Уже более 2 лет на Украине действует Кодекс административного судопроизводства, однако все еще актуальными остаются вопросы о подведомственности отдельных категорий дел по публично-правовым спорам. На сегодня на рассмотрении в хозяйственных судах находится крайне много споров, не подлежащих рассмотрению в них. Такая ситуация создает условия, при которых и так перегруженные хозяйственные суды вынуждены тратить время на рассмотрение дел, которые не относятся к их компетенции. Как известно, одной из целей создания административных судов была разгрузка хозяйственных судов с тем, чтобы избавить последние от рассмотрения дел по публично-правовым спорам. В то же время до сих пор наблюдается тенденция, при которой многие субъекты властных полномочий продолжают обращаться в хозяйственные суды с исками о рассмотрении дел, подведомственных административным судам. Даже после вынесения соответствующих определений судами первых инстанций они продолжают обжаловать такие судебные акты в вышестоящих инстанциях, настаивая на необходимости рассмотрения дел непосредственно в хозяйственных судах. Одно из таких дел приводится ниже.
Налоговая инспекция обратилась в Хозяйственный суд Луганской области с исковым заявлением о прекращении предпринимательской деятельности юридического лица — предприятия инвалидов Чернобыля «Возрождение» Всеукраинской организации инвалидов «Союз», ссылаясь на то, что ответчик на протяжении года не подавал в Государственную налоговую инспекцию налоговые декларации, документы финансовой отчетности, предусмотренные налоговым законодательством Украины, что согласно пункту 2 статьи 38 Закона Украины «О государственной регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей» является основанием для принятия судебного решения о прекращении юридического лица.
Хозяйственный суд Луганской области своим определением от 5 ноября 2007 года прекратил производство по делу, сославшись на то, что обращение с требованием о прекращении юридического лица является публично-правовым спором, подведомственным административным судам Украины. Суд указал, что истец обратился в суд с иском по публично-правовым спорам 11 ноября 2005 года, т.е. после вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Украины, тем не менее, обращение было осуществлено по правилам Хозяйственного процессуального кодекса Украины, что исключает производство по делу.
Луганский апелляционный хозяйственный суд постановлением от 18 декабря 2007 года определение Хозяйственного суда Луганской области от 5 ноября 2007 года оставил без изменений на тех же основаниях. Налоговая инспекция обратилась в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение Хозяйственного суда Луганской области от 5 ноября 2007 года и постановление Луганского апелляционного хозяйственного суда от 18 декабря 2007 года, как принятые с нарушением норм процессуального права, а именно: статьи 12, пункта 1 статьи 80 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Жалобщик ссылается на то, что на момент подачи искового заявления статья 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины не содержала норму о том, что среди исключений из дел, подведомственных хозяйственным судам, есть споры, которые возникают из публично-правовых отношений. Таким образом, по мнению жалобщика, ссылка на эти нормы, как на основание вынесения постановления о прекращении производства по делу, не является правомерной. Также жалобщик отмечает, что согласно части 1 пункта 6 раздела VІІ «Заключительные и переходные положения» Кодекса административного судопроизводства Украины до начала деятельности окружных и апелляционных административных судов административные дела, подведомственные хозяйственным судам согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Украины 1991 года, решают в первой и апелляционной инстанциях соответствующие местные и апелляционные хозяйственные суды по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины.
От предприятия инвалидов Чернобыля «Возрождение» Всеукраинской организации инвалидов «Союз» отзыв на кассационную жалобу судом не был получен.
Проверив имеющиеся материалы дела на предмет правильности применения Хозяйственным судом Луганской области и Луганским апелляционным хозяйственным судом норм процессуального права, Высший хозяйственный суд Украины счел, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.
Предметом данного спора является требование налоговой инспекции о прекращении предпринимательской деятельности юридического лица — предприятия инвалидов Чернобыля «Возрождение» Всеукраинской организации инвалидов «Союз».
Статья 59 Хозяйственного кодекса Украины устанавливает, что деятельность субъекта хозяйствования прекращается, в том числе на основании решения суда, в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими законами. Часть 2 статьи 38 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 года устанавливает, что основанием для вынесения судебного решения относительно прекращения юридического лица, которое не связано с банкротством юридического лица, является, в частности, непредоставление на протяжении года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности согласно закону. Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине», на государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции возложены, в частности, функции относительно контроля своевременности представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с начислением налогов, других платежей, а также проверки достоверности этих документов относительно правильности определения объектов налогообложения и начисления налогов, других платежей. По смыслу пункта 17 части первой статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» иски об отмене государственной регистрации в случаях непредоставления необходимых документов имеют право подавать органы этой службы.
Таким образом, органы Государственной налоговой администрации Украины являются субъектами властных полномочий, которые в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины имеют право обращаться с административными исками в случаях, установленных законом. Согласно пункту 1 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Украины, дело административной юрисдикции — это переданный на рассмотрение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, который осуществляет властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе исполнение делегированных полномочий.
Анализ субъектного состава и характера правоотношения свидетельствует, что данное дело является делом административной юрисдикции, а в понимании пункта 7 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Украины налоговая инспекция является субъектом властных полномочий.
С 1 сентября 2005 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Украины. В соответствии с пунктами 6 и 7 раздела «Заключительные и переходные положения» этого кодекса до начала деятельности окружного административного суда административные дела, подведомственные хозяйственным судам согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Украины 1991 года, решаются соответствующим хозяйственным судом по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины, а заявления и жалобы в делах, которые возникают из административно-правовых отношений, а также апелляционные и кассационные жалобы (представления) рассматриваются в порядке, установленном этим кодексом.
О начале деятельности каждого административного суда Государственная судебная администрация Украины сообщает через общегосударственные и соответствующие местные официальные печатные издания. Согласно сообщению Государственной судебной администрации Украины, с 10 сентября 2007 года начал деятельность Луганский окружной административный суд. Согласно предписаниям пункта 1 статьи 80 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, хозяйственный суд прекращает производство по делу, в частности, если спор не подлежит решению в хозяйственных судах Украины. Данный спор с указанным субъектным составом не подлежит решению в хозяйственных судах Украины, поскольку должен рассматриваться по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины.
Учитывая приведенное, Хозяйственным судом Луганской области и Луганским апелляционным хозяйственным судом, по мнению ВХСУ, правильно применены нормы процессуального права, которые регулируют спорное правоотношение, доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов предыдущих инстанций, а поэтому у кассационной инстанции отсутствовали основания для отмены принятых в деле судебных актов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…