Новая редакция Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве, Закон), как и предыдущая редакция документа, содержит отдельную статью, посвященную упрощенной процедуре банкротства должника, ликвидируемого собственником (статья 95 Закона). Проблема применения статьи 95 Закона состоит в отсутствии четких, однозначных условий, при одновременном существовании которых ликвидатор обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве. Решение хозяйственным судом вопроса о признании должника-заявителя банкротом и открытии ликвидационной процедуры происходит в подготовительном заседании — первом заседании после возбуждения производства по делу о банкротстве. Именно на стадии подготовительного заседания суд проводит проверку соблюдения должником процедур, предусмотренных законодательством в отношении ликвидации юридического лица, не связанного с банкротством. Что именно обязан проверить суд, и на основании каких доказательств он должен установить выполнение должником требований законодательства? Закон о банкротстве не указывает, какие стороны ликвидации предприятия суд должен исследовать, а также наименование законодательных актов, которыми должен руководствоваться должник, проводя ликвидационную процедуру. Отсутствие такого важного положения создает определенный правовой вакуум, что приводит к неодинаковому применению хозяйственными судами данной нормы. Конечно, Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) в своем информационном письме от 28 марта 2013 года № 01-06/606/2013 (письмо № 01-06/606/2013), имеющем рекомендательный характер, разъяснил, что в контексте абзаца 2 части 1 статьи 95 Закона под законодательством необходимо понимать Гражданский кодекс (ГК) Украины и Хозяйственный кодекс (ХК) Украины. Интерпретация, предложенная ВХСУ, отображает позицию Верховного суда Украины (ВСУ), изложенную в постановлении от 10 июня 2008 года по делу № 15/682/б, которая, можно сказать, укоренилась в практике хозяйственных судов при рассмотрении дел о банкротстве по упрощенной процедуре согласно статье 51 Закона в редакции, действующей до 19 января 2013 года. В упомянутом постановлении ВСУ указал, какие нормы ГК и ХК Украины должны быть соблюдены в ходе добровольной ликвидации предприятия. Так, к ним отнесены следующие положения:
— оценка стоимости имущества должника;
— публикация объявления о ликвидации должника с целью выявления кредиторов и определения всего объема кредиторских требований;
— уведомление органа государственной налоговой службы о ликвидации предприятия;
— составление промежуточного ликвидационного баланса.
В настоящее время нормы ГК Украины, регламентирующие порядок ликвидации юридических лиц, а также положения налогового законодательства и законодательства о государственной регистрации юридических лиц претерпели ряд изменений, поэтому позиция ВСУ по данному вопросу требует ревизии.
Итак, оценка имущества, оставшегося у должника, производится ликвидатором (часть 5 статьи 60 ХК Украины). В случаях, предусмотренных законом, такая оценка должна производиться независимым экспертом (часть 4 статьи 111 ГК Украины). Такие случаи определены в статье 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине». В частности, обязательная оценка проводится при банкротстве, ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей. Ввиду этого, обращаясь в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве, ликвидатор может, но не обязан, обеспечить проведение независимой оценки оставшегося имущества предприятия. Соответственно, у суда отсутствуют правовые основания требовать предоставления экспертного заключения о стоимости имущества должника.
Что касается уведомления органа государственной налоговой службы (сейчас Министерство доходов и сборов Украины) о ликвидации предприятия, то, согласно статье 35 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», такие сведения передаются государственным регистратором контролирующему органу одновременно с регистрацией решения собственника о ликвидации предприятия, что соответствует подпункту 16.1.10 пункта 16.1 статьи 16 Налогового кодекса Украины. Кроме этого, Порядком учета плательщиков налогов и сборов установлено, что плательщик по собственному желанию может подать в орган налоговой службы заявление по форме 8-ОПП о прекращении деятельности (пункт 11.1. Порядка). Таким образом, в силу положений закона ликвидатор не обязан информировать о ликвидации плательщика налогов орган Миндоходов и, как следствие, может не подавать в суд форму 8-ОПП.
Если следовать логике, использованной ВХСУ в письме № 01-06/606/2013 при раскрытии содержания статьи 95 Закона, хозяйственный суд, решая вопрос о банкротстве, должен исследовать выполнение ликвидатором и других требований ХК и ГК Украины, касающихся процедуры ликвидации предприятия.
Так, кроме публикации в печатном специализированном органе общего объявления о ликвидации должника, сроках и порядке приема требований кредиторов, ликвидатор обязан в письменной форме уведомить явных (очевидных) кредиторов предприятия (часть 3 статьи 60 ХК Украины). Подтверждением надлежащего исполнения данного требования ликвидатором может служить, например, квитанция об отправке почтовой корреспонденции кредиторам. Перечень явных кредиторов должника должен совпадать со списком кредиторов, требования которых признаются ликвидатором. Список прилагается к заявлению о возбуждении производства по делу о банкротстве (часть 3 статьи 11 Закона).
Ликвидатор обязан обеспечить проведение инвентаризации имущества должника, а также имущества его обособленных подразделений, дочерних компаний, корпоративных прав (часть 4 статьи 111 ГК Украины). По результатам инвентаризации ликвидатор составляет инвентаризационный акт, который должен отображать все выявленные активы предприятия, в том числе по данным бухгалтерского учета. Инвентаризационный акт по своему содержанию идентичен перечню имущества должника, который должник, согласно части 3 статьи 11 Закона, обязан предоставить в хозяйственный суд.
Важным вопросом, который также не раскрыт в Законе и письме № 01-06/606/2013, остается определение времени, начиная с которого у должника возникает обязанность обратиться в суд с заявлением о банкротстве. В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона должник обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в случае, если во время ликвидации должника, не связанной с банкротством, выявлена несостоятельность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Как видим, Закон связывает обязанность должника с моментом выявления его несостоятельности в ликвидационной процедуре. Какое событие или действие может свидетельствовать о несостоятельности ликвидируемого предприятия? Если опираться на мнение ВСУ (постановление от 10 июня 2008 года по делу № 15/682/б), таким моментом следует считать окончание срока на предъявление кредиторами своих денежных требований к должнику. То есть выходит, что ранее окончания упомянутого срока ликвидатор не имеет права обращаться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве в порядке статьи 95 Закона. В противном случае у суда будут отсутствовать основания для возбуждения производства по делу о банкротстве.
Безусловно, Закон в части регулирования упрощенного порядка рассмотрения дел о банкротстве предприятий, ликвидируемых по решению собственника, требует доработки и усовершенствования, так как оставляет неразрешенными значительное число практических вопросов.
ШАПОВАЛ Богдан — партнер ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…