21 марта с.г. Министерство юстиции Украины издало приказ № 451/5, которым утвержден Перечень конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства в Министерстве юстиции Украины.
Отметим, что обозначенный перечень помимо информации, конфиденциальность которой сомнений не вызывает, например, книги регистрации актов гражданского состояния и метрические книги органов регистрации актов гражданского состояния, содержит пункты, в которых весьма обширно описывается конфиденциальная информация, что может стать предпосылкой для широкого толкования того, что именно является открытой информацией, а что — конфиденциальной.
К примеру, весьма неоднозначно может быть истолковано положение о том, что к конфиденциальной информации Минюста относятся документы, которые содержат конфиденциальную информацию органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Так, вряд ли можно установить в полной мере, что является конфиденциальной информацией органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Но если уже данный пункт присутствует в Перечне, то, на наш взгляд, туда следовало бы включить также конфиденциальную информацию граждан, иностранцев и лиц без гражданства, которая передается Министерству юстиции в тех или иных целях.
Но больше всего вопросов о целесообразности включения в Перечень вызывают два последних его пункта. Так, без объяснений, чем он собственно руководствуется, Минюст установил, что конфиденциальной является информация, которая касается определения позиции Украины относительно целесообразности заключения международного договора о правовых отношениях и правовой помощи в гражданских и уголовных делах. Думается, что гражданам государства в некоторых случаях необходимо было бы знать, почему с одним государством такие договоры заключаются, а с другими нет. Это также могло бы уберечь граждан Украины от заключения разного рода сделок с гражданами или юридическими лицами таких государств.
Также неясны мотивы ограничения доступа лиц к сведениям относительно выполнения международных договоров Украины по вопросам гражданского и уголовного судопроизводства, которые затрагивают наиболее существенные политические или экономические интересы государства, его суверенитет, национальную безопасность и общественный порядок. Вряд ли при такой политике можно говорить об открытости и строительстве правового государства. Кроме того, существующая формулировка не дает четкого представления о том, по выполнению каких международных договоров Украины по вопросам гражданского и уголовного судопроизводства информация является открытой, а по каким нет. Ведь под описание «которые затрагивают наиболее существенные политические или экономические интересы государства, его суверенитет, национальную безопасность и общественный порядок» можно подвести фактически любое дело с иностранным субъектом или дело, рассмотренное в иностранном или международном судебном органе. Например, в Европейском суде по правам человека.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…