«Лучше поздно, чем никогда», — подумали наши депутаты и после майских праздников, 13 мая, все же приняли Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс (НК) Украины относительно совершенствования трансфертного ценообразования» № 4527 (Закон), который предусматривает подачу отчета о контролируемых операциях в соответствии со статьей 39 НК Украины за период с 1 сентября по 31 декабря 2013 года до 1 октября 2014 года, а также уменьшение размера штрафов за непредоставление отчета.
Но поскольку принятие законопроекта № 4527 ожидалось до 1 мая (первоначального крайнего срока подачи отчета), он не предусматривает переходных положений и, как следствие, порождает очень интересную юридическую проблему.
Фактически налогоплательщики, у которых были осуществлены контролируемые операции в период с 1 сентября по 31 декабря 2013 года и которые не подали отчет в апреле, уже 1 мая могут быть привлечены к ответственности согласно пункту 120.3 статьи 120 НК Украины, а изменение сроков подачи отчета согласно Закону № 4527 для них не панацея.
Так как Закон прямо не предусмотрел освобождение от ответственности налогоплательщиков за неподачу отчета до 1 мая 2014 года, возможность применения его положений к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, является спорным. Ведь налоговый закон по общему правилу не может иметь обратную силу, на что не раз указывал в своих решениях и Конституционный Суд Украины.
Возможно, применения санкций со стороны налоговых органов и не будет, учитывая сложившуюся ситуацию. Но в результате получается «власть новая, а методы старые». Ведь даже сегодня Министерство доходов и сборов в случае несвоевременного утверждения подзаконных нормативных актов продолжает использовать практику издания писем с рекомендациями для налогоплательщиков, которые, несомненно, облегчают им жизнь, но, мягко говоря, не очень соответствуют содержанию норм налогового закона. В качестве примера можно привести письмо Миндоходов Украины «О методике определения цены банковских услуг» от 28 апреля 2014 года № 9920/7/99-99-19-03-01-17, в котором, несмотря на прямое указание подпункта 39.3.1 пункта 39.3 статьи 39 НК Украины об использовании для определения цены банковских услуг исключительно методики, утвержденной НБУ и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной налоговой и таможенной политики, рекомендуется до утверждения специальной методики определения цены банковских услуг определять обычные цены в контролируемых операциях, используя общие положения статьи 39 НК Украины.
ФОРСЮК Вита — руководитель практики налогового права ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…