«Неместные» вопросы выборов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (416) » «Неместные» вопросы выборов

«Неместные» вопросы выборов

30 ноября с.г. Верховный Совет Украины принял в целом законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов», вступающий в силу со дня его опубликования. Днем ранее данный законопроект был согласован на заседании Согласительного совета Верховного Совета Украины.

Сам изменяемый Закон был принят не так давно — 6 апреля 2004 года, и при принятии он сулил большие перемены избирательному процессу. Однако при ближайшем рассмотрении стало очевидно, что в принятом виде Закон не сможет урегулировать правоотношения в сфере местных выборов. Закон в существующей до принятия изменений редакции очень сложен, а отдельные его положения делают его применение невозможным. Особую критику вызывает норма о внесении в протокол сведений о количестве избирателей, проголосовавших за каждого из кандидатов, в то время как избиратели голосуют за партийный список той или иной партии, а не за отдельных кандидатов. Выполнить данное требование, таким образом, не предоставляется возможным. И поскольку подобных недочетов в Законе немало, народные депутаты принялись модернизировать его в срочном порядке. Срочность обуславливается также и тем, что выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских голов, в соответствии с постановлением Верховного Совета Украины, назначены на 26 марта 2006 года (одновременно с выборами в Верховный Совет).

Избирательная система не изменится

В изменениях, принятых Верховным Советом Украины, не предусматривается изменение избирательной системы. Напомним, что Законом Украины «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских поселковых, городских голов» (Закон) депутаты сельских и поселковых советов, а также мэры городов избираются по мажоритарной системе, а депутаты городских, районных в городах, районных и областных советов —

по пропорциональной. Данная норма сохранена и в новой редакции Закона, однако положения относительно проходного барьера детализированы. Помимо 3%предусмотренного изначально, право на участие в распределении депутат­ских мандатов в соответствующем многомандатном избирательном округе получают кандидаты, включенные в избирательные списки местных организаций партий (блоков), еще и при условии, что количество голосов избирателей равняется избирательной квоте либо превышает ее. При этом избирательная квота исчисляется путем деления суммарного количества голосов избирателей, поданных за кандидатов, включенных в избирательные списки в соответствующем многомандатном округе, на число депутатских мандатов в этом округе.

Увеличим, уменьшим или уточним…

Изменениями в Закон предусматривается, что очередные местные выборы назначаются не позднее чем за 100 дней до дня выборов (ранее местные выборы назначались за 120 дней до дня их проведения). Следует заметить, что, в соответствии с Конституцией Украины, принимает решение о начале выборов в местные органы власти Верховный Совет Украины, однако конкретные сроки, в которые должно быть принято такое решение, в Основном Законе не определены. Можно предположить, что срок в 120 дней был перенесен в Закон автоматически из Закона Украины «О выборах народных депутатов». Однако при всем стремлении парламентариев гармонизировать Закон с законодательством о выборах народных депутатов изменение срока назначения местных выборов не совсем понятно. Аргумент о том, что Верховный Совет просто не успел в установленный срок принять решение о назначении даты выборов, звучит как-то не очень убедительно, ведь на самом деле парламенту не привыкать принимать решения с опозданием. Поскольку и местные выборы, и выборы в Верховный Совет проводятся по пропорциональной системе, то фактически агитация партий уже началась.

В то же время срок начала избирательного процесса сохранен: начинается он за 90 дней до дня выборов. Соответствующая избирательная комиссия объявляет о начале избирательного процесса местных выборов не позднее 5 дней до его начала. Кроме того, депутаты увеличили срок ведения предвыборной агитации на местных выборах, которая раньше начиналась за 30 дней до начала выборов. Сейчас она будет начинаться сразу после регистрации кандидатов. Под предвыборной агитацией понимается осуществление любой деятельности с целью побуждения избирателей голосовать за либо против определенного субъекта избирательного процесса. Местные органы Министерства юстиции Украины не позднее 100 дней до выборов публикуют в печатных средствах массовой информации список местных организаций партий, зарегистрированных в установленном Законом порядке. Ранее данный срок составлял 90 дней до выборов. Также уточнено, что решение о назначении внеочередных, повторных, промежуточных или первых местных выборов не позднее, чем на третий день от дня его принятия, не только публикуется в печатных средствах массовой информации, но и в тот же срок доводится до ведома Центральной избирательной комиссии Украины (ЦИК).

Унификация закона

Несогласованность основных положений Закона с Законом «О выборах народных депутатов Украины» долгое время активно обсуждалась, а потому основные изменения Закона направлены именно на приведение его в соответствие с законодательством относительно выборов народных депутатов Украины. Это, в частности, касается таких аспектов, как образование избирательных комиссий, специальных избирательных участков, уточнение распределения руководящих должностей в территориальных избирательных комиссиях, процедура обжалования решений и т.д. Изменениями в Закон учтены и недавние изменения в Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» в части деятельности средств массовой информации. На некоторых из этих изменений хотелось бы остановиться.

Расценки стоимости единицы печатной площади и единицы эфирного времени устанавливаются соответствующими средствами массовой информации не позднее чем за 50 дней до дня выборов (ранее —

130 дней) в размере, который не может превышать среднеарифметическое значение цены на коммерческую рекламу за первые три квартала предыдущего проведения выборов года. Для сравнения: в прежней редакции указано, что размер расценок не может превышать соответствующий средневзвешенный показатель за последний квартал предыдущего выборам года, а сам средневзвешенный показатель определяется ЦИК совместно с Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания и Государственным комитетом телевидения и радиовещания Украины. Также законопроектом установлена норма, согласно которой средство массовой информации, предоставившее эфирное время или печатную площадь одному кандидату, организации партии (блоку) — субъекту избирательного процесса, не может отказать в предоставлении эфирного времени другому кандидату, организации партии (блоку) —

субъекту избирательного процесса.

В то же время законопроектом расширен перечень субъектов, которым участие в предвыборной агитации запрещено. В частности, к ним добавлены органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды.

Уточнена и процедура обжалования решений, действий либо бездействия, касающихся местных выборов. В частности, в законопроекте закреплено, что жалоба в избирательные комиссии подается в письменной форме и должна содержать, помимо установленного ранее (наименование избирательной комиссии, заявителя жалобы, суть затронутого вопроса, изложение обстоятельств и доказательств, подпись заявителя), а также четко сформулированные требования с указанием сути решения, принятие которого требуется от субъекта рассмотрения жалобы; перечень прилагаемых документов и материалов, указание заинтересованных лиц, которых субъект обращения с жалобой считает необходимым привлечь к рассмотрению жалобы.

Существенным изменением также является положение относительно возможнос­ти создания специальных избирательных участков только в стационарных лечебных учреждениях, поскольку в предыдущей редакции такое положение отсутствовало.

Подводя итоги, следует отметить, что законопроектом в Закон вносятся лишь технические изменения, призванные, во-первых, детализировать положения относительно процедуры проведения выборов, во-вторых, согласовать нормы рассматриваемого Закона с нормами Закона «О выборах народных депутатов Украины». Принципы же, заложенные в Законе изначально, изменениям не подверглись. Благодаря тому, что выборы депутатов местных советов будут проводиться на пропорциональной основе, их значение должно существенно повыситься, особенно для крупных партий. Дискуссионные положения относительно возможности изменять очередность кандидатов в списках партий после выборов, а также предложение о том, что в органы местной власти получают право пройти представители только тех партий, попавшие в Верховный Совет Украины, не нашли своего отражения в согласованном варианте законопроекта, который и был принят парламентом.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Смена работы — по желанию!

Государственная практика

Совет судей: структурные изменения

Законодательная практика

«Неместные» вопросы выборов

Неделя права

Судьи себя в обиду не дадут

Гражданский кодекс ждут перемены

Деньги любят счет!

Семь раз отмерь…

Рискнули, но шампанского пить не будут!

На принципах децентрализации

Новости юридических фирм

По юридическому порядку становись!

Встречают по одежке...

Ссылка в хорошем смысле слова

К борьбе за статус юриста будь готов!

ИноСтранное юридическое образование

Раскроем карты, господа юристы!

Мы всегда в пятерке лучших!

Реестр событий

Квартирный вопрос все испортил

Останется только один!

Правовой комитет: 1+1+1=1!

Судебная практика

Толкуй договор, не изменяя его!

Судебные решения

Иск или жалоба?

Исполнять можно, как хочется

О праве на беспристрастный суд не стоит забывать в первую очередь судьям

Тема номера

Судебная реформа под микроскопом

Бессмертие в украинском законодательстве

Трибуна

Проблемная юстиция

Юридический форум

С днем рождения, «Салком»!

Форум во имя верховенства права

Інші новини

PRAVO.UA