ИноСтранное юридическое образование — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (416) » ИноСтранное юридическое образование

ИноСтранное юридическое образование

Если несколько лет назад юрист с иностранным образованием был экзотикой на юридическом рынке Украины, то сейчас каждая уважающая себя юридическая фирма норовит похвастаться иностранными дипломами своих сотрудников. Для некоторых иностранных юрфирм юрист с ученой степенью, присвоенной на Западе, уже не рос­кошь, а необходимость.

США

Получение правового образования в США наиболее популярно среди украинских юристов. Самые распространенные степени, которые можно получить в американских юридических школах, — это доктор права (JD) и магистр в области права (LLM). Профессиональная степень JD предназначена для тех, кто хочет работать в юридической сфере в США. Программа направлена в основном на изучение американских законов. Иностранным студентам, желающим практиковать в своей стране, но учиться в Америке, лучше получить степень магистра.

В зависимости от вуза курс LLM длится от 9 до 12 месяцев. Стоимость обучения от 16 тыс. до 30 тыс. долларов — чем престижнее вуз, тем дороже программа. Вместе с затратами на проживание, питание, медицинскую страховку, учебную литературу и карманными расходами обучение в университете обойдется минимум в 45—50 тыс. долларов. Многие украинские студенты рассчитывают получить стипендию на обучение, но это очень сложно. В этом смысле заграничным юристам везет гораздо меньше, чем, скажем, физикам или математикам. Представители точных наук получают стипендии чаще.

Наличие высшего юридического образования — одно из главных требований американских школ. В США смотрят на оценки в дипломе и опыт работы. Экзамен по английскому для иностранцев ­TOEFL — также обязательное условие. Во время учебы слушателям предстоит иметь дело с юридической лексикой, поэтому общий английский должен, как говорится, отскакивать от зубов. В школах кандидатам придется пройти еще и тест по праву LSAT.

Американцы щепетильно относятся к мотивам получения LLM. Если вы скажете, что всю жизнь мечтали попасть в США и зарабатывать там баснословные деньги, то, скорее всего, приемная комиссия вас забракует. Лучше сказать, что вы хотели бы вернуться на Родину и там покорять новые профессиональные вершины.

Если вы собираетесь практиковать право в Америке, вам также нужно будет добиться специальной лицензии штата. Есть два основных требования:

1) диплом аккредитованной американской коллегией адвокатов юридической школы. Учебное заведение, аккредитованное за границей, заграничными органами не считается аккредитованным, когда речь идет о получении лицензии в Америке. По законам многих штатов, школа также должна быть аккредитована верховным апелляционным судом штата;

2) успешная сдача «bar exam». Соискатель должен продемонстрировать доскональное знание американской юриспруденции.

Канада и Великобритания

Попасть на учебу в Канаду или Великобританию гораздо проще. Конкурс, конечно, там тоже есть, но требования при поступ­лении, например, к знанию языка, не столь высокие. Кроме того, в этих странах более демократичные цены на обучение (LLM в самых знаменитых вузах Канады стоит максимум 20—25 тыс. долларов). К тому же многие вузы предлагают бесплатный курс по анг­лийскому языку, который проводится за месяц до начала основных занятий.

В Канаде главным условием является определенный уровень высшего ­образования. Это требование установлено нормами Союза юристов в Канаде. Согласно данному требованию, абитуриент должен предоставить доказательство получения степени в любом признанном университете или доказательство успешного прослушивания 60 часов по программе, предшествующей получению степени. Тем не менее количество времени, проведенного в университете, может отличаться. Так, ­Osgood Hall Law School (юрфак при Йоркском университете) ссылается на вышеуказанную норму и устанавливает те же 60 часов, юридический факультет Университета Торонто — 3 года, а Университет Оттавы —

2 года.

Вторым, но не менее важным условием для поступления является успеваемость в том вузе, где вы учитесь или учились. Тут также все зависит от школы, но в любом случае для поступающих на первый курс средний балл не может быть ниже отметки «В+», что примерно соответствует 4,3. А если вы хотите поступить в школу из лучшей канадской пятерки, то вам следует удостовериться, что ваш средний балл находится в пределах от 4,6 до 5.

Кроме того, необходимым условием поступления в любой из вузов Канады является успешная сдача уже упоминавшихся тестов LSAT и TOEFL.

Франция

Во Франции университетское образование включает в себя схему LMD. Аббревиатура LMD расшифровывается как «лисанс —

мас­тер — доктор». Эта новая европейская схема университетского обучения позволяет сравнить французский диплом с дипломом любого европейского университета; следовательно, это может способствовать большей мобильности студентов внутри сообщества, а также признанию дипломов на рынке занятости. Два года после окончания средней школы обу­чаются для защиты диплома DEUG (диплом об общем университетском образовании), еще 1 год после DEUG — для диплома «лисанс», после «лисанс» еще 1 год для получения диплома «мастер»; затем следует подготовка к диплому DEA (диплом об углубленных исследованиях) перед диссертацией (3 года) и получением диплома «доктор» (кандидат наук), или DESS (диплом о высшем специализированном образовании) — 1 год после «мастер» для студентов, желающих начать профессиональную деятельность. Впрочем, в университете существуют специализированные учебные курсы, выдающие свои собственные дипломы на разных уровнях обучения.

Германия

Что касается Германии, то неоспоримое преимущество ее университетов заключается в бесплатном обучении. В Германии вузы сами не предоставляют стипендии и гранты. Немецкие учащиеся могут взять ссуду на обучение, предоставляемую государством по федеральному закону о содействии образованию — максимум 600 евро в месяц, которую они частично выплачивают по окончании вуза. Другая возможность — общественные и частные фонды, институты, предоставляющие финансовую поддержку часто и для иностранных учащихся и научных работников.

Стипендии и гранты выделяются на конкурсной основе, с процедурой подачи заявок и конкурсным отбором. Критерии оценок различны, решающими являются хорошее владение немецким и/или английским языком, предыдущие академические и/или научные успехи, мотивация для обучения/исследований в Германии, для аспирантов и ученых в первую очередь исследовательский проект и контакты с немецкими коллегами.

В Германии нет единого федерального закона о подготовке юристов. Каждая из земель принимает на региональном уровне собственный акт, в котором определяются все требования к претендентам на диплом. Федеральные земли Германии имеют право вводить плату за обучение в вузах по собственному усмотрению. К такому выводу пришел Конституционный суд Германии. Таким образом, суд объявил недействительным запрет на введение платы за первое высшее образование, который в 2002 году был установлен федеральным правительством.

Магистрантское обучение LLM длится, как правило, два семестра и заканчивается написанием работы, а также сдачей устных экзаменов по выбранным предметам. Почти каждым юридическим факультетом в Германии принято Положение о магистрантской учебе, в котором подробно прописаны все условия и требования. Необходимо, чтобы один из профессоров или доцентов юридического факультета в письменной форме согласился быть вашим научным руководителем. Студент должен за два семестра прослушать лекции и сдать письменные и устные экзамены общим объемом около 20 часов в неделю. Расписание составляется самостоятельно и согласовывается с научным руководителем.

Аспирантура, или, как ее называют немцы, докторантура (степень Dr. iur.), длится 2Методы обучения

Что касается самого процесса обучения, то в США, например, на юрфаках не читаются дисциплины по теории и истории права (вообще-то иногда читаются лучшими профессорами в качестве спецкурсов, но не для всех, а только для отличников). Но учатся студенты по 18 часов в сутки, не имеют времени для личной жизни, а среднестатистический американский юрист к 35 годам имеет уже две операции на сердце. Если студент не подготовился к семинарскому занятию более двух раз в году (независимо по уважительной причине или нет), он автоматически отчисляется из школы права. Все экзамены на юрфаке в США письменные и анонимные, т.е. преподаватель не знает, чью работу проверяет. Но и студенты на экзаменах никогда не списывают, поскольку, если кто-нибудь попытается это сделать, то его соученик может нажать специальную кнопку под сиденьем, после чего придет представитель администрации и удалит нарушителя с экзамена с последующим отчислением.

Основным отличием западного образования от отечественного является система подходов, используемых в процессе обучения. Это так называемые кейс-метод и метод Сократа. При применении кейс-метода единственные учебники — это сборники кейсов — различных прецедентов на уровне Верховного суда. Студенты рассматривают всевозможные случаи и готовятся отвечать на вопросы, связанные с ними, на следующем занятии.

Большинство американских и английских школ права используют так называемый сократовский метод обучения. Основную часть материала студенты изучают самостоятельно, а в аудитории рассказывают преподавателю, как они поняли пройденное и какие выводы сделали. Учебный материал —

это реальные юридические кейсы и правовые задачи, которые слушатели анализируют в ходе логических рассуждений. Если они не разобрались в материале, профессор не спешит его разжевывать, а добивается, чтобы студенты все-таки самостоятельно пришли к правильным выводам. При этом зачастую преподаватель умышленно усложняет поставленную задачу, изменяя некоторые факты. Если студенты решили проблему, то распутать новую ситуацию для них уже не составит особого труда.

Нужно ли украинскому юристу западное образование?

Получение степени LLM в Utrecht University по программе «Европейское частное право» во многом помогло Катерине Кокот, юрис­ту компании «Магистр и Партнеры», в работе с иностранными клиентами, так как в голландском университете много внимания уделялось изучению западной специфики юридического бизнеса. Еще одним преимуществом западного образования, отмечает она, является обучение командной работе: преподаватель делит студентов на группы, и каждая группа должна коллективно работать над одним проектом. Оцениваются результаты труда всей группы, а не отдельных ее членов. Поэтому им приходится более эффективно распределять между собой обязанности с учетом сильных сторон каждого участника.

Украинские юристы, стремясь получить иностранное юридическое образование, преследуют несколько целей. Прежде всего это получение работы в престижной юридической фирме, украинской или иностранной. Потом следует получение международного опыта и совершенствование знания английского языка.

Как отмечает Антон Лымарь, юрист международной компании ­Chadbourne & Parke L.L.P., получение непосредственно юридических знаний вряд ли можно рассматривать как приоритет, поскольку знания, получаемые иностранными юристами в юридических школах, например, США и Великобритании, не являются прямо приме­нимыми в юридической практике: студентов прежде всего учат анализировать, размышлять, дискутировать, находить решения проблем на основе принципов системы общего права США или Великобритании.

Как считают представители юридической компании DLA Piper Ukraine Наталия Кочергина, LLM in International Business Law (Central European University / New York State University, 1996) и Павел Казимиров, LLM (Merits) in Banking and Finance (QMUL, 2003), западное образование, во-первых, позволяет изучать широкий спектр узкоспециальных предметов — от защиты прав женщин и детей до аэрокосмического права. Во-вторых, оно улучшает общее понимание принципов права и юриспруденции, по крайней мере, соответствующей юрисдикции, и, в-третьих, дает понимание того, как работают иностранные юридические фирмы, и чего соответственно ожидают иностранные клиенты от украинских фирм.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Смена работы — по желанию!

Государственная практика

Совет судей: структурные изменения

Законодательная практика

«Неместные» вопросы выборов

Неделя права

Судьи себя в обиду не дадут

Гражданский кодекс ждут перемены

Деньги любят счет!

Семь раз отмерь…

Рискнули, но шампанского пить не будут!

На принципах децентрализации

Новости юридических фирм

По юридическому порядку становись!

Встречают по одежке...

Ссылка в хорошем смысле слова

К борьбе за статус юриста будь готов!

ИноСтранное юридическое образование

Раскроем карты, господа юристы!

Мы всегда в пятерке лучших!

Реестр событий

Квартирный вопрос все испортил

Останется только один!

Правовой комитет: 1+1+1=1!

Судебная практика

Толкуй договор, не изменяя его!

Судебные решения

Иск или жалоба?

Исполнять можно, как хочется

О праве на беспристрастный суд не стоит забывать в первую очередь судьям

Тема номера

Судебная реформа под микроскопом

Бессмертие в украинском законодательстве

Трибуна

Проблемная юстиция

Юридический форум

С днем рождения, «Салком»!

Форум во имя верховенства права

Інші новини

PRAVO.UA