21 декабря 2013 года решением Совета судей хозяйственных судов Украины № 262 были утверждены Рекомендуемые меры по обнародованию хозяйственными судами информации о своей деятельности в 2014 году.
Для выполнения поставленных данным решением задач и с целью информирования общественности о деятельности суда, обеспечения открытости и прозрачности такой деятельности, а также в связи с необходимостью налаживания сотрудничества и обмена опытом судей с участниками судебных споров 4 апреля 2014 года в Хозяйственном суде г. Киева был проведен круглый стол на тему «Проблемные вопросы применения Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств», в котором приняли участие судьи, представители ведущих страховых компаний и Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.
Мероприятию предшествовала кропотливая работа по формированию правовых позиций по наиболее спорным вопросам.
Страховые компании имели возможность предварительно прислать в адрес суда перечень спорных вопросов, возникающих при рассмотрении дел о взыскании страхового возмещения, в обсуждении которых и подготовке ответов принимали участие все судьи Хозяйственного суда г. Киева.
В данной встрече, проходившей в формате «вопрос-ответ», приняли участие от имени Хозяйственного суда г. Киева заместитель председателя Роман Бойко, судьи Вита Бондарчук, Инна Отрош и Ростислав Сташкив.
Участники обсудили отдельные проблемные вопросы применения норм Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» с учетом выводов, изложенных в постановлении судебных палат по гражданским и хозяйственным делам Верховного Суда Украины от 25 декабря 2013 года по делу № 6-112цс13.
Судьи обратили внимание, что право на выплату страхового возмещения по полису обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств может быть получено любым способом, не запрещенным законодательством, в том числе в порядке статьи 993 Гражданского кодекса (ГК) Украины и статьи 27 Закона Украины «О страховании», поскольку имеет место не регресс (новое обязательство), а замена кредитора в уже существующем обязательстве. Присутствовавшие констатировали изменение Верховным Судом Украины своей правовой позиции по данному вопросу, что в обязательном порядке должно быть учтено при решении споров данной категории.
Представители страховых компаний поддержали позицию, что в соответствии с пунктом 22.1 статьи 22 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» при наступлении страхового случая страховщик в соответствии с лимитами ответственности страховщика возмещает в установленном этим Законом порядке оцененный вред, который был причинен в результате дорожно-транспортного происшествия жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, а размер ущерба сверх лимитов ответственности подлежит возмещению лицом, которое нанесло этот ущерб (на основании статьи 1194 ГК Украины).
Относительно определения размера ответственности страховщика по полису в случае повреждения двух транспортных средств, принадлежащих одному пострадавшему, участники достигли согласия, что законодателем не устанавливается размер ответственности страховщика по полису в зависимости от количества поврежденного имущества потерпевшего, а ограничивает его установленным лимитом на одного пострадавшего.
Один из наиболее обсуждаемых вопросов — каким документом может подтверждаться размер восстановительного ремонта с учетом коэффициента физического износа?
Так, участники пришли к консенсусу, что в соответствии с пунктом 22.1 статьи 22 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» надлежащим доказательством размера восстановительного ремонта с учетом коэффициента физического износа может быть заключение лица, которое, согласно действующему законодательству Украины, имеет право на проведение экспертной оценки имущества (субъект оценочной деятельности или аварийный комиссар).
В случае если срок эксплуатации транспортного средства потерпевшего на момент наступления ДТП не превышал сроков, определенных пунктом 7.38 Методики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины и Фонда государственного имущества Украины от 24 ноября 2003 года (Методика), значение коэффициента физического износа принимается равным нулю, а потому суд вправе самостоятельно при наличии надлежащим образом оформленных документов (справки о нанесенном повреждении, счета, акта выполненных работ, калькуляции и т.д.) определить размер восстановительного ремонта с учетом коэффициента физического износа.
Исключением из приведенного являются предусмотренные положениями пункта 7.39 Методики случаи, обязанность доказывания которых возлагается на ответчика.
После длительной дискуссии присутствующие пришли к выводу, что срок исполнения обязательства страховщика по полису обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств обусловлен истечением определенного Законом срока после подачи заявления, а именно: согласно статье 36 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств», срок исполнения денежного обязательства страховщика по полису по выплате лицу, имеющему право на получение страхового возмещения ущерба, возникшего в результате ДТП, которые произошли до 19 сентября 2011 года — в течение 30 дней с момента получения соответствующего заявления, 19 сентября 2011 года — в течение 90 дней с момента получения соответствующего заявления.
Положения данной нормы распространяются как на потерпевшего, так и на другое лицо, к которому перешло право на получение возмещения (в том числе страховщика, который приобрел право в порядке статей 512, 993 ГК Украины и статьи 27 Закона Украины «О страховании»).
Также особое внимание было уделено надлежащим доказательствам, на которые стороны могут ссылаться для подтверждения своей правовой позиции в споре, проблемным вопросам применения сроков исковой давности и другим не менее важным вопросам, интересующим участников.
Установление единого правового поля для участников судебного рассмотрения дел данной категории путем решения проблем применения отдельных положений Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств», Закона Украины «О страховании», формирования единообразной позиции относительно рассмотрения спорных вопросов и доведение ее до сведения участников страховых споров является гарантией реализации принципов равенства и справедливости, закрепленных Конституцией Украины, и фундаментальными условиями существования правового государства.
Такая встреча была одобрительно воспринята как представителями страховых компаний, так и Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, которые выразили свое желание и в дальнейшем принимать участие в подобных мероприятиях, поскольку они способствуют диалогу между судебной системой и субъектами хозяйствования. Это, в свою очередь, предотвращает случаи злоупотребления своими правами сторонами, а также способствует быстрому и справедливому принятию решений.
Оговоренные правовые позиции относительно решения отдельных спорных вопросов с учетом высказанных предложений будут служить основой для обращения в суды апелляционной и кассационной инстанций с целью формирования единой судебной практики.
БОЙКО Роман — заместитель председателя Хозяйственного суда г. Киева, г. Киев
Шаг к открытости
Роман РОМЕНСКИЙ,
заместитель начальника юридического департамента МТСБУ
Мы благодарны Хозяйственному суду г. Киева за подготовку предложений по обобщению судебной практики по вопросам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств и организацию круглого стола. Такие мероприятия являются значительным шагом в обеспечении прав субъектов указанного вида страхования и свидетельствуют о практической реализации принципа прозрачности и открытости судебной системы. Мы считаем, что они будут способствовать решению многих спорных вопросов без судебного разбирательства и в конечном итоге повысится доверие автовладельцев к упомянутому виду страхования. Следует отметить, что информация, полученная на круглом столе, уже обсуждалась на служебном совещании руководителей структурных подразделений МТСБУ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…