В нынешних непростых политических, экономических и социальных реалиях приоритетным законодательным направлением для парламента является укрепление обороноспособности государства и безопасности граждан. Правда, пока что все нормотворческие силы брошены на оборонные «сооружения», при этом к вопросу противодействия преступности народные депутаты подходят достаточно локально. Хотя с учетом обострения криминогенной обстановки не только в восточных, но и в других областях страны, в условиях постоянно растущего градуса социального напряжения деятельность парламентариев должна вестись параллельно: наряду с усилением обороноспособности государства необходимо принимать меры по укреплению правопорядка и обеспечению защиты прав и свобод граждан. Другой вопрос: как это сделать?
Очевидно, что для стабилизации ситуации в стране необходимы комплексные, а не точечные меры, а нынешний законодательный подход — решать проблемы по мере их поступления — не только не разрядит обстановку в обществе, но и усугубит ее.
Справедливости ради отметим, что в последнее время в этом вопросе наметилась позитивная динамика. Как свидетельствуют нормотворческие «плоды» деятельности Верховного Совета на прошлой неделе, один их аспектов противодействия преступности — антикоррупционный — попытались урегулировать. При этом руководствовались законодатели отнюдь не отечественными реалиями, а модными ныне европейскими. 13 мая с.г. парламент принял Закон Украины с красноречивым названием — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере государственной антикоррупционной политики в связи с выполнением Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины». Целью этого документа является выполнение рекомендаций экспертов Европейской комиссии по совершенствованию положений национального антикоррупционного законодательства Украины, предоставленных в рамках переговоров по либерализации ЕС визового режима для Украины. Данный закон предусматривает внесение целого ряда изменений, направленных на усиление санкций за уголовные коррупционные правонарушения: устанавливаются более жесткие виды наказания за соответствующие правонарушения как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц. Среди прочего вводится внешний контроль относительно деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, устанавливается ответственность (административная и дисциплинарная) за упомянутые в декларациях недостоверные сведения, разграничивается компетенция правоохранительных органов, ответственных за борьбу с коррупцией (путем ликвидации полномочия органов доходов и сборов и Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины по составлению протоколов об административных коррупционных правонарушениях). Кроме этого, изменения, направленные на выполнение рекомендации европейских экспертов по обеспечению специальной конфискации по предикатным преступлениям, вносятся в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины.
Очевидно, что заполнение антикоррупционного пробела в законодательстве — это лишь малая доля из того числа мер, которые сегодня необходимо принимать с целью противодействия преступности. Перед правоохранительной системой Украины сейчас стоят куда более серьезные вызовы: активизация вооруженных преступных группировок, разжигание межнациональной вражды, распространение насильственных преступлений. Но, судя по всему, четкого плана действий, как бороться с этими явлениям, у власти нет. Единственным комплексным документом в этой сфере пока что является законопроект «О Государственной программе неотложных мер по противодействию преступности на 2014–2016 годы» (№ 4783), внесенный на рассмотрение парламента в конце апреля с.г. народными депутатами Украины Сергеем Мищенко и Александром Волковым. Эта законодательная инициатива, по замыслу авторов, должна способствовать усилению борьбы с организованной преступностью, обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, расширению международного сотрудничества в борьбе с преступностью, а также научному и информационно-техническому обеспечению правоохранительной деятельности. Но, судя по парламентской традиции, которая сложилась в здании под куполом в последние годы, шансы на принятие у этого документа минимальны. И дело тут не в юридической технике законопроекта, и не в сути предлагаемых изменений (хотя многие из них, к слову, являются своевременными и в случае реализации позволят решить ряд насущных проблем), а в субъекте права законодательной инициативы. Авторами подобных масштабных и системных документов, как правило, является глава государства или правительство, а не несколько народных депутатов.
Каким же будет законодательный курс по противодействию преступности, мы поинтересовались у председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрея Кожемякина. Отвечая на этот вопрос, парламентарий отметил, что в первую очередь необходимо говорить о комплексной реорганизации всей правоохранительной системы, и работа в этом направлении сейчас активно проводится правительством. К этой реформе, по убеждению г-на Кожемякина, законодатели должны подойти взвешенно и привлечь к обсуждению данного вопроса все, так сказать, заинтересованные органы, выполняющие правоохранительные функции: это и Министерство внутренних дел, и Служба безопасности, и Генеральная прокуратура, и пограничная и таможенная службы. «Главное, что мы должны сделать, — с учетом современных реалий четко определить функции правоохранительных органов, цели их работы, а только потом решать конкретные кадровые вопросы», — пояснил собеседник нашего издания.
Похоже, что месседж «кадры решают далеко не все», который все чаще звучит из уст власть имущих, — это такое себе алаверды общественным требованиям провести полную люстрацию тех или иных ведомств или структур. Но что бы ни говорили о рисках деятельности с учетом пресловутой революционной целесообразности, иногда и общественное мнение (хотя сейчас правильнее говорить — раздражение) может принести свои плоды. Например, в случае с реформой прокуратуры законодательный «лед» тронулся лишь после того, как общественные активисты упрекнули парламентариев в том, что они медлят с рассмотрением и принятием нового закона о прокуратуре. Так, на последнем заседании профильного парламентского комитета была реанимирована тема законодательного усовершенствования деятельности прокуратуры: следующее свое заседание Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (должно состояться на следующей пленарной неделе — 21 мая) планирует посвятить вопросу реформы прокуратуры. В комментарии «ЮП» председатель этого подразделения Андрей Кожемякин уточнил, что в ближайшее время комитет планирует рассмотреть проект закона о прокуратуре № 3541, который был принят парламентом за основу с сокращенным сроком подготовки еще 8 ноября 2013 года. Примечательно, что инициатором этого документа был на тот момент Президент Украины Виктор Янукович, и тогда данный законопроект входил в число так называемого нормотворческого минимума, необходимого Украине для подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Также г-н Кожемякин рассказал, что в рамках подготовки указанной законодательной инициативы ко второму чтению поступило более 1,5 тыс. поправок. «Мы хотим, чтобы законопроект о прокуратуре был демократичным и помог прокуратуре стать прокуратурой европейского образца. При этом корректировать документ мы будем с учетом украинских реалий», — констатировал парламентарий. Судя по законодательным намерениям, в скором времени на повестке дня парламента появится и вопрос о принятии закона о Государственном бюро расследований. Отметим, создание данного органа предусмотрено Уголовным процессуальным кодексом Украины до 20 ноября 2017 года. Идеология нового ведомства заключается в том, что оно будет расследовать уголовные производства, в которых фигурируют правоохранители, судьи и др. Соответствующий проект закона (№ 3042) был подан еще в августе 2013 года, а в апреле текущего года доработан, но пока что не рассмотрен парламентом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…