной записке к законопроекту № 4991 утверждениями о том, что реализация положений законопроекта после его принятия внесения изменений в другие законы не требует, как и не требует дополнительных расходов из государственного бюджета.
Если говорить о других ноу-хау проекта, то следует отметить, что предлагается также установить перечень преференций для лиц, которым предоставлен специальный социальный статус потерпевшего от особо тяжкого преступления против жизни и здоровья. Таким лицам предоставляются, в частности, следующие льготы: бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования, транспортом общего пользования в пригородном сообщении, железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения; 25-процентная скидка на оплату коммунальных услуг; ежегодная единовременная денежная помощь в размере минимальной заработной платы; бесплатное ежегодное медицинское обследование; 50-процентная скидка на получение лекарств, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей.
Финансовое обеспечение указанных льгот предлагается осуществлять за счет средств местных бюджетов на основании решения сельских, поселковых, городских советов. При этом в части 2 статьи 2 раздела V законопроекта прописывается, что пострадавшие от особо тяжких преступлений против жизни и здоровья освобождаются от платы за оформление документов, юридические консультации, а также от уплаты судебных расходов, связанных с рассмотрением вопросов их социальной защиты.
Кроме того, законопроектом регламентируется и порядок возмещения (компенсации) за счет государства материального и морального вреда, причиненного особо тяжким преступлением против жизни и здоровья: основанием для такого возмещения является приговор суда, который вступил в законную силу и которым присуждено взыскание материального и/или морального вреда. Также прописываются случаи, когда такое возмещение осуществляется. Устанавливается, что в случае невозможности возмещения осужденным за совершение особо тяжкого преступления против жизни и здоровья, причиненного потерпевшему материального и морального вреда, ущерб компенсируется за счет средств госбюджета в полном объеме. Размер возмещения определяется вынесенным судебным решением (приговором), которое вступило в законную силу. При этом конкретизируется, что под невозможностью возмещения материального и/или морального вреда следует понимать все случаи, когда осужденный не имеет в собственности движимого, недвижимого имущества и других ценностей или же имеет в собственности движимое, недвижимое имущество, другие ценности, однако по результатам обращения взыскания на них невозможно в полном объеме покрыть сумму возмещения, определенную в судебном решении (приговоре). Кроме того, предусматривается, что в случае частичного возмещения вреда осужденным государство обязуется покрыть невозмещенную долю, а в случае смерти осужденного — осуществить возмещение в полном объеме.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…