Согласно статье 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее — Закон), подлежат лицензированию отдельные виды предпринимательской деятельности, в том числе и розничная торговля лекарственными средствами. В соответствии со статьей 22 Закона, субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие хозяйственную деятельность без наличия лицензии, несут ответственность в виде финансовых санкций (штраф в размерах, установленных законом).
Однако налоговая служба, заручившись поддержкой прокуратуры, посчитала, что штраф — слишком скромная цена за нелицензированную торговлю. Так, в поле зрения фискального ведомства попало предприятие, занимающееся розничной торговлей лекарственными средствами. Срок действия его лицензии на торговлю окончился, предприятие не успело получить новую лицензию, однако свою деятельность не приостановило. Налоговая служба не оставила этот факт без внимания, и в июне 2002 года прокурор г. Ялты в интересах государства в лице Государственной налоговой инспекции г. Ялты предъявил иск к этому предприятию о взыскании в доход государства 17451,93 грн, полученных предприятием на основаниях, не установленных законом. Это весь доход предприятия от торговли фармацевтическими препаратами в период с 23 февраля по 4 марта 2002 года, когда у предприятия отсутствовала лицензия.
Исковые требования были аргументированы следующим. Статья 11 Закона Украины «О предпринимательстве» устанавливает, что в случае окончания срока действия лицензии либо ее аннулирования деятельность предпринимателя прекращается. А если лицензиат намерен продлить указанный в лицензии вид хозяйственной деятельности, то, в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», он должен получить новую лицензию в установленном законом порядке.
Три судебные инстанции, рассмотрев это дело, отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку не существует предписаний закона, предусматривающих в качестве последствий за осуществление безлицензионной деятельности взыскание в бюджет всего дохода, полученного в результате такой деятельности. Так, 20 февраля 2003 года Высший хозяйственный суд Украины не удовлетворил кассационную жалобу ГНИ в г. Ялте и кассационное представление прокурора АР Крым, оставив судебные решения по делу без изменений. Доводы налоговой службы о том, что именно предписания пункта 11 статьи 10 Закона Украины «О государственной налоговой службе» являются основанием для взыскания в пользу бюджета средств, полученных не на законных основаниях, были опровергнуты ВХСУ, который сослался на положения того же Закона, где определен статус государственной налоговой службы, ее функции и правовые основы деятельности. Кроме того, суды указали, что сделки, по которым ответчик осуществлял продажу лекарственных средств, не были признаны недействительными на основании статьи 48 Гражданского кодекса УССР.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…