Текущий год, как, впрочем, и прошлый, запомнился рядом патентных споров между производителями референтных (оригинальных) лекарственных средств и производителями соответствующих генериков. При этом фармацевтические компании, защищающие принадлежащие им права интеллектуальной собственности, часто приобретают негативную репутацию и обвиняются в умышленном перекрытии выхода на рынок конкурентам. Тем временем производители генериков, не затрачивая средства на разработку собственных лекарств, их доклинические исследования и клинические испытания, устанавливают более низкую стоимость на свою продукцию. В свою очередь, это влияет на проведение государственных закупок, где решающим аргументом в основном является цена, а не качество и надежность лекарственных средств. Таким образом, для уменьшения давления производителей референтных лекарственных средств был поднят вопрос о внедрении принудительного лицензирования на изобретения в области фармацевтики. Решение этого вопроса, согласно приказу Президента Украины от 30 мая с.г. № 526/2012 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 25 мая 2012 года «Об обеспечении населения качественными и доступными лекарственными средствами», возложено на Министерство здравоохранения Украины и Министерство юстиции Украины.
Рассмотрим законодательную возможность и практическую целесообразность принудительного лицензирования на территории Украины.
Данный вопрос регулируется статьей 30 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», частью 11 статьи 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» и постановлением Кабинета Министров Украины от 14 января 2004 года № 8 «Об утверждении Порядка предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на использование запатентованного изобретения (полезной модели) или зарегистрированной топографии интегральной микросхемы» (Постановление № 8).
Анализ приведенных нормативно-правовых актов указывает, что принудительное лицензирование в фармацевтической сфере возможно в сугубо оговоренном законодателем случае, а именно: исключительно в целях обеспечения здоровья населения. При этом законодатель устанавливает ряд ограничений на такое лицензирование.
Во-первых, одним из главных условий принудительного лицензирования является получение безосновательного отказа правообладателя в выдаче лицензии на использование изобретения (полезной модели). С учетом того, что действующее законодательство Украины не устанавливает критериев безосновательности отказа, следует предположить, что этот вопрос будет рассматриваться непосредственно Кабинетом Министров Украины, который и решит, на веских ли основаниях отказал собственник патента в выдаче лицензии.
Более того, пункт «b» статьи 31 Соглашения ТРИПС, положения которого обязательны для Украины, предусматривает, что лицензия может быть выдана правительством страны, только если потенциальный лицензиат приложил усилия для получения разрешения собственника прав на приемлемых коммерческих условиях и такие усилия не имели успеха на протяжении приемлемого периода времени. Поскольку вопрос приемлемости коммерческих условий также не оговорен действующим законодательством Украины, вероятно, он будет по-разному трактоваться как сторонами лицензирования, так и Кабинетом Министров Украины.
Во-вторых, согласно части 11 статьи 9 Закона Украины «О лекарственных средствах», принудительная лицензия может быть разрешена Кабинетом Министров Украины только при регистрации лекарственного средства. Таким образом, законодатель существенно сократил перечень возможных лицензиатов, поскольку многие из генериков уже зарегистрированы на территории Украины, что и является предметом ряда споров о защите прав интеллектуальной собственности владельцев патентов на изобретения (полезные модели).
В-третьих, такая принудительная лицензия должна быть ограничена объемом и сроком использования изобретения (полезной модели), удовлетворять потребности внутреннего рынка и предоставлять адекватную компенсацию собственнику патента в соответствии с экономической ценностью изобретения (полезной модели).
Интересным является вопрос: кто может быть лицензиатом в принудительной лицензии? Так, ни законы Украины, ни Постановление № 8 не ограничивают участие резидентов и нерезидентов в подаче заявки на выдачу принудительной лицензии. Тем не менее сможет ли нерезидент, не имея собственного производства на территории Украины, воспользоваться полученной лицензией и удовлетворить потребности украинского рынка, не нарушая прав третьих лиц, — неизвестно.
Соблюдая принцип территориальности правовой охраны, предоставляемой патентом Украины на изобретение (полезную модель), предполагается, что, получив принудительную лицензию, лицензиат не будет иметь законных оснований на изготовление лекарственного средства с использованием изобретения на территории другой страны даже при условии последующего его ввоза на территорию Украины.
Более того, на данный момент отсутствуют критерии условий, при которых может выдаваться принудительная лицензия в целях обеспечения здоровья населения. Читая дословно нормы, регулирующие этот вопрос сегодня, можно прийти к выводу, что принудительная лицензия на изобретение — лекарственное средство может действовать до тех пор, пока та или иная болезнь не будет полностью искоренена.
Отсутствует также какой-либо правовой механизм определения адекватного, экономически обоснованного размера вознаграждения собственнику патента. Практика показывает, что разница в стоимости референтного лекарственного средства и его генерика, предлагаемого для закупки в государственных тендерах, редко превышает 10 %. В таком случае не совсем ясно, будет ли экономически выгодным проходить процедуру получения принудительной лицензии, если размер вознаграждения собственнику патента едва ли будет меньшим, чем указанная ценовая разница.
Вероятно, что в дальнейшем неурегулированность всех этих вопросов приведет к законному оспариванию решения Кабинета Министров Украины о выдаче принудительной лицензии в судебном порядке.
Принимая во внимание некоторую неопределенность сроков рассмотрения заявки и принятия решения о выдаче разрешения на принудительную лицензию, а также возможные сроки рассмотрения подобных споров во всех судебных инстанциях, ставится под сомнение возможность оперативной выдачи такой лицензии заинтересованным лицам.
Поскольку применение принудительного лицензирования связано скорее с денежным интересом, чем фактическими потребностями населения, возникают сомнения о целесообразности и экономической выгоде выдачи подобной лицензии при действующем законодательстве Украины. В конечном итоге выплата компенсации собственнику патента, а также возможные судебные издержки могут стоить намного дороже, чем закупка оригинального лекарственного средства.
КАЗАНКИНА Анастасия — адвокат ПЮА «Дубинский и Ошарова», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…