В соответствии с требованиями статей 4 и 6 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 года все граждане Украины (потребители) имеют право получать услуги в полном объеме и надлежащего качества. Как предусмотрено статьей 714 Гражданского кодекса Украины (ГК), правовые отношения между поставщиком услуги и потребителем должны быть урегулированы договором.
Так, по договору снабжения энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть одна сторона (поставщик) обязуется предоставлять другой стороне (потребителю, абоненту) энергетические и прочие ресурсы, предусмотренные договором, а потребитель (абонент) обязуется оплачивать стоимость принятых ресурсов и придерживаться предусмотренного договором режима их использования, а также обеспечить безопасную эксплуатацию энергетического и иного оборудования. Абонентом по такому договору может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
Особенности энергии (электрической и тепловой) определяют ряд прав и обязанностей сторон договора, не характерных для других видов договоров. Кроме оплаты энергии, на покупателя возлагаются дополнительные обязанности, связанные с необходимостью:
а) соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления;
б) обеспечивать правила эксплуатации энергетических сетей, а также исправность приборов и оборудования, используемых в процессе потребления энергии.
Энергоснабжающая организация наделена правом контроля состояния технических средств и безопасности их эксплуатации покупателем, то есть она уполномочена контролировать выполнение покупателем обязанностей, предусмотренных договором.
Право контроля возникает у энергоснабжающей организации из договора и не служит проявлением властных полномочий. Административный контроль за состоянием присоединенных сетей осуществляется органами Энергонадзора.
Необходимым условием договора энергоснабжения является наличие у покупателя энергетических сетей, которые могут быть подключены к сетям энергоснабжающей организации, а также приборов учета и другого оборудования, используемых в процессе потребления энергии.
Вместе с тем, как и в определениях других видов договоров, в определение договора энергоснабжения включены признаки, позволяющие выделить его в самостоятельный вид и тем самым отмежевать его от договора поставки и других видов договоров. К таким признакам прежде всего относится способ выполнения договора — передача энергии энергоснабжающей организацией покупателю через присоединенную сеть, а также наличие прав и обязанностей сторон не только при передаче энергии, но и ее потреблении.
Статьей 18 Закона Украины «О защите прав потребителей» определены условия договоров, ограничивающих права потребителя, при наличии которых такие договоры могут быть признаны недействительными.
В соответствии со статьей 714 ГК правила о договоре энергоснабжения применяются к снабжению тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, другими правовыми актами. Специальным Законом, регулирующим основные правовые, экономические и организационные принципы деятельности на объектах сферы теплоснабжения, является Закон Украины «О теплоснабжении» от 2 июня 2005 года.
Кроме того, отношения между субъектом хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальных услуг, и физическим лицом (потребителем), получающим услуги централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды, водоотвода, урегулированы Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины № 630 от 21 июля 2005 года (Правила).
В соответствии с пунктом 24 указанных Правил потребитель может отказаться от получения услуг централизованного отопления и поставки горячей воды. Однако самовольное отключение от сетей централизованного отопления запрещается.
Пунктом 29 Правил предусмотрено, что потребитель имеет право на уменьшение размера оплаты в случае предоставления услуг не в полном объеме, отклонения их количественных и/или качественных показателей от утвержденных нормативов потребления. Требования относительно количественных и качественных показателей услуг и уменьшения оплаты в случае их отклонения четко перечислены в приложении к Правилам.
Поскольку услуга по отоплению жилого дома относится к жилищно-коммунальным услугам, в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24 июня 2004 года заключение договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг (услуг по централизованному отоплению) является прямой обязанностью производителя данной услуги. Таким образом, жэки, предприятия теплосети, электрические сети и другие поставщики услуг должны заключать с потребителями договоры, в которых четко обозначать перечень предоставляемых услуг, их качество, количество, уровень оплаты, сроки осуществления оплаты и др.
Так, например, приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 150 от 10 августа 2004 года утвержден Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, а также услуг по ремонту помещений, домов, сооружений. В этом довольно большом перечне предусмотрены такие услуги, как укрепление решеток и ограждений балконов (подпункт 1.1.9.5), регулирование и гидравлическое испытание систем центрального отопления (подпункт 1.1.12.1), регулирование и налаживание системы вентиляции (подпункт 1.1.12.2), очищение от накипи запорной арматуры (подпункт 1.1.12.9), регулирование и гидравлическое испытание систем горячего водоснабжения (подпункт 1.1.15.1) и др.
Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 76 от 17 мая 2005 года (Правила), представителями жилищно-коммунальных предприятий должны проводиться плановые осмотры жилых домов, которые подразделяются на общие и профилактические.
Общие осмотры предусматривают комплексное обследование комиссией элементов помещений дома, а также их внешнего благоустройства с целью определения технического и санитарного состояния, выявления неисправностей и принятия решений относительно их устранения, а также определение готовности домов к эксплуатации в следующий период. Общий осмотр проводится весной и осенью, о чем составляется акт осмотра жилого дома, где отражаются все выявленные недостатки, в том числе и такие «болезненные» вопросы, как мелкий ремонт кровли, фасадов, ремонт и утепление трубопроводов на чердаках и в подвальных помещениях, ремонт, регулирование, гидравлическое испытание систем водоснабжения и центрального отопления, ремонт и укрепление входных дверей, освещение придомовой территории и многое другое.
Профилактический осмотр жилых домов и их конструктивных элементов осуществляется соответствующими специалистами исполнителя услуг в соответствии с их периодичностью, определенной индивидуально для каждой услуги. Так, в соответствии с приложением 2 к подпункту 2.1.5 Правил периодичность технического обслуживания печей, кухонных плит, дымоотводов, дымовых труб — 3 месяца, вентиляционных каналов — 12 месяцев и т.д.
Статьей 22 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», перечисляющей права и обязанности производителя, предусмотрено, что производитель имеет право требовать своевременную и полную оплату предоставленных услуг, а также проводить в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, соответствующие перерасчеты размера оплаты жилищно-коммунальных услуг в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества.
Следует особое внимание обратить на то, что потребители должны осуществлять оплату именно предоставленных услуг, а не полученных квитанций с суммой их оплаты. Что же касается объема предоставления услуг и их качества, то фактическое предоставление услуг необходимо сравнить с перечнем услуг, предусмотренным в договоре.
Порядок заключения договоров в сфере жилищно-коммунальных услуг урегулирован разделом 6 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах».
Потребитель имеет право на неоплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия самих жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
К сожалению, как правило, в договорах, заключаемых представителями коммунальных служб с нами, потребителями, в большей мере отражены обязанности потребителя, нежели его права. Поэтому, заключая договор и оплачивая услуги, потребитель должен видеть, кому, сколько и за что он обязан платить.
ЩЕРБАКОВА Наталья — ведущий юрисконсульт ОАО «ММК им. Ильича», г. Мариуполь
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…