Уже многие века не прекращаются споры по вопросу, что первично: право или экономика? Однако общепризнанным остается факт их взаимного влияния: нормы права воздействуют на процессы в экономике, а экономические закономерности — на нормы права. И современная ситуация, сложившаяся с обращением отходов на Украине, — пример того, как нормы законодательства могут сдерживать и противодействовать развитию стратегически важных межотраслевых секторов экономики нашего государства.
Особое значение в структуре этой сферы имеет вопрос обращения упаковки и отходов упаковки. Большинство социально ответственных производителей и импортеров сталкивались как с проблемами правового регулирования, так и с постсоветской инфраструктурой управления отходами упаковки. При этом существующая правовая система благополучно «обслуживает» технически и морально устаревшую инфраструктуру. Устоявшаяся десятилетиями модель управления отходами надежно закрепилась в сознании отдельных граждан и общества, а выглядит она очень просто: есть мусор? — на свалку! Таким образом, она ориентирована на откладывание решения проблемы в долгий ящик, который на Украине представлен громаднейшими растущими площадями плодородных земель, поглощаемых свалками.
Болезненность вопроса отходов упаковки в разы усиливается отсутствием прозрачности использования средств, оплачиваемых производителями, казуистикой законодательной терминологии. В частности, оплатив сбор за организацию обращения отходов упаковки по установленным государством тарифам и все налоги, производитель должен расходовать дополнительные средства на физический сбор этих отходов. Мультипликатором негативного восприятия бизнес-сообществом существующего положения вещей также являются множественные судебные процессы, не нашедшие понимания и поддержки в органах судебной власти по явным и общеизвестным, казалось бы, проблемам и обстоятельствам. Причина, которую видят юристы, — государство не может эффективно контролировать себя ввиду внутреннего конфликта интересов.
Как свидетельствуют уже осуществленные попытки инвестирования негосударственных средств в инфраструктуру управления отходами, где декларируется гарантия права частной собственности и свобода предпринимательства, на фоне реально существующей государственной и/или коммунальной «монополии», закрепленной эпизодическим правовым регулированием, это зачастую невозможно, нежели просто трудно. Привносимые рыночные экономические подходы рушатся о стену старой административной системы, поскольку рыночные инструменты чужды любой административной системе управления экономики. Таким образом, до внесения в законодательство комплексных взаимосвязанных изменений, гарантирующих действенность механизмов, не основанных на принадлежности к государственному/коммунальному сектору, тяжело ожидать осуществления серьезных инвестиций в эту сферу.
Понятие «расширенная ответственность производителя» (РОП) является основой функционирования системы управления отходами упаковки, созданной с целью содействия интеграции экологических затрат, связанных с товарами на протяжении всего их жизненного цикла, в рыночную стоимость продукции.
Украина взяла на себя ряд обязательств по гармонизации отечественного законодательства с европейским в области обращения с отходами, в том числе и тех, которые возникнут в случае подписания соглашения об ассоциации. Необходимость имплементации Директив 2008/98/ЕС и 94/62/ЕС, основывающихся на принципе расширенной ответственности производителя, уже назрела, и проект соглашения об ассоциации в очередной раз указывает на это, но уже как на один из шагов в направлении Украины к ЕС.
Одно из последних исследований «Использование экономических инструментов и эффективность обращения с отходами» (EC DG ENV, 10 April 2012) показывает, что самые успешные системы РОП имеют некоторые общие характеристики: единственная негосударственная организация, которой владеют, управляют и поддерживают производители товаров в упаковке и которая обязывает производителей финансировать сбор и переработку.
На данный момент законодательные инициативы в этой области, в частности, включают законопроекты №№ 2295, 2611а, 2612а, 2672, 3236, 3236-1, 3236-2, предлагающие введение дополнительных обязательных к приобретению услуг либо увеличение тарифов, либо увеличение налогов, либо — штрафов.
Однако по модели, предусмотренной законодательством ЕС, был разработан лишь один законопроект — проект Закона Украины «Об упаковке и отходах упаковки». Данный документ прямо и недвусмысленно закрепляет принцип расширенной ответственности производителей и предусматривает правовую основу для возможности создания и функционирования более совершенной системы, включающей такие взаимосвязанные элементы:
— раздельный сбор отходов упаковки;
— дальнейшую раздельную обработку отходов упаковки;
— экологическую маркировку упаковки;
— расширенную ответственность производителя и импортера, в рамках которой они могут исполнять обязанности по приемке и утилизации отходов упаковки самостоятельно или поручить их исполнение уполномоченной компании (на основании договора и финансирования).
Уполномоченная компания должна быть неприбыльной, аккредитованной, иметь исключительную сферу (виды) деятельности, финансироваться производителями и импортерами (обязанными субъектами), объединять только производителей и импортеров (обязанных субъектов), иметь одинаковые условия участия для всех обязанных субъектов, отчитываться о своей деятельности перед государством, ежегодно публиковать отчет о своей деятельности. Также данные учета уполномоченной компании подлежат обязательному аудиту, должны быть установлены одинаковые условия для всех обязанных субъектов, компания обязана заключить договоры с каждым обязанным субъектом, заявившим об этом, относительно всех видов упаковки субъекта.
Таким образом, с принятием Закона Украины «Об упаковке и отходах упаковки» деятельность и эффективность использования средств уполномоченными компаниями как негосударственными организациями сможет эффективно контролироваться производителями, которые платят деньги и очень заинтересованы в их эффективном использовании, а также государством ввиду отсутствия заложенного конфликта интересов — больше не будет контроля по схеме «контролирую сам себя».
Законопроект «Об упаковке и отходах упаковки», предусматривающий создание данной прозрачной системы и уполномоченных компаний, поддерживается бизнес-сообществом и ожидает передачи Кабинетом Министров Украины на рассмотрение парламента.
СИНИЧКИНА Лана — партнер АО Arzinger, руководитель практик пищевой промышленности и фармацевтики и здравоохранения, г. Киев
Светлана ЧЕПУРНАЯ,
советник ЮФ «Астерс»
Существующее правовое регулирование утилизации отходов упаковки уже давно не соответствует вызовам времени. Несовершенным является сам заложенный в законодательстве механизм, когда производители и импортеры продукции в упаковке оплачивают государственной компании услуги по организации сбора, заготовки и утилизации использованной потребителем упаковки. При этом спектр возможных направлений использования собранных средств является очень широким, а заказчики таких организационных услуг и общественность не имеют реальной возможности проконтролировать эффективность и целевое использование данных средств.
Производители и импортеры могут заказать услуги по сбору и утилизации использованной упаковки и у других специализированных предприятий. Вместе с тем это не способствует аккумулированию в едином источнике средств, которые могли быть направлены на развитие утилизационной инфраструктуры и технологий.
Напрашивается очевидный вывод: необходима кардинальная законодательная реформа в данной отрасли с внедрением экономически обоснованного, эффективного и прозрачного механизма сбора и использования финансовых ресурсов для обеспечения реальной утилизации отходов упаковки.
Актуальность темы обращения отходов для Украины, большинства отраслей ее экономики и индустрий более чем очевидна. Ей была посвящена открытая дискуссия в рамках II Международного форума «Eco-invest 2013», состоявшегося в Министерстве экологии и природных ресурсов Украины с 1 по 3 октября.
На форуме, прошедшем под девизом «Мусор — это деньги!», обсуждались вопросы государственно-частного партнерства, расширенной ответственности производителя, а также был приведен анализ мировых систем обращения с отходами, современных технологий и инновационных проектов в сфере рециклинга.
Среди участников и докладчиков на форуме присутствовали предприниматели, представители посольств, государственных органов власти, общественных организаций и компаний.
В рамках форума Лана Синичкина, партнер АО Arzinger, руководитель практик пищевой промышленности и фармацевтики и здравоохранения, сопредседатель Комитета пищевой промышленности Американской торговой палаты на Украине выступила с докладом на тему «Расширенная ответственность производителя — путь к решению экологических проблем в сфере обращения с отходами упаковки».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…