В этом году в исследовательскую анкету, которую мы предлагали для заполнения юридическим фирмам, впервые были включены вопросы по маркетингу и рекламе. Если еще год-два назад юридические компании на вопрос о рекламе и маркетинге гордо отвечали, что не испытывают в них необходимости, так как их название и деятельность «сами по себе реклама», то сейчас мнения прямо противоположные. Догму «Реклама — двигатель прогресса» еще никто не отменял.
Итак, посмотрим на голые цифры. В результате нашего исследования выяснилось, что 75 % респондентов имеют маркетинговый план своего развития, при этом почти у половины юридических компаний (43 %) отсутствует должность маркетинг-менеджера. Отсутствие специальной должности при наличии маркетинг-плана говорит о том, что некоторым юристам компании приходится совмещать юридическую и маркетинговую деятельность на благо фирмы. Даже тот факт, что 17 % компаний признались в отсутствии и того и другого, не свидетельствует об игнорировании рекламных перспектив. Речь в данном случае идет о том, справляться ли своими силами или нанимать профессионала со специальным образованием.
По мнению Светланы Бойко, маркетинг-менеджера юридической и патентной фирмы «Грищенко и Партнеры», для маркетинг-менеджера необходимо профессиональное маркетинговое образование и серьезная теоретическая подготовка, без чего провести исследование рынка, составить бюджет или отчетность по проекту практически невозможно. В свою очередь Назар Бенч, управляющий партнер фирмы «Гарантия», считает, что маркетинг — это не образовательная дисциплина, а ремесло, которому обучаются в повседневной практике. В любом случае человек, занимающийся вопросами продвижения юридической фирмы, должен быть, прежде всего, осведомленным в специфике юридической профессии.
Конференции
Многие компании концентрируют свои маркетинговые усилия на организации и проведении конференций. Такой маркетинговый ход не только повышает узнаваемость компании и позволяет распространить информацию о ее деятельности на юридическом рынке, но и позиционирует фирму как специализирующуюся в вопросах, которым посвящена конференция. Поэтому неудивительно видеть компании
Baker & McKenzie и PricewaterhouseCoopers среди спонсоров конференций по слиянию и поглощению и международному финансированию; Arzinger & Partners в основном интересуются международным коммерческим арбитражем, а «Дубинский и Ошарова» —
сферой интеллектуальной собственности; Международная юридическая служба доказывает свою квалифицированность в сфере защиты прав судовладельцев и т.п. Кроме того, аналогичный способ рекламы своей компании выбрали также «Салком»,
Ernst & Young, DLA Piper Ukraine и многие другие.
Некоторые компании поддерживают и издательство «Юридическая практика» в деле участия и освещения конференций. Мы выражаем свою признательность спонсорам наших репортажей из г. Сан-Диего (Ежегодная конференция Международной ассоциации торговых марок, ИНТА) и Чехии (Ежегодная конференция Международной ассоциации юристов) юридическим компаниям «Василь Кисиль и Партнеры», «Коннов и Созановский», «Магистр и Партнеры», «Дубинский и Ошарова», «Александров и Партнеры», «Фарго» и «Федорова и Партнеры».
Публикации
Эффективным способом продвижения юридической фирмы является предоставление новостей о деятельности компании, комментариев по определенным правовым вопросам, а также написание аналитических статей и подача интервью в печатные издания как юридического, так и общего профиля.
Новости о деятельности компании тоже позитивно влияют на ее дальнейшее развитие, поскольку регулярное уведомление о «жизнедеятельности» компании априори создает ей ореол успешности.
Тема комментария или статьи, как правило, навешивает на юриста ярлык специалиста в анализируемой сфере. Если же обсуждаемой отрасли посвящен целый ряд материалов, то от восприятия конкретного лица исключительно в таком «амплуа» достаточно сложно избавиться. Естественно, в этом есть и позитив, и определенный негатив — в зависимости от целей автора. Как показывает практика, быть хорошим юристом еще не означает быть хорошим писателем. Возможно, именно поэтому на фотографиях, иллюстрирующих статьи во всевозможных юридических изданиях, мелькают одни и те же лица, представляющие ту или иную компанию.
В последнее время все больше и больше компаний публикуют рекламные материалы в зарубежных печатных изданиях, обзорах, анализируют законодательство Украины для составления международных и европейских исследований. Так, печатная реклама юридической фирмы «Магистр и Партнеры» появилась в сборнике обзоров, предоставляемом участникам конференции Международной ассоциации юристов. Кроме того, партнер и руководитель группы банковского и финансового права юридической фирмы «Шевченко Дидковский и Партнеры» Армен Хачатурян выступил автором украинского раздела англоязычной книги «Международное корпоративное право» (International Corporate Law), которое вошло в серию изданий Winning Legal Strategies.
Не может не радовать тот факт, что некоторые иностранные печатные издания обращаются к своим украинским коллегам за правом перепечатать интересующие их материалы со ссылкой на издание-первоисточник. В апреле этого года в журнале The ICFAI Journal of Banking Law была размещена статья Оксаны Олеховой, юриста киевского представительства компании KPMG. Право на перепечатку статьи Тараса Думыча, юриста международной компании B. C. Toms & Co, недавно получил ежемесячник Russia/Eurasia Executive Guide. Вдвойне приятно, что первоисточником обеих статей стало англоязычное издание ЗАО «Юридическая практика» The Ukrainian Journal of Business Law.
Некоторые юридические компании с массивным научным потенциалом не ограничиваются написанием отдельных статей, а выпускают под своей эгидой целые книги. Такой практикой известна компания «Салком», издавшая в прошлом году труд «Проблемы гармонизации законодательства Украины и стран Европы». Безусловно, публикация материалов в иностранных источниках имеет тройное значение: во-первых, улучшает имидж компании, во-вторых, так же положительно влияет на имидж самого автора-юриста, а в-третьих — позитивно сказывается на международном статусе Украины.
К публикациям можно отнести и издание брошюр и буклетов о деятельности компании и информационных бюллетеней обзора законодательства.
Некоторые компании издают даже свои газеты. Так, например, недавно вышел новый номер бесплатной правовой газеты «Прецедент», учредителем и издателем которой является корпорация «Юридическая компания «Бизнес-право Аудит».
Телевидение
Следует отметить, что «играющий ящик» юристы рекламой не жалуют. Именно в этой сфере появляется загадочное и многим непонятное слово «пиар». Наверно, в рейтинге «Самые политические юридические фирмы года» первое место досталось бы адвокатской компании «Правис: Резников, Власенко и Партнеры». Они отметились и в деле представления интересов кандидата в Президенты Украины Виктора Ющенко, и в отстаивании законности приватизации «Криворожстали» и Никопольского завода ферросплавов.
Не меньшую популярность приобрел и Андрей Федур, глава компании «Андрей Федур и Партнеры», боровшийся за честь опального Николая Колесникова, экс-губернатора Донецкой области. Можно смело утверждать, что на данный момент г-н Федур является наиболее известным адвокатом по уголовным делам на Украине.
Украинская версия российской программы «Час суда» сделала узнаваемым Игоря Годецкого, главу одноименного киевского адвокатского бюро.
Преимуществ у телевизионной рекламы достаточно много — большая и разнообразная аудитория, запоминаемость и т.п., однако есть и не менее существенные недостатки. Например, одна иностранная компания, подыскивающая себе юридических советников для ведения судебного дела, отказалась от первоначальных планов по сотрудничеству с компанией N. по причине ее «чрезмерной» публичности и отдала предпочтение другим, более «скромным» юристам. Этот случай отнюдь не должен служить призывом для юридических фирм уходить «в тень», а просто показывает разные стороны маркетинговой медали.
Не хлебом единым рекламирует человек?
Палитра маркетинговых методов в юридическом бизнесе весьма разнообразна: от рекламы в печатных изданиях до спонсорства культурного мероприятия или фуршетов.
Так, юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры» стала спонсором «Вечера украинских романсов», организованного Министерством культуры и искусства Украины и фестивалем «Країна мрій». Приобщилась к прекрасному и юридическая фирма «Шевченко Дидковский и Партнеры», ставшая меценатом выставки и презентации альбома художника Александра Клименко в Киевском музее российского искусства и спонсировавшая благотворительный концерт в Колонном зале Национальной филармонии.
Не могла оставить юристов и бизнесменов голодными компания B. C. Toms & Co, спонсировавшая деловой обед во время проведения международной конференции Global Finance Ukraine в ноябре этого года. Chadbourne & Parke L.L.P. хозяйничал на другом фуршете в г. Нью-Йорке, организованном в честь приезда украинского Президента Виктора Ющенко. В июле аудиторская компания
Ernst & Young поддержала пикник Американской торговой палаты на Украине, посвященный празднованию Дня независимости США.
Большой популярностью в юридической среде пользуется проведение различных конкурсов среди студентов украинских вузов на получение именных стипендий. Такие стипендии учреждались уже упоминаемой нами фирмой «Шевченко Дидковский и Партнеры», одесской компанией «АНК» и компанией «Правовой Альянс». Уже не первый год «Магистр и Партнеры» поддерживает талантливую молодежь на конкурсе им. Филиппа Джессопа. Указанные мероприятия не только придают вес юридической фирме, делают ее бренд узнаваемым, но что самое важное — позволяют ей привлечь в свои ряды молодые перспективные кадры.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…