Отходное дело — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (832) » Отходное дело

Отходное дело

Уже  многие века не прекращаются споры по вопросу, что первично: право или экономика? Однако общепризнанным остается факт их взаимного влияния: нормы права воздействуют на процессы в экономике, а экономические закономерности — на нормы права. И современная ситуация, сложившаяся с обращением отходов на Украине, — пример того, как нормы законодательства могут сдерживать и противодействовать развитию стратегически важных межотраслевых секторов экономики нашего государства.

В ожидании изменений

Особое значение в структуре этой сферы имеет вопрос обращения упаковки и отходов упаковки. Большинство социально ответственных производителей и импортеров сталкивались как с проблемами правового регулирования, так и с постсоветской инфраструктурой управления отходами упаковки. При этом существующая правовая система благополучно «обслуживает» технически и морально устаревшую инфраструктуру. Устоявшаяся десятилетиями модель управления отходами надежно закрепилась в сознании отдельных граждан и общества, а выглядит она очень просто: есть мусор? — на свалку! Таким образом, она ориентирована на откладывание решения проблемы в долгий ящик, который на Украине представлен громаднейшими растущими площадями плодородных земель, поглощаемых свалками.

Болезненность вопроса отходов упаковки в разы усиливается отсутствием прозрачности использования средств, оплачиваемых производителями, казуистикой законодательной терминологии. В частности, оплатив сбор за организацию обращения отходов упаковки по установленным государством тарифам и все налоги, производитель должен расходовать дополнительные средства на физический сбор этих отходов. Мультипликатором негативного восприятия бизнес-сообществом существующего положения вещей также являются множественные судебные процессы, не нашедшие понимания и поддержки в органах судебной власти по явным и общеизвестным, казалось бы, проблемам и обстоятельствам. Причина, которую видят юристы, — государство не может эффективно контролировать себя ввиду внутреннего конфликта интересов.

Как свидетельствуют уже осуществленные попытки инвестирования негосударственных средств в инфраструктуру управления отходами, где декларируется гарантия права частной собственности и свобода предпринимательства, на фоне реально существующей государственной и/или коммунальной «монополии», закрепленной эпизодическим правовым регулированием, это зачастую невозможно, нежели просто трудно. Привносимые рыночные экономические подходы рушатся о стену старой административной системы, поскольку рыночные инструменты чужды любой административной системе управления экономики. Таким образом, до внесения в законодательство комплексных взаимосвязанных изменений, гарантирующих действенность механизмов, не основанных на принадлежности к государственному/коммунальному сектору, тяжело ожидать осуществления серьезных инвестиций в эту сферу.

Европейский подход

Понятие «расширенная ответственность производителя» (РОП) является основой функционирования системы управления отходами упаковки, созданной с целью содействия интеграции экологических затрат, связанных с товарами на протяжении всего их жизненного цикла, в рыночную стоимость продукции.

Украина взяла на себя ряд обязательств по гармонизации отечественного законодательства с европейским в области обращения с отходами, в том числе и тех, которые возникнут в случае подписания соглашения об ассоциации. Необходимость имплементации Директив 2008/98/ЕС и 94/62/ЕС, основывающихся на принципе расширенной ответственности производителя, уже назрела, и проект соглашения об ассоциации в очередной раз указывает на это, но уже как на один из шагов в направлении Украины к ЕС.

Одно из последних исследований «Использование экономических инструментов и эффективность обращения с отходами» (EC DG ENV, 10 April 2012) показывает, что самые успешные системы РОП имеют некоторые общие характеристики: единственная негосударственная организация, которой владеют, управляют и поддерживают производители товаров в упаковке и которая обязывает производителей финансировать сбор и переработку.

На данный момент законодательные инициативы в этой области, в частности, включают законопроекты №№ 2295, 2611а, 2612а, 2672, 3236, 3236-1, 3236-2, предлагающие введение дополнительных обязательных к приобретению услуг либо увеличение тарифов, либо увеличение налогов, либо — штрафов.

Проевропейские «зеленые» законодательные инициативы

Однако по модели, предусмотренной законодательством ЕС, был разработан лишь один законопроект — проект Закона Украины «Об упаковке и отходах упаковки». Данный документ прямо и недвусмысленно закрепляет принцип расширенной ответственности производителей и предусматривает правовую основу для возможности создания и функционирования более совершенной системы, включающей такие взаимосвязанные элементы:

— раздельный сбор отходов упаковки;

— дальнейшую раздельную обработку отходов упаковки;

— экологическую маркировку упаковки;

— расширенную ответственность производителя и импортера, в рамках которой они могут исполнять обязанности по приемке и утилизации отходов упаковки самостоятельно или поручить их исполнение уполномоченной компании (на основании договора и финансирования).

Уполномоченная компания должна быть неприбыльной, аккредитованной, иметь исключительную сферу (виды) деятельности, финансироваться производителями и импортерами (обязанными субъектами), объединять только производителей и импортеров (обязанных субъектов), иметь одинаковые условия участия для всех обязанных субъектов, отчитываться о своей деятельности перед государством, ежегодно публиковать отчет о своей деятельности. Также данные учета уполномоченной компании подлежат обязательному аудиту, должны быть установлены одинаковые условия для всех обязанных субъектов, компания обязана заключить договоры с каждым обязанным субъектом, заявившим об этом, относительно всех видов упаковки субъекта.

Таким образом, с принятием Закона Украины «Об упаковке и отходах упаковки» деятельность и эффективность использования средств уполномоченными компаниями как негосударственными организациями сможет эффективно контролироваться производителями, которые платят деньги и очень заинтересованы в их эффективном использовании, а также государством ввиду отсутствия заложенного конфликта интересов — больше не будет контроля по схеме «контролирую сам себя».

Законопроект «Об упаковке и отходах упаковки», предусматривающий создание данной прозрачной системы и уполномоченных компаний, поддерживается бизнес-сообществом и ожидает передачи Кабинетом Министров Украины на рассмотрение парламента.

 

СИНИЧКИНА Лана — партнер АО Arzinger, руководитель практик пищевой промышленности и фармацевтики и здравоохранения, г. Киев


Комментарий

Организационные вопросы 

Светлана ЧЕПУРНАЯ, 
советник ЮФ «Астерс»

Существующее правовое регулирование утилизации отходов упаковки уже давно не соответствует вызовам времени. Несовершенным является сам заложенный в законодательстве механизм, когда производители и импортеры продукции в упаковке оплачивают государственной компании услуги по организации сбора, заготовки и утилизации использованной потребителем упаковки. При этом спектр возможных направлений использования собранных средств является очень широким, а заказчики таких организационных услуг и общественность не имеют реальной возможности проконтролировать эффективность и целевое использование данных средств.

Производители и импортеры могут заказать услуги по сбору и утилизации использованной упаковки и у других специализированных предприятий. Вместе с тем это не способствует аккумулированию в едином источнике средств, которые могли быть направлены на развитие утилизационной инфраструктуры и технологий.

Напрашивается очевидный вывод: необходима кардинальная законодательная реформа в данной отрасли с внед­рением экономически обоснованного, эффективного и прозрачного механизма сбора и использования финансовых ресурсов для обеспечения реальной утилизации отходов упаковки.


ГЧП

Мусор — это деньги!

Актуальность темы обращения отходов для Украины, большинства отраслей ее экономики и индустрий более чем очевидна. Ей была посвящена открытая дискуссия в рамках II Международного форума «Eco-invest 2013», состоявшегося в Министерстве экологии и природных ресурсов Украины с 1 по 3 октября.

На форуме, прошедшем под девизом «Мусор — это деньги!», обсуждались вопросы государственно-частного партнерства, расширенной ответственности производителя, а также был приведен анализ мировых систем обращения с отходами, современных технологий и инновационных проектов в сфере рециклинга.

Среди участников и докладчиков на форуме присутствовали предприниматели, представители посольств, государственных органов власти, общественных организаций и компаний.
В рамках форума Лана Синичкина, партнер АО Arzinger, руководитель практик пищевой промышленности и фармацевтики и здравоохранения, сопредседатель Комитета пищевой промышленности Американской торговой палаты на Украине выступила с докладом на тему «Расширенная ответственность производителя — путь к решению экологических проблем в сфере обращения с отходами упаковки».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Сборный вопрос

Государство и юристы

ВСЮ включено

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменено Положение об аттестации судебных экспертов

Предлагается разрешить фотосъемку в магазинах

Оппозиционеры подготовили изменения в закон о господдержке бизнеса

Государство и юристы

Заочное лишение

Книжная полка

Аграрный вектор

Неделя права

«Фиктивная» защита

Ушел из себя

Пришли на помощь

Внешний толк

Связь без посредников

Неделя права

Новости из-за рубежа

В ЕС запретят «легальное уклонение» от уплаты налогов

Неприкосновенность частной жизни в Интернете

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ отказался пересматривать определение трехлетней давности

Распоряжение КМУ относительно евроинтеграции обжаловано в суде

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Constructive Lawyers открывает практику в сфере права ЕС

Юристы ЮФ Sayenko Kharenko приняли участие в арбитражных мероприятиях для молодых юристов

Gide Loyrette Nouel расширяет свое присутствие на Украине

Алексей Дидковский и ЮФ «Астерс» номинированы на премию The Lawyer European Awards 2014

Отрасли практики

Отходное дело

Недетские игры

Продвижение юридического бизнеса

Кратное содержание

Установка по требованию

На автомате

Запасные связи

Доверяй и претворяй

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Продвижение юридических услуг

Репортаж

Звезды говорят

Быть в форуме

Решения недели

Судебная практика

Ревизия в ГСА Украины

Доказать упущения

Самое важное

Для производства

Стратегия и практика

ЮФ «Гвоздий и Оберкович» отпраздновала 10-летний юбилей

Кадровые обозначения

Судебная практика

Судебные решения

Неодинаковое применение судами пунктов решения КСУ не является основанием для пересмотра дела ВСУ

Задолженность по потребительскому кредиту можно взыскать и после истечения исковой давности

Судебная практика

Рисковая давность

Мирный протест

Долевые игры

Тема номера

Арбитр «вне игры»

Ограничение возможности

Ревизионная ситуация

Частная практика

Указное производство

Приступление к наказанию

Інші новини

PRAVO.UA