Курс медиации — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (772) » Курс медиации

Курс медиации

Рубрика Тема номера

Прежде чем говорить о проблематике внедрения медиации в административное судопроизводство Укра­ины, целесо­образно напомнить, что же представляет собой процедура медиации. Медиа­ция — это процедура внесудебного решения конфликтов (споров) с соблюдением принципов добровольности, самоопределения и равенства сторон, конфиденциальности, независимости и непредвзятости, во время которой стороны конфликта (спора) обращаются за помощью к третьей стороне (медиатору) с целью достижения соглашения о внесудебном разрешении их конфликта (спора), независимо от того, был ли этот процесс инициирован сторонами или предложен судом.

Основными принципами указанной процедуры являются: добровольность, инициативность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры. Положи­тель­ным моментом является и то, что регулирование спора и переговоры проводит третье лицо — медиатор, — который обладает специальной подготовкой, а сама процедура медиации дает возможность сторонам совместно найти взаимовыгодное решение.

Дискуссии относительно введения медиации как альтернативной формы разрешения споров длятся на Украине уже не один год. При этом наибольшее количество разногласий возникает именно относительно внедрения медиации в административном процессе. Сегодня медиация в административном процессе применяется в США, Австралии, некоторых странах Европы, среди которых Германия и Голландия.

Значительного успеха во введении медиации достигла Германия, где эта процедура по сути является частью судебного процесса — производство по примирению сторон начинается после поступления иска в суд, медиатором выступает «профессиональный» судья, а само производство ведется по правилам медиации.

«Пилотный» проект

На Украине на сегодняшний день институт медиации не прописан на законодательном уровне. Но при этом, согласно статье 113 Кодекса административного судопроизводства Украины, стороны могут полностью или частично урегулировать спор на основании взаимных уступок. В данном случае судья никакого участия в соглашении сторон не принимает: его роль заключается только в определении срока для примирения и приостановления производства на время такого примирения. По результатам переговоров, в случае если стороны пришли к компромиссу, судья закрывает производство по делу, а если нет — продолжает рассмотрение дела по сути. Таким образом, назвать данную процедуру медиацией нельзя, поскольку закон не обязывает судью осуществлять какие-либо действия для примирения сторон.

В последние годы на Украине вопросу медиации стали уделять больше внимания. Начиная с 2007 года неоднократно проводились разнообразные круглые столы, учебные курсы с привлечением зарубежных экспертов по вопросам медиации. Не раз осуществлялись попытки принять закон о медиации, однако ни один из предложенных законопроектов так и не был принят. Последними на рассмотрение Верховного Совета Украины были вынесены законопроекты № 10301 и № 10301-1 в апреле с.г.

Кроме того, в рамках совместной программы Европейского Союза и Совета Европы «Прозрачность и эффективность судебной системы Украины» в некоторых судах Украины были запущены пилотные проекты по медиации. Участниками этих проектов стали, в частности, Донецкий апелляционный административный суд и Винницкий окружной административный суд.

Так, в Донецком апелляционном административном суде в июле 2010 года на протяжении «недели медиации» судьи-медиаторы Геращенко И.В., Горбенко К.П., Дяченко С.П., Колесник Г.А., Яманко В.Г. рассмотрели 10 дел в порядке медиации. В Винницком окружном административном суде с июня 2010 года по октябрь 2011 года три судьи-медиатора Мультян М.Б., Дончик В.В. и Поли­щук И.М. провели 31 процедуру медиации, из которых в 20 случаях был достигнут положительный результат и были подписаны соответствующие соглашения.

Компромисс невозможен

Несмотря на массу позитивных черт медиации, на Украине существует немало проблем относительно введения данной процедуры в административное судопроизводство.

Ряд ученых придерживается позиции, что в связи с особенностями указанных споров процедура медиации не может существовать в рамках административного судопроизводства. Так, в административных делах одной из сторон процесса выступают орган государственной власти или органы местного самоуправления, в спорах с которыми весьма проблематично достигнуть какого-либо компромисса. Например, изменение порядка и условий исполнения обязательств публичного характера в отношении отдельного лица по своей сути может расцениваться как нарушение равенства и одинакового применения закона к другим обязанным лицам. Более того, говоря о таком принципе медиации, как «инициативность», очень тяжело представить себе, что орган государственной власти первый предложит решить спор с помощью процедуры медиации. Ведь в соответствии со статьей 10 Закона Украины «О государственной службе» государственные служащие действуют исключительно в рамках своих полномочий и в соответствии с Конституцией и законодательством Украины. Государственный служащий ограничен в принятии решений на собственное усмотрение, он обязан действовать только в рамках, разрешенных законом. То есть в рамках административного судопроизводства инициатором медиации скорее выступит обязанное лицо, чем государственный орган.

Другая точка зрения заключается в том, что медиацию все же можно применить, однако только в некоторых административных спорах. Ученые отмечают, что в контексте административного судопроизводства процесс медиации применим к спорам относительно обжалования решений органов власти или местного самоуправления, действий либо бездеятельности государственных служащих, спорам, возникающим в процессе принятия граждан на государственную службу, ее прохождения, увольнения с должности и т.д. В свою очередь, учитывая специфику правоотношений, медиацию невозможно применить в спорах относительно порядка проведения и обжалования результатов выборов, референдума, а также правоотношений, где сам спор не может предусматривать такое понятие, как «компромисс».

Безусловно, медиация является действенным механизмом, способным уменьшить количество неисполненных решений, что, в свою очередь, снизит количество обращений в Европейский суд по правам человека. К сожалению, на данном этапе существует слишком много препятствий для введения процедуры медиации в административное судопроизводство, поскольку государственный орган для исполнения своих полномочий, в первую очередь, использует инструмент принуждения, что не дает возможности говорить о равенстве сторон в судебном процессе. Исполнение своих обязательств государственными органами не допускает возможности компромисса, ведь орган государственной власти может действовать только в рамках, установленных действующим законодательством.

СТЕПАНЕНКО Алексей — юрист Юри­дической группы LCF, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Гадание на вакантной гуще

Актуальный документ

Документы и аналитика

Обращение за консультацией

Акцент

Тень победы

Государство и юристы

Новости законотворчества

В парламенте зарегистрирован законопроект о новой космической программе

Государство и юристы

Вводные процедуры

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент поддержал сокращение списка бланков строгой отчетности

За основу принят законопроект, повышающий ставки судебного сбора

Государство и юристы

За рубежом

Wolf Theiss открывает офис в Польше

Документы и аналитика

Не ведают, что благотворят

Книжная полка

Фирменное управление

Неделя права

Вскрыть картели

Окно в Евросуд

Взялись за дисциплину

Неделя права

Новости из-за рубежа

Автозаки оснастят видеокамерами

Книгоиздатели помирились с Google

Неделя права

Месть за достоинство

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело «Эпицентр К» на 9,9 млн грн направлено в ВХСУ

Приговорен убийца судьи

Новости юридических фирм

Частная практика

Наталья Мещерякова возглавила новый департамент интеллектуальной собственности AstapovLawyers

ЮФ «Саенко Харенко» сопровождает наибольшее количество M & A-проектов на Украине

МЮФ Integrites успешно урегулировала конфликт компании Galika с госорганами

ЮФ «Лавринович и Партнеры» выступила юрсоветником дополнительного размещения еврооблигаций на сумму 600 млн долл. США

АО Arzinger усиливает практику конкурентного и антимонопольного права

ЮФ «Антика» выступила советником «Надра Украины» в ходе закрытия сделки по продаже компании «Захидгазинвест»

Отрасли практики

Степень недопуска

Долевая порука

Суды не идут на мировую

Рекламная пауза

Судьба нерезидента

Штрафы поставили на место

Рабочий график

ВССУ утвердит рабочий проект своего нового здания

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Финальные конференции

Решения недели

Судебная практика

Не воспользовался правом

Независимо от вида договора

Название не оригинальное

Самое важное

Правосудный день

Новый формат

Сборная помощь

Судебное прозрение

Спецпроект

Сфера вливания

Судебная практика

Доля ответственности

Обмену подлежит

Судебная практика

Судебные решения

Лицо освобождается от платы за землю за земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства

Об определении лиц, которым предоставляются льготы на оплату коммунальных услуг

Судебная практика

Цена запроса

Тема номера

Курс медиации

Частная практика

Конференция по-киевски

Тройная точка

20-летие аттестации на патентного поверенного

Юридический форум

Твердая «пятерка» CMS Cameron McKenna

На Дублин!

Інші новини

PRAVO.UA