Сегодня компьютер прочно занял свое место среди основных инструментов в производственной деятельности любого предприятия в сфере как малого, так и крупного бизнеса. И поэтому трудно себе представить современное предприятие, работающее без использования компьютерных программ в своей хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, несмотря на то что использование компьютерных программ стало обычным делом, надлежащее оформление владения и использования этих программ на предприятиях, к сожалению, еще не вошло в привычку владельцев бизнеса и ответственных должностных лиц. Во многом этому способствует низкая осведомленность предпринимателей в указанной сфере.
Прояснить некоторые вопросы, касающиеся соблюдения законности в области интеллектуальной собственности на предприятиях, отчасти должен Перечень вопросов для осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) по использованию объектов права интеллектуальной собственности (к которым в том числе относятся компьютерные программы), утвержденный приказом Министерства образования и науки Украины от 2 октября 2013 года № 1355 (Перечень). Считаем нелишним отметить, что в соответствии с пунктом 38 этого Перечня он является исчерпывающим и осуществление плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности по другим вопросам, которые не включены в него, запрещается.
Согласно указанному Перечню, на предприятии проверяется наличие документов, лицензионных договоров (соглашений) и авторских договоров на право использования, воспроизведения, аренды, распространения объектов права интеллектуальной собственности.
К любому из перечисленных выше договоров законодательство Украины предъявляет свои специфические требования.
Так, все договоры указанных видов должны быть составлены в письменной форме (несоблюдение письменной формы может повлечь недействительность указанных договоров). Договор о передаче прав на использование произведений в соответствии со статьей 33 Закона Украины «Об авторских и смежных правах» считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К таким относятся: срок действия договора, способ использования произведения, территория, на которую распространяется передаваемое право, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. В лицензионном договоре, кроме указанных выше условий, в соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Украины определяются также вид лицензии, сфера использования объекта права интеллектуальной собственности и конкретные права, предоставляемые по договору.
Несоблюдение правильного оформления указанных договоров может иметь свои негативные последствия при государственных проверках законности использования объектов права интеллектуальной собственности. Например, проверяющий может не воспринимать предъявленный договор на программное обеспечение как существующий (заключенный) в силу отсутствия обязательных условий, предусмотренных гражданским законодательством Украины. А на обжалование подобных действий в суде уйдут время и ресурсы.
Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с указанным Перечнем на предприятии должен быть издан приказ о назначении ответственного лица за использование компьютерной, аудио-, видеотехники, а также документы с перечнем компьютерного программного обеспечения, которое находится на учете предприятия (нематериальные активы), и документы по количеству компьютеров и аудио-, видеотехники, которые находятся на учете предприятия (материальные активы). Кроме того, на предприятии обязательно наличие документов (бухгалтерской документации) по начислению и уплате авторского вознаграждения (роялти) за использование объектов права интеллектуальной собственности.
Логично предположить, что если компания использует лицензионное программное обеспечение, однако, например, не имеет соответствующего договора на право использования этого программного обеспечения, то со стороны как правообладателей, так и контролирующих органов возможны претензии и применение определенных санкций.
Наиболее существенная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Уголовным кодексом (УК) Украины. Так, согласно части 1 статьи 176 УК Украины незаконное воспроизведение, распространение компьютерных программ и баз данных или иное умышленное нарушение авторского права и смежных прав, если это нанесло материальный ущерб в значительном размере, наказываются штрафом от 200 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией всех экземпляров произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных и орудий и материалов, которые специально использовались для их изготовления. Применение уголовной ответственности поставлено в зависимость от размера нанесенного ущерба. Материальный ущерб считается нанесенным в значительном размере, если его размер в двадцать и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
Если размер ущерба менее значительного, применяется статья 512 Кодекса об административных правонарушениях Украины, в соответствии с которой незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности, например компьютерной программы, присвоение авторства на такой объект или другое умышленное нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности, охраняемой законом, влечет наложение штрафа от 10 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции, оборудования и материалов, предназначенных для ее изготовления.
В соответствии с Положением о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности Государственной службы интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 мая 2002 года № 674, государственный контроль за использованием объектов права интеллектуальной собственности осуществляет государственный инспектор.
С целью выполнения возложенных на него задач государственный инспектор, кроме прочего, имеет право проводить досмотр и изымать у субъектов хозяйствования с целью изучения на необходимый срок, но не более 30 дней объекты права интеллектуальной собственности в случае, когда есть обоснованное основание подозревать о совершении нарушения требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности; проверять любые документы, в том числе расчетные, подтверждающие соблюдение законодательства по вопросам интеллектуальной собственности.
Также стоит отметить, что материалы административной проверки впоследствии могут стать доказательствами по гражданскому делу о возмещении вреда.
Учитывая изложенное, хочется порекомендовать предпринимателям более ответственно подходить к оформлению документации, подтверждающей законное использование программного обеспечения. Своего рода путеводителем здесь может стать указанный выше Перечень вопросов для осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) по использованию объектов права интеллектуальной собственности. Своевременный аудит договоров и необходимой документации, наличие которых предусмотрено законодательством, избавит бизнес от многих хлопот.
ЕРЕМИН Станислав — старший юрист, руководитель департамента договоров и аналитики ЮК «ДЕГА Партнерс», г. Киев
Алексей СТОЛЯРЕНКО,
юрист МЮФ Baker & McKenzie
Данный Перечень был принят Министерством образования и науки Украины для облегчения деятельности и установления четких правил работы государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности при проверке субъектов хозяйствования относительно законности использования объектов интеллектуальной собственности. Хотя и Перечень, и должность государственного инспектора в своем названии содержат более общий термин «интеллектуальная собственность», в действительности и Перечень, и полномочия государственных инспекторов дают им право осуществлять контроль только за использованием объектов авторского права и смежных прав. Государственный надзор осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об основных положениях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», который предусматривает общий порядок проведения проверок, разделяет их на плановые и внеплановые и т.д. На предприятии инспекторы чаще всего проверяют документы и опрашивают директора предприятия, бухгалтера и системного администратора (при наличии). Но ожидать в скором времени резкого увеличения количества проверок не стоит, поскольку государственных инспекторов на всю Украину всего около 20 человек.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…